мастер –класс по теме: «Возможности театрализованной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Жорова Расмия Газанфаровна

Возможности театрализованной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер -класс32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой ключик»

мастер –класс на конкурс профессионального мастерства

«Воспитатель года -2016»

 по теме: «Возможности театрализованной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста»

                                  Подготовила воспитатель первой категории Жорова Р.Г.

2016 год

Ход мастер – класса:

Слайд №1              

Звучит песенка о театре (Актеры СГТД «Песня о театре»), на ее фоне видео  из фото детей за работой, в театральной игре.

 Выходит участница и обращается к присутствующим: после песни.                  

        Театр, театрализация, театрализованные игры  - это то, чем с большим удовольствием занимаются дети,  и в то же время - это эффективный методический инструмент в руках воспитателей, в силу своей универсальности, социальной направленности и игровой природы.

Слайд №2    название мастер -  класса и его цель

Именно поэтому, уважаемые коллеги, я представляю сегодня мастер-класс по теме: «Возможности театрализованной деятельности в развитии личности  детей дошкольного возраста.

Слайд№3

Цель моего мастер - класса: актуализация значения активного применения методов и приемов театрализации в практической деятельности воспитателей  в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Рефлексия своего педагогического опыта.

Слайд№4 .

Задачи:         

1. Повысить мотивацию (побудить) воспитателей к широкому применению театрализованной деятельности в детском саду

2. Раскрыть возможности театрализованных игр и драматизации для решения личностно- эмоциональных проблем дошкольников.

3. Ознакомить с технологией изготовления театральной куклы.

Мы с вами работаем в одной сфере, поэтому  проблемы, которые я обозначу, думаю, вам также знакомы.  Решению их в моей профессиональной практике во многом помогает театрализованная деятельность или ее элементы.

Слайд№5

Наверное, все вы согласитесь, что  при безусловной прогрессивности  и значимости вхождения в нашу жизнь компьютерных технологий,  это явление имеет, в определенной степени, и отрицательную сторону: дети, увлекшись готовыми компьютерными играми, разучились придумывать  самостоятельно и играть в сюжетные игры, в значительной мере утратили потребность и способность к живой коммуникации, продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, труднее выстраивают межличностные отношения.

Слайд№6,7,8,9 постепенно

Для нивелирования  этих проблем  я стараюсь использовать элементы театрализации и театрализованные игры  как можно шире – как метод обучения на занятиях и  как форму  организации свободной деятельности детей. Наблюдения за детьми моей группы, беседы с родителями  показали, что, после  систематического введения элементов театрализации в различные режимные моменты поведение детей видимо меняется. Возросло их стремление к межличностному общению, выросло умение работать в команде и отвечать за совместный результат. Дети с большим интересом и успешнее овладевают новыми знаниями.

Слайд№10

  • Глобальное снижение речевой культуры привело к тому, что в детские сады приходит много детей с речевыми проблемами.
    В моей группе из 19 детей - 12 детей с ОНР.  Соответственно, у них ограниченный активный словарь, страдает  практика активной речи, память, внимание. Включение таких детей в театрализацию, как показывает практика,  формирует грамотную, эмоционально окрашенную связную речь. Учит строить диалог. Дети умеют рассуждать, доказывать.
  • Слайд№11

 Ребята моей группы особенно любят такие задания: придумать сюжет к игрушкам, которые я им даю (2 максимум 3), придумать новую сказку, где знакомые герои попадают в новые обстоятельства, закончить сказку по- иному, сочинить сказку или придумать сценку с разно контекстными героями - Водяной и Дед Мороз и т. д.   Изменить характеры героев в сказках на противоположные, изменить возраст героя сказки. С удовольствием инсценируют потешки, песни.

Слайд№12,13,14,15,16,17,18 постепенно

3. Огромное значение, на наш взгляд, имеет использование драматизации для адаптации вновь прибывших и психологически замкнутых детей. Она дает им возможность самореализации, раскрепощения. В ней нет оценочности. Выслушиваются мнения всех. Пробуют делать все. Соответственно уходит страх и зажатость. Один из  приемов, который я использую- замещение. Я даю ребенку игрушку( Петрушка) и он действует сначала  опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

  Слайд№19,20,21,22,23 постепенно

4.Привлечение к сотрудничеству родителей – это тоже зачастую проблема. Совместная деятельность детей и родителей в рамках театрализованной деятельности, когда  родитель- это зритель, родитель- это помощник в создании театральных героев, родитель-это  соавтор в придумывании сюжетов,  создании книжек - малышек – способствовала росту заинтересованности родителей  жизнью детей в детском саду.

Слайд№24

постепенно

5.Театрализованная деятельность не всегда требует больших затрат. Различные технологии изготовления театральных героев может позволить себе любое дошкольное учреждение.

СЛАЙД с театрами, созданными своими руками,
Участница комментирует, называя виды театров. Из каких материалов.

Слайд № 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43.

 Совместно с детьми и воспитателями других групп мы создаем различные виды театров но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра 1.Пальчиковый театр сшитые из кусочков ткани,

2.Плоскостной театр фигурки из картона, плотной бумаги.

3.Конусный а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

4. Вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли.

5.Театр из пластиковой посуды.

6.театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней.

7.Замечательный театр семеро козлят сделанный из газет методом скручивания и клея пва.

8.Из природного материала.

 Такие занятия формируют познавательное воображение детей, развивают мелкую моторику, учат усидчивости, терпению.

Слайд №44

Помимо этого театральная деятельность с детьми дает возможность реализовать основные требования главных государственных документов в области дошкольного образования:

 

  • реализовать системно - деятельностный подход в воспитании личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
  • развивать творческий потенциал ребенка, что соответствует требования Закона об образовании

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Мастер- класс практическая часть (технологические карты), правила ТБ. Уважаемые коллеги разрешите приступить к практической части мастер-класса.

Дети это существа удивительные, каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому. И чтобы их лучше понять, нам нужно самим стать ребенком, на чуть-чуть, и посмотреть на мир его глазами. И сейчас я хочу вам предложить вспомнить, что все мы родом из детства и немножечко поиграть.

  Слайд №45      Здесь у меня скрыт некий предмет, и я вам предлагаю с помощью игры «Да-нет» попробовать отгадать, что здесь спрятано  Напомню Вам правила игры: Вы будете мне задавать различные  вопросы, а я по возможности буду отвечать «Да – нет».  Прошу Вас!

Хорошо, я вынуждена Вам немножко подсказать:  Этим предметом мы пользуемся с вами ежедневно, на завтрак, на обед, и на ужин…

Варианты ответов- ложка, правильно

Слайд №46    . Это самая обыкновенная ложка. Посмотрите на нее и подумайте как можно использовать эту ложку, помимо ее прямого назначения.

Варианты…

Вы знаете наши дети видят в этих предметах намного больше чем мы . Сейчас я хочу предложить вам послушать моих воспитанников, как они говорят об обыкновенной ложке.

Слайд№47 ложка похожа на гитару

Слайд №48      Ложка похожа на микрофон

Слайд № 49     Ложка может быть катапультой,

Слайд №50     Ложка может быть маятником для сна.

Слайд № 51     Ложка как волшебная палочка

Удивительно, да, как дети видят в обычной ложке такие вещи.

Обыкновенная ложка становится путеводителем  ребенка в мир открытий. А сейчас я предлагаю вам посмотреть, как обыкновенная ложка может превратиться в кукольный персонаж.

. Если взять самую обыкновенную ложку, прикрепить к ней платьице, косички и бантик, то у нас получится - куколка.

А если к обыкновенной ложке прикрепить седые волосы, косынку и нарядный фартучек, то получится бабушка;  а если к обыкновенной ложке прибавить бороду, седые волосы, штанишки и кушачок – то получится дедушка.

Вы наверно скажете, что мы забыли про лицо? Но нет, не забыли – это способ угадать настроение ребенка, прикрепляя лицо с тем или иным выражением , мы видим настроение ребенка.

Слайд № 52    Ложка в творческих руках ребенка может превратиться во что угодно.

Я сейчас хочу сюда пригласить моих коллег в количестве 4 человек, и стать волшебниками по превращению обыкновенной ложки в кукольных персонажей. Прошу присаживайтесь за столы, здесь представлено огромное количество материала с помощью которых я хочу предложить вам из обыкновенной ложки сотворить героев сказки «Заюшкина избушка». Все помнят эту замечательную сказку? Если кто-то не помнит, то на столе есть шпаргалка небольшая.

Слайд №53   Я думаю, пары минут вам будет достаточно.

Лев Семенович Выгодский говорил, что Творчество, это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где люди фантазируют, комбинируют и создают что-то новое.

 Слайд№54 Сегодня мы не ставим перед собой задачу дать ребенку знания, умения и навыки, главная цель поддержать детскую инициативу, развить его творчество и воображение. Увидеть и поддержать талант в каждом ребенке. Для творчества своим ребятам я предлагаю большое количество материалов. В процессе такой деятельности у детей развивается инициатива, формируются навыки общения, они учатся работать в группе, взаимодействовать друг с другом. Устанавливать добрые взаимоотношения. И также проявлять самостоятельность в выборе решения.

Дети с большим интересом участвуют в создании героев , в придумывании ролей для изготовленных атрибутов. И это как раз та форма работы,  где принудительное  уступает место увлеченности.

Ну что мои волшебники готовы, и мы с вами отправляемся в волшебный мир театра. Если нам взять самую обычную обувную коробку, немножко поколдовать над ней, то получится замечательная декорация к сказке. Сейчас мы, с нашими героями отправляемся в сказку «Заюшкина избушка». Я попрошу выйти моих коллег вперед и немного по импровизировать, а я с вашего позволения возьму на себя слова автора.

Слайд № 55

Представление начинается!

Вставить слова «Косу петушок принес – решать жилищный вопрос».

Спасибо большое удалось ли вам почувствовать себя детьми?

 В таком случае я порошу вас выразить отношение к мастер-классу в трех словах, различными частями речи: Прилагательными, существительными, наречиями, глаголами.

Спасибо за отзывы! Сегодня в моей группе собрались воспитатели из разных детских садов, скажите мне, пожалуйста, вам пригодится опыт, полученный сегодня?

Итак, как и бывает в театре – занавес закрыт. А чтобы впечатления от увиденного остались на  долго, я дарю вам на память кукол, сделанных сегодня вами и буклеты, которые надеюсь, пригодятся вам в работе.

Слайд № 56 Заключение

Звучит музыка

Уважаемые коллеги, мы все, конечно, понимаем, что в будущем, возможно,  никто из детей не свяжет  свою профессию с театром, но я уверена , что в любом деле им помогут: творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а требуют целенаправленного формирования и развития.

Слайд № 57 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...

Родительское собрание в старшей группе Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста".

Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей....

Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...

Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных п...