статья
статья по коррекционной педагогике

Ченцова Екатерина Андреевна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция и развитие пространственных представлений у детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ченцова Е.А., учитель-дефектолог, МДОУ «Детский сад №47»,

Dancevakatya@mail.ru

В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений. Пространственная ориентировка лежит в основе познавательной деятельности человека. Любые нарушения пространственных представлений затрудняют формирование высших психических функций, и препятствует ходу нормально развивающейся личности в целом. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в пространстве: определять, измерять пространство (правильно обозначая в речи), чувствовать его особенности (чтобы регулировать и планировать деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от пространственных представлений [3].

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений. Поэтому развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста является одной из важных направлений работы [3]. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности деятельности.

В данной статье рассматривается перспективное планирование по развитию и коррекции пространственных представлений у детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основе теоретического изучения научно-методической литературы и педагогического наблюдения было разработано перспективное планирование по развитию и коррекции пространственных представлений у детей 5-6 лет. Практическая значимость представленного материала заключается в возможности использования его на практике. Материалы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет.

Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах, и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. У детей 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе, дети упражняются в различении противоположных направлений, постепенно учатся определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них, для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. [4].

А что если это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата? Как у них развиваются пространственные представления? Как помочь им в развитии и коррекции пространственных представлений?

Значительная часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения, они позже усваивают все пространственные представления, овладевают многими умениями и навыками, вследствие влияния двигательной патологии. В отличие от сверстников, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются нарушения в развитии двигательных, психических, речевых функций. Так, нарушение моторных функций сопровождается нарушениями в формировании сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве [2]. Нередко у детей наблюдаются пространственные и оптико-пространственные нарушения, которые выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами; нарушением целостного образа предметов; искаженном выполнении копирования изображений, неверном восприятии местоположения и удаленности предметов в пространстве; затруднением дифференциации правой и левой рук; недоразвитием представлений о схеме собственного тела. Так, дети испытывают трудности в ориентировке на плоскости листа бумаги: затрудняются при определении его сторон. Нарушение схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела [7]. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятие далеко, близко, дальше заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимодействия [8]. В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.

Методами, использованными в коррекционно-развивающей работе, являются: метод подвижных игр, метод предметных действий, метод формирования устойчивых координат, кинезиологические упражнения [6]. Данное перспективное планирование построено на основе возрастного, культурно-исторического и структурно-системного подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным.

Также, теоретической базой перспективного планирования стали: нейропсихологический подход. В рамках этого подхода А.В. Семенович делает вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М. М. Семаго, которая позволяет построить адекватную и эффективную развивающую работу с ребенком [1]. Взгляды Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на формирование пространственных представлений у детей [5].

Перспективное планирование рассчитано на 31 занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 20 минут. Первые две недели сентября проводится диагностика пространственных представлений. Предлагаемое перспективное планирование может служить основой для организации образовательной деятельности с детьми, имеющими разный уровень сформированности пространственных представлений и «зону ближайшего развития», может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. Перспективное планирование занятий разработано в соответствии с тематическим планированием данной возрастной группы. Перспективное планирование занятий по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями ОДА 5-6 лет представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Перспективное планирование занятий по развитию пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста

Месяц, неделя

Программное содержание

Задания

Сентябрь

3 неделя

«Игрушки»

Учить располагать предметы на плоскости: слева, справа, посередине, над, под; Закрепление пространственных представлений о собственном теле; Развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации; Закрепление знаний о сенсорных эталонах.

«Найди и покажи правую руку, левый глаз,…», «Возьми в правую руку красный шар, а в левую – синий кубик», «Разложи по инструкции» (красный шар слева от…, синий – справа от…), Физкультминутка «Делай как я» (повторение движений взрослого по словесной инструкции), «Кубики» (выкладывание узора из кубиков по образцу)

Сентябрь

4 неделя

«Лес»

Учить располагать предмет на плоскости: друг за другом, рядом, около, перед; Закрепление представлений о собственном теле; Закрепление знаний о правой и левой сторонах; Продолжать развивать пространственную ориентировку на листе бумаги.

«Правая, левая рука», «Красный вагончик рядом с желтым, а синий – перед зеленым и т.д.», Физкультминутка «Паровоз», «Выложи лесную полянку» (размещение изображений животных, деревьев, кустарников на плоскости, вербализация), «Рисуем фигуры»

Октябрь

1 неделя

«Осень»

Учить располагать предметы на плоскости: между, левее, правее; Формировать понятия: левый верхний угол, левый нижний, правый верхний, правый нижний углы; Уточнение пространственно-временных представлений.

«Скажи, что находится от тебя левее, правее?», «Осенняя картина» (дети по словесной инструкции выкладывают изображения на плоскости стола), «Найди и покажи картинку» (дети по инструкции педагога находит нужный предмет и показывает), «Листопад»

Октябрь

2 неделя

«Фрукты»

Учить определять положение предметов в пространстве игровой комнате; Учить понимать и называть направления движения в пространстве и соотносить со схемой; Обобщение знаний по лексической теме.

