Волшебный мир песка
консультация по коррекционной педагогике

Ирина Анатольевна Дрюченко

Игра с песком - это отличный способ развивать мелкую моторику, мышление, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass_2.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Волшебный  мир песка»    

Песок… Его податливость, сыпучесть, природная магия притягивают и завораживают одновременно. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Специалисты утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение.

 Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.

Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.

  1. 1. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.

• В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

  1.  В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50х70х8 см, (где 50х70 — размер поля, а 8 — глубина).
  2.  Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
  3.  В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

 Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

 Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

 Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

 Чтоб запомнить и дружить!

 Мы с вами познакомимся с некоторыми  играми и упражнениями, которые помогают развивать у ребенка тактильную чувствительность, мелкой  моторики, развитие пространственного мышления и игромоторных навыков .

                                        ( меняем слайд)

Первые упражнения, которые вы посмотрите, будут направлены на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

  1. Знакомство с песком.

Прежде всего нужно наполнить песочницу песком. Предлагаем ребенку следующее действие…

(Песочек скатывается с горки).

  1. Знакомство с песком, его текстурой.

Упражнение с использованием пальчиковой гимнастики.

           Мой мизинчик где ты был?

            С безымянным щи варил,

            А со средним кашу ел,

            С указательным – запел,

            А большой меня встречал

            И конфеткой угощал.

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой,

 Средний брат несет рюкзак,

А безымянный ходит так.

  1. Здороваемся с песком.

Опускаем кисть руки на песок и крепко прижимаем к  поверхности, двигаем ладонь « вверх – вниз». Полезно для детей с  нарушением с опорно—двигательного аппарата и для детей с гипо или гипертонусом рук. В этом случае у ребенка с гипертонусом пальчики расправлаются, а при гипотонусе, статичность пальчиков обеспечивают силу мускалутыры рук. Затем двигаем кисть руки « влево – вправо». Тоже  выполняем другой рукой.

  1. Рисуем простые изображения.

Все пальчики левой ( затем  правой)  руки присоединяем к песку и начинаем следующие движения ( круговые), пальцы работают согласованно, каждый пальчик чувствует песок. На что похоже?

  1. Высыпаем песок струйкой.

Предлагаем детям захватить в кулачок песок, удержать его, чтобы он не высыпался. И далее высыпать струйкой из кулачка в горку. Важно , чтобы получилась горка. Обычно…..Пользы в таком действии не будет,  потому что пальцы не принимают участия в удержании песка и нет контроля за движением пальцев. Данное упражнение имеет сильный терапевтический эффект, для того , чтобы ребенок научился пользоваться собственными руками и , чтобы мелкая моторика была более координирована.

  1. Перетирание песочка ( на согласованность движения обеих рук).

Набираем песочек двумя ладонями и перетираем его между ладонями. Дети очень любят это упражнение, получают тактильное удовольствие. Усложняем – понадобиться 2-3 фасолины. Данное упражнение стимулирует тактильную чувствительность и обладает эффектом массажа.

  1. Дождь.

Предлагаем ребенку опустить руку на песок и закрыть глаза, а педагог насыпает песок на ладошку ребенка. «Что ты чувствуешь?».Можно усложнить –сыпать песок поочередно на каждый пальчик. « На какой пальчик попал песок?».

Мы посмотрели игры , которые не требуют дополнительного материала только песок, а сейчас я покажу более сложные игры и упражнения, с использованием дополнительного оборудования.

                                       (меняем слайд)

Упражнения на развитие пространственного мышления и графомоторных навыков.

  1. Упражнения с геометрическими фигурами.

Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком. Это упражнение полезно детям, которые не имеют графических навыков или имеют трудности в рисовании. Фигурки убираем и теперь будем украшать бусинками. Пока ребенок украшает фигурку, работает и концентрация внимания, и координация движений, и мелная моторика, и сенсорное восприятие. А гиперактивные дети находятся в достаточно сосредоточенном режиме, тем самым нервная система получает урок выносливости. Во времяэтого упражнения работают большой и указательный пальчики. Производят захват, там самым готовим ручку , чтобы ребенок в дальнейшем мог держать карандаш , кисточку.Дети, которые имеют трудности двигательно – моторной координации должны обязательно попасть украшением на световую часть фигуры, что иногда бывает трудно. Дети очень любят это упражнение.

  1. Найди фигурку.

Нам понадобится набор фигурок, предлагаем ребенку закрыть глаза, а взрослый прячет на поверхности стола фигурки. Предлагаем ребенку найти спрятанные сокровища с помощью кисточки, ребенок раскапывает песочек. Когда фигурка найдена ребенок может назвать ее цвет, форму.

Выполняя это упражнение развиваем мелкую моторику, пространственное мышление, сенсорное восприятие, навыки работы с кисточкой.

  1. Повтори за мной.

Следующее  упр. Помогает детям, а особенно детям с ограниченными возможностями. Которым трудно овладеть навыками  письма и работа с песком помогает им овладеть этими навыками.

Просим ребенка указательным пальчиком правой руки провести прямую линию сверху – вниз или с право налево. Можем сделать это же левой ручкой.

Усложняем: просим провести одновременно левой и правой. Как правило, при нарушении опорно-двигательного аппарата и при нарушении мелкой моторики расстояние между линиями книзу увеличивается.

Далее просим ребенка провести 2 руками волнистые линии, зигзагообразные. Это довольно сложные упражнения, но со временем координация пальчиков рук                            становится лучше.

  1. Прокати бусинку.

Просим   нарисовать ребенку волнистую линию, а затем прокатить пальчиками бусинку. Необходимо, чтобы бусинка не выкатывалась за пределы световой дорожки. Работает зрительно – моторная координация, когда глаз контролирует ведущую руку.

  1. Дорисуй фигуру.

Упражнения с использованием опорных схем.

Показ схем.

  1. Показ сказки « Колобок».

                      (меняем слайд)

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Мы знаем, что хорошее речевое дыхание, это залог хорошей, качественной речи ребенка.

  1. Упражнение с трубочкой.

Зинкевич – Евстигнеева и Грабенко

«Чедеса на песке» Практимум по песочной терапии.

Кузуб НВ. Осипук ЭИ.

« В гостях у песочной феи: организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в волшебную страну песка"

Програмное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала-песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать ...

"Серия буклетов: Волшебный мир песка"

Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....

Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...

Родительский университет "Волшебные свойства песка"

В материале предложены разлиные игры с песком для детей дошкольного возраста. Описаны свойства и особенности кинетического песка....

«Волшебный мир песка»

Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструир...

"Волшебные свойства песка"

Конспект одд.Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного субъекта познавательной деятельности....

Проект "Волшебный мир песка"

         Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком.          ...