Игры и упражнения - Пространственные представления.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

В материале предствлены игры и упражнения для развити пространственных представлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_-_prostranstvennye_predstavleniya.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения - Пространственные  представления. 

 

«Поставь фигуру в угол». Предложите Р. поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем  углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Р. сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

«Покажи направление». Научите Р. показывать направления рукой (потом - только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).

«Расставь знаки». «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй - сверху, от третьей - справа, от четвертой - слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

«Графические диктанты» «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо,,., две - вниз,... одну - влево и т.д.». Более сложный вариант - по диагональным направлениям, например, одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну - налево вниз. Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь.

Пространственные представления формируются в различных упражнениях, где    используются предметы и приспособления  (кубики, «лего», пазлы,  разрезные  картинки, мозаики и т.п.), которые ребенок может перемещать, манипулировать с ними. Так, в частности, Р. важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

«Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис. сначала на 4, а потом - в более сложном варианте - лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите Р. сложить из полученных частей придуманные Вами орнаменты; сначала более простые, а затем - аналогичные тем, что представлены на рис. справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

Копирование фигур» На первом этапе целесообразно осуществлять копирование с помощью кальки и копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру, лежащей на левом (или правом) боку». На 180 градусов - «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах. Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и собственный рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на клетчатой бумаге. Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или обращу сверху, слева и т.д.

«Положи ручку...» Дайте Р. два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

«Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите Р. определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите Р. составить предложение про тетрадь и карандаш, и обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы ролями («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда Р. освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

«Соседи» нашего числа». Назовите «соседей» любого числа. Установите, что число справа больше его, а число слева - меньше. Предложите Р. показать соседа числа слева, справа. Взрослый называет число; Р. показывает числа, стоящие слева (справа) и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

«Коврики» Перед Р. кладется чист бумаги и набор цветных карандашей Дается инструкция «Представь, что лист это коврик Тебе нужно его разрисовать» После выполнения  задания правой рукой, ребенку предлагается новый лист и дается тоже задание для левой руки Затем Р начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает - другой, далее - обеими руками вместе Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть,) «Лето» и т д

Р. дается образец (последовательность элементов) которую он должен воспроизвести и раскрасить – несложные  орнаменты из одного, двух и более повторяющихся  несложных элементов (узоров), крут, треугольник, квадрат, усложнение желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат Затем ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее.

 «Свободные рисунки двумя руками одновременно». 

На первом этапе предложите Р. порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом - двумя руками одновременно. В начале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные полуовалы, крути, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (в начале - ближе к центру, затем - к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

«Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Р. предлагается продолжить рисование сначала последовательности простых фигурок: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные палочки; круги, квадраты, овалы, наконец - продолжить орнаменты, которые ему предложат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...