«Выложи фрукты на полки магазина», «Где в группе уголок «Магазин», «Больница», «Конструирования» (относительно себя), Физкультминутка «Соберем фрукты» (повторение движений за педагогом), «Фруктовая тарелка» (выкладывание фруктов, используя предлоги)

Октябрь

3 неделя

«Овощи»

Учить ориентироваться по таблице; Учить называть верхние и нижние строки, количество столбцов, строк; Развитие мыслительных процессов, внимания.

«Таблица и ее части» (знакомство с таблицей, ее частями), «Посели в домик овощи» (по словесной инструкции дети находят место в таблице для определенного овоща), «В какой квартире живет овощ?», «Какого овоща не хватает?»

Октябрь

4 неделя

«Деревья, кустарники»

Развитие навыков микроориентировки на листе бумаги, на доске; Умение словесно обозначать расположение предметов в пространстве.

«Как выглядят деревья, кустарники?», «Загадки», «Закончи словосочетания» ( выше-ниже, дальше-ближе, шире-уже, длиннее-короче), «Разрезные картинки», «Определи время года»

Ноябрь

1 неделя

«Лесные ягоды, грибы»

Продолжать учить располагать предметы на плоскости; Закрепление знаний и ориентировки в таблице; Развитие познавательных процессов.

«Где растут, когда, из чего состоят, как называются?», «Загадки», «Где пропало, что пропало?» (ориентировка на плоскости стола), «Заполни таблицу» (по инструкции), «Четвертый лишний»

Ноябрь

2неделя

«Тело человека, одежда, обувь. Головные уборы»

Развивать умение ориентироваться на собственном теле, обозначать речью пространственное расположение частей своего тела.

«Что у тебя над носом, надо лбом, справа от носа и т.д.», «Обобщи», «Сложи человечка», «Помоги кукле одеться» (проговаривая предлоги), «Четвертый лишний»

Ноябрь

3 неделя

«Жилище человека. Строение»

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз, снизу-вверх, справа налево); Выделение пространственного расположения частей строения; Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола.

«Какой это дом?» (проговаривая признаки предмета), «Назови части дома» (упоминая на что похожи части дома), «Проведи человечка к домику» (рисование по клеткам), «Построй дом их счетных палочек, геометрических фигур), «Засели дом» (закрепление ориентировки в таблице и вербализация)

Ноябрь

4 неделя

«Мебель. Бытовая техника»

Уточнить пространственные представления с предлогами: на, над, под, за, между, посередине, спереди, сзади, слева, справа; Закрепление знаний о таблице; Уточнить пространственные представления в макро пространстве – своей квартире.

«Расставь мебель» (по словесной инструкции на поверхности стола, используя предлоги), «Где перед тобой шкаф, стул, стол,…», «Дидактическая игра «Моя квартира», «В дом привезли мебель» (ориентировка в таблице), «Чего не хватает?»

Декабрь

1 неделя

«Зима»

Учить детей дифференцировать предлоги на и под; Развитие пространственно-временной ориентировки; Развитие умения ориентироваться по плану; Учить располагать предметы, используя предлоги и направления.

«Найди время года», «Выложи, что сначала, что потом» (части суток, времена года), «Рассмотри картинку» (уточнение расположения частей картины, с помощью предлогов), Игра «Будьте внимательнее», Игра «Найди игрушку по плану», «Расположи предметы» (на листе бумаги)

Декабрь

2 неделя

«Дикие животные»

Уточнить представления о пространстве с предлогами: за, на, в, над, под; Закрепление ориентировки в таблице; Развитие ориентировки в микропространстве, поверхности стола.

«Собери животное», «Угадай кто?» (силуэты), «Сравни животных» (отличительные признаки, расположение частей тела), «Засели животных в новый дом», «Собери животное из геометрических фигур» (по образцу), «Четвертый лишний»

Декабрь

3 неделя

«Домашние животные»

Уточнить представления о пространственном расположении предметов с предлогами: между, посередине; Закрепление ориентировки в микропространстве, на листе бумаги.

«Собери части» (из 5 частей), Игра «Где чья семья», Игра «Веселая лужайка» (расположение животных на плоскости стола), «Рассмотри картинку» (вербализация местонахождения животных на картинке), «Засели животных в дом» (работа с таблицей)

Декабрь

4 неделя

«Зимние забавы. Новый год»

Учить располагать предметы на плоскости; Учить определять положение предметов в пространстве; Развитие умения проходить лабиринты, зрительно-моторную координацию.

«Зимние развлечения» (работа по картине), «Составь елочку и снеговика», Физкультминутка «Как на горке», «Вырасти елочку» (что сначала, что потом), «Украсим елочку», Лабиринт «Помоги снеговику найти морковку»

Январь

2 неделя

«Повторение»

Учить употреблять в речи понятия о пространственном расположении предметов; Закрепление понятий: слева, справа, посередине, над, под, через;Умение работать по плану-схеме.

«Покажи правую руку, левую ногу  и т.д.», «Найди предмет» (план-схема), «Веселая компания» (нахождении местоположения частей картинки и вербализация), Физкультминутка «Схема тела», Дидактическая игра «Ориентировка»

Январь

3 неделя

«Зимующие птицы»

Учить располагать картинки на плоскости: между, посередине, слева от, справа от; Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации.

«Найди части птицы и сложи их», «Разложи птиц по увеличению и уменьшению размера», «Загадки», «Помоги снегирю достать ягоду рябины» (лабиринт), «Выложи по инструкции», «Найди кормушку для птицы» (работа с таблицей), «Объясни, где сидит птица»

Январь

4 неделя

«Обитатели холодных стран»

Учить определять положение предметов в пространстве: внутри, снаружи; Учить понимать и активно использовать в речи пространственные положения: внутри, снаружи; Закрепление пространственной ориентировки, используя предлоги: в, на, за, у, около, над, под.

«Угадай кто это и размести на листе», «Какое животное я загадала» (дети по описанию местоположения угадывают животное), «Загадай животное сам», Игра-физкультминутка «Море волнуется раз», Игра «Маленькие слова» (предлоги), Упражнение «Внутри-снаружи» (выкладывание геометрических фигур по инструкции педагога)

Февраль

1 неделя

«Животные жарких стран»

Развитие ориентировки на листе бумаги в клетку; Умение ориентироваться в направлениях: вправо, влево, вверх, вниз; Закрепление знаний о животных жарких стран; Развитие графо-моторных умений.

«Угадай животное и размести на плоскости», «Собери части животного» (разрезные картинки), Игра «Зоопарк» (расположение на доске), «Нарисуй заборчик для животных» (графический диктант), «Расставь животных по местам» ( внутри и снаружи)

Февраль

2 неделя

«Морские обитатели»

Закрепление пространственного расположение предметов по отношению друг к другу; Закрепление представлений о направлениях движения; Закрепление понятий: вверху, внизу, посередине; Закрепление понятий: внутри, снаружи.

«Расположи морских обитателей» (расположение изображений на плоскости доски), Игра «Кто, куда плывет?» (направление движений), Игра «Кто выше, кто ниже» (вербализация понятий вверху, внизу, посередине), Упражнение «Спрячь фигуру за…, нарисуй фигуру перед…» ( на листе), «Внутри, снаружи»

Февраль

3 неделя

«Рыбы»

Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги А2; Уточнение местоположения различных предметов в пространстве листа; Закрепление отличительных признаков рыб; Развитие мелкой моторики рук.

«Найди одинаковых рыбок» (нахождение рыб со сходными признаками), Пальчиковая гимнастика «Рыбки», Игра Запусти рыбок в аквариум» (определение и вербализация пространственного расположения рыб в аквариуме), Игра «Собери рыбку из частей» (разрезные картинки)

Февраль

4 неделя

«День Защитника Отечества»

Развитие ориентировки в таблице; Развитие пространственной ориентировки во времени; Умение ориентироваться по плану группы; Развитие зрительного восприятия и умения выкладывать бросовый материал по образцу.

«Выложи времена года и части суток по порядку», «Выложи из счетных палочек – звезду» (выкладывание по образцу), «Что сначала, что потом», Игра «Муха», Найди игрушку в группе» (педагог прячет игрушку, а дети по описанию находят ее)

Март

1 неделя

«Мамин день. Семья»

Закрепление знаний о родственных отношениях; Развитие умения определять последовательность месяцев, времен года, частей суток; Развитие умения определять последовательность событий.

«Семья», «Рассмотри сюжетную картинку» (Составление рассказа по картине, определение местоположения членов семьи), Дидактическая игра «Семья», «Праздник 8марта» (уточнение времени года, месяцев)

Март

2 неделя

«Профессии»

Развитие ориентировки на листе бумаги в клетку; Различение направлений движения; Развитие пространственно-временной ориентировки.

Пальчиковая гимнастика (проговаривание названия и пространственного расположения пальцев рук), Игра «Что сначала, что потом», Векторный диктант, «Времена года, части суток, весенние месяца» (последовательность)

Март

3 неделя

«Транспорт»

Развитие пространственной ориентировки на дороге; Развитие познавательных процессов; Развитие пространственных отношений между объектами.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт», «Расставь транспорт» (пространственное расположение транспорта на доске: наземный, подводный, воздушный и т.д.), «Четвертый лишний», «Расположи на дороге» (используя понятия: впереди, сзади, между, посередине, справа, слева)

Март

4 неделя

«Город»

Ориентировка в городском пространстве, своем дворе, улице; Умение определять местоположение объектов, употребляя предлоги: за, перед; Развитие умения ориентироваться по плану-схеме.

 «Расставь части города на картине» (расположение объектов: магазинов, аптек, детских садов, школ и т. д. на общей картине), Дидактическая игра «Город», «Что находится ближе, дальше, за, перед…» (рассматривание сюжетной картины), Работа с планом-схемой

Апрель

1 неделя

«Космос»

Развитие пространственной ориентировки в космическом пространстве, расположении планет; Закрепление пространственных представлений об окружающем.

Упражнение расположи изображения на доске» (по словесной инструкции, используя предлоги), «Рассмотри картину» (составление рассказа по картине), Игра «Найди и правