Мастер-класс с педагогами "В страну Воображанию: развиваем творческую личность"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Вашему вниманию предлагается мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "В страну Воображания: развиваем творчскую личность". Цель данного мероприятия: систематизировать и расширить знания педагогов о способах развития и формирования у детей-дошкольников творческого воображения и мышления. Материал будет интересен специалистам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_s_pedagogami.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Эклер Елена Владимировна

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение детский сад  №72

г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района

Волгоградской области, Российская Федерация

Мастер-класс с педагогами

«В страну Воображанию: развиваем творческую личность»

Цель: систематизировать и расширить знания педагогов о способах развития и формирования у детей-дошкольников творческого воображения и мышления.

Оборудование: записи музыки; подушки; модуль «Песок-вода», столы для рисования песком или разносы с песком; различный мелкий материал; счётные палочки, трубочки, крышки; для рефлексии: «Цветочная поляна», бабочки, «сердечко».

План проведения мастер-класс:

1. Вступление педагога-психолога.

2. Практическая часть: Знакомство. Приветствие. Творческая игра «Волшебные облака». Упражнение «Произнеси фразу». Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение песка», игра «Данетки». «Фанбука». Задания на развитие творческого мышления Ю.Б. Гатанова. Рассказы по воображению «Моё будущее».

3. Итог, рефлексия.

1. Вступление педагога-психолога: Воображение (фантазия) — условие и неотъемлемая часть любой творческой деятельности на всех этапах жизни: от младенчества до глубокой старости. Воображение складывается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Без фантазии человеку сложно представить своё будущее… Очень важно развивать творческое воображение уже с дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться своим опытом работы в данном направлении. Предлагаю Вам сегодня перенестись в детство, в страну Воображанию и, играя, узнать новые и вспомнить забытые методы, способы и приёмы развития творческого воображения и мышления. Согласны? Начнём со знакомства! Давайте встанем в круг.

2. Практическая часть.

Знакомство. Приветствие в кругу. Цель: создание позитивного эмоционального фона.

Знакомство: Будем знакомиться необычным способом: закройте глаза, представьте себя на берегу моря (звучит мелодия «Играют маленькие волны»). Мы стоим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Они шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны… Услышали? А теперь каждый из Вас будет проговаривать своё имя, а все остальные как эхо за ним повторять. Вот мы с вами и познакомились. Очень приятно!

Приветствие в кругу: проводится под спокойную релаксационную музыку, сидя на полу. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Она примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своей соседки, передавая привет ей, и так далее, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны. Отлично! А сейчас мы с вами будем жестами передавать друг другу воду… цветок… бабочку… Здорово!

Творческая игра «Волшебные облака». Цель: активизация группы, развитие наблюдательности, выразительности движений, воображения (проводится под релаксационную музыку).

Превратимся в облака: под звуки спокойной музыки облака плавно «летают» по ковру, по сигналу «Стоп!» «облака» замирают в определенной позе, изображая какой-нибудь живой или неживой объект. Расскажите, на что похоже ваше облако, какое у него настроение. Упражнение «Произнеси фразу»: необходимо рассказать о себе от имени своего облака.

В своей кружковой работе «Путешествие в песочные фантазии» с использованием элементов песочной игротерапии, на каждой встрече с детьми присутствуют ритуалы вхождения и выхода из сказки. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий ребенка. Какие дети особенно нуждаются в этом виде терапии? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин.

В своей работе по развитию творческого воображения у детей я использую элементы ТРИЗ.        

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение песка», игра «Данетки». Цель: ОФП — общая философская подготовка, обучение решению противоречий. Материал: счётные палочки, трубочки и круглые крышечки.

Скажите, где много песка?  (В пустыне.) Как вы думаете, хорошо это или плохо? Я утверждаю, что песок в пустыне — это плохо. Почему? Ходить по песку тяжело, трудно, неудобно...  Подтвердим это опытами: возьмите себе палочку, представьте, что это нога, и попробуйте «пройтись по песку». Что произошло? А теперь возьмите крышку и представьте себе, что это дом. Поставьте «дом» на песок. Что произошло? Дом оставил след, но не провалился. Какой можно сделать вывод из нашего эксперимента? Предположим, что сейчас я считаю, что песок в пустыне — это хорошо! Почему?  Так какой можно сделать вывод —  песок  это  хорошо или плохо? (Песок — это и хорошо, и плохо).

Фанбука (фантастическая азбука). Цель: обучение фантазированию; снятие психологических барьеров. Методы, формы, техника работа: мозговой штурм (упражнение проводится в достаточно быстром темпе).

Можно предложить детям следующие задачи:

1. Где и как можно использовать проволоку? (Сделать каркас для игрушки, бусы, вместо веревки и т.д.)

2. Что можно сделать из обычной линейки? (Использовать в строительной игре; в гимнастике, вместо гимнастической палки; при изготовлении куклы-марионетки).

3. Найдите применение шарфу. (Использовать как перевязочный материал, завязывать шарфом глаза в игре, сшить из шарфа одежду и др.).

Варианты возможных заданий на развитие творческого мышления с детьми нам предлагает Юрий Борисович Гатанов («Курс развития творческого мышления»). Данные задания развивают беглость, гибкость и оригинальность мышления: «Активные буквы», «Что ты видишь?», «Нарисуй лица», «Сочинение стихов», «Истории и сказки», «От точки к точке», «Магическая дверь», «Новая жизнь старых вещей», «Придумай животное» и др. (некоторые задания провести практически).

Рассказы по воображению «Моё будущее». Цель: активизация группы, развитие творческого воображения. Материал: стол для рисования песком, разнос с песком, различный мелкий материал: бусины, перья, фольга, фантики, цветы, ракушки и др.

Представьте себе, что вы держите волшебные телескопы, в которых можно увидеть будущее. Посмотрите в них и расскажите о своём будущем? Как много интересного вы увидели! Попробуем найти свою мечту. Что такое мечта? Какого она цвета? О чём вы мечтаете? На песочном полотне нарисуйте свою мечту (педагоги выполняют задание под релаксационную музыку). 

3. Итог, рефлексия:

1. Рефлексия. Педагог-психолог выражает благодарность за участие в мастер-классе и просит, передавая «сердечко», поделиться своими впечатлениями и мыслями. «Если Вы узнали что-то новое, получили удовольствие и удовлетворение от общения – наклейте, пожалуйста, на «Цветочную полянку» бабочку красного цвета; если нет – синюю бабочку.

2. Прощание. Педагог-психолог предлагает сделать «пирамидку» из рук, все хором говорят «До свидания!»

Литература:

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 80 с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - 6-е изд. - М.: Генезис, 2011.- 208с.
  3. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий / авт.сост. С. Г. Королева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 114 с.
  4. Ю.Б. Гатанов «Курс развития творческого мышления». – Спб.: Издательство «ИМАТОН», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развиваем творческую личность»

Известно, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи, и пе...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

Мастер-класс «3D Ручка как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »

Мастер-класс«3D Ручка как средство  эстетического развития творческой личности дошкольников  »...

Мастер – класс для педагогов «Игры в воспитания нравственных качеств личности»

Одно из самых сложных и ответственных направлений работы образовательного учреждения – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка растущ...

мастер –класс по теме: «Возможности театрализованной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста»

Возможности театрализованной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

презентация мастер-класса«3D ручка, как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »

laquo;3D ручка, как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »...