«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Светлана Анатольевна Дорофеева

Дети с ОВЗ имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от    пальцев.  В коррекционно-развивающей работе с детьми необходимо учитывать такую направленность по развитию мелкой моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки. 

р В результате  целенаправленной, систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики и тестопластике,  у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ при тесном  взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков и психических процессов, речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ  младшего дошкольного возраста

посредством тестопластики»

Актуальность.

      На сегодняшний день самой актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно.

              Дети с ОВЗ имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.

               Все ученые, изучавшие психику  таких детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

               О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

               М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

               В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

                В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

                Если в норме у ребенка должны быть развиты все 7 компонентов речевой системы (общее звучание речи, активный словарь, грамматический строй, звуко - слоговая структура, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух), то у детей с  тяжёлым нарушением речи могут быть несформированными от 3 и более компонентов речи. Такие речевые патологии становятся общим недоразвитие речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от    пальцев.  А что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

                  Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть, чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

                 Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.          

                 Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

                 В младшем дошкольном возрасте большой эффект дают пальчиковые игры,  они интересны детям, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук и является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.

                Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

                Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

               Таким образом,  важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию - развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста, была определена цель проекта:  выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нетрадиционными методами пальчиковых игр.

Были также определены задачи:

              1. Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ;

              2. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и у детей младшего дошкольного возраста;

              3.  Разработать календарно – тематический план работы;

              4.  Подготовить методический материал;

              5.  Подготовить картотеку с нетрадиционными методами пальчиковых игр;

              6. Создать условия для развития мелкой моторики нетрадиционными методами пальчиковых игр: плавность, точность, скоординированность движений рук;

              7. Привлечь родителей к участию во всех этапах коррекционно-развивающего процесса.

 Ожидаемые результаты:

                     -  Своевременно и качественно провести запланированные   мероприятия;

                     - Положительная динамика в развитии мелкой моторики: плавность, точность, скоординированность движений рук;

                    - Повысить у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ уровень умения правильно  использовать самомассаж, игры и упражнения для развития мелкой моторики рук;

                    -  Вовлечение 70% родителей в коррекционно-развивающий процесс;

                    - Оформление папок-передвижек, памяток, консультаций для родителей по развитию мелкой моторики  у детей младшего дошкольного возраста.

Тип проекта

             По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;

              По продолжительности – 9 месяцев (сентябрь - май);

              По количеству детей – индивидуальные, подгрупповые;

 Участники проекта

                     Дети младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

 Направленность развития деятельности

             Комплексное (познавательно-речевое, трудовая, физическая).

 Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

             Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

Первый этап – диагностический 

Диагностика мелкой моторики у детей проводится в форме заданий с использованием адаптивных разработок и тестов Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и И.Н. Шевляковой. 

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

             Второй этап  – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Характеризуется этот этап тем, что под руководством воспитателя и самостоятельно дети охотно осваивают навык содержания учения (пальчиковые игры). Очень важно на этом этапе организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Происходит развитие в образовательных областях.

 Познавательное развитие:

-  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-  формирование познавательных действий, становление сознания;

-  развитие воображения и творческой активности;

Речевое развитие:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитание нравственного качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Художественно-эстетическое развитие:

-  становление эстетического отношения к окружающему миру;

-  воспитание и развитие художественного вкуса;

-  формирование элементарных представлений о видах искусства;

-  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Физическое развитие:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

-  формирование элементарных представлений о видах искусства;

-  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

-  Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

-  Легко отмывается и не оставляет следов.

-  Безопасно при попадании в рот.

-  Не липнет к рукам при лепке.

-  Можно сушить на воздухе.

-  Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

В работе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

-  На целенаправленное развитие восприятия цвета;

-  На восприятие формы;

-  На восприятие качеств величины;

-  На количество предметов;

-  На развитие речи, мышления;

-  На развитие первоначальных представлений о природе.

Третий этап аналитический – Проведение анализа работы, внесение корректировок в план работы.

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

  1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  3. Ежедневность (регулярность).
  4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Формы работы

Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию воспитателя или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Методы работы:

Словесные методы (устные и печатные).

Игровые методы (дидактические).

Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

  1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием  соленого теста с различными предметами и материалами.

Организация работы

  1. Длительность упражнений
  2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
  3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  4. Многократное повторение.
  5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки).
  8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
  9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок).
  10. Обязательное поощрение детей.

         В коррекционно-развивающей работе с детьми необходимо учитывать такую направленность по развитию мелкой моторики как: нормализация мышечного тонуса и

развитие двигательных функций руки.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Обязательны релаксирующие упражнения.

Почему, тесто? Тесто – это натуральный материал, который для детской руки более удобен – он мягкий. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения.

Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).  Активно используется - пособие «мякиш».

         При развитии двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое) важно выполнить упражнения для более крупных мышц, затем переход на движения с помощью пальцев. Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа: самомассаж тыльной стороны,  самомассаж ладони, самомассаж пальцев рук.

Также, результативно использовать упражнения «Пальчиковые шаги», для развития координации движений кистей и пальцев рук. Перед началом работы с «шагами» рекомендуется взрослому попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время упражнений. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и  одновременные движения пальцев обеих рук.

На первом этапе ребенка знакомят с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение.

Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по дорожке из теста.

На втором этапе   перед началом работы, при знакомстве с дорожками малыш может просто проводит пальчиками по цветным дорожкам из теста. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинать работу следует с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами.

Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:
-         указательный и средний пальчики;

-        указательный и безымянный пальчики;

-        указательный палец и мизинец;

-        большой палец и мизинец;

-        большой и указательный пальчики;

-        большой и средний пальчики;

-        большой и безымянный пальчики;

-        средний и безымянный пальчики;

-        средний палец и мизинец;

-        безымянный и мизинец.
                Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки.

         Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

На третьем этапе ребенок применяет одновременные движения пальцами обеих рук.

Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по правой стороне дорожки, правой рукой — по левой стороне.

Четвертый этап наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от одновременных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка. Так же в работе используем игры с пальчиками с речевым сопровождением.

         Цель таких упражнений – это развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти. Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики делают определенные упражнения с тестом.

Разучивать упражнения лучше индивидуально: начинать с ведущей руки, затем подключается другая рука, затем обе руки одновременно. Упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Участие родителей в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями.

-  Родительские собрания (проводятся 2 раза в год).

-  Консультации и беседы.

- Методическая подборка для родителей - включает подбор книг, материалов консультаций, специальные памятки, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик и игр, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.

Собранный методический и практический материал по развитию мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.

В ходе работы над проектом разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики с соленым тестом, включающие различные виды детской деятельности.

Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).

Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ при тесном  взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков и психических процессов, речью. Ребенок овладевает навыками  рисования, аппликации, лепки, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, поможет  лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бот, О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ОВЗ //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 2012.
  2. Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2013. – №1.
  3. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2011.
  4. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: От 3 до 7 лет / Хельга Зиннхубер; (пер. с нем Е. Араловой). – М.: Теревинф,2019.
  5. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 2013.
  6. Кольцова, М.М., Рузин, М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,2007.
  7. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 2014. - № 8.
  8. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 2015.
  9. Чернова, Е. И., Тимофеева Е. Ю. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ. Упражнения на развитие мелкой моторики. – Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.
  10. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 – 5 лет) / Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.

" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...

Развитие мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте.

Мелкая моторика и ее влияние на развитие спихических процессов....

Отчет по самообразованию(Вторая младшая группа). ТЕМА : " Развитие мелкой моторики у детей младшего и дошкольного возраста".

Цель : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики у детей через использование разнообрзных методов и приемов....

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".

quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в  разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"...

Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста...

конспект занятия направленный на развитие мелкой моторики у детей с РАС дошкольного возраста 4-5 лет

Конспект занятия направленное на развитие мелкой моторики у детей с РАС дошкольного возраста 4-5 лет«Мы лепили снеговиков» воспитатель: Гусеналиева Татьяна Владимировна  Цел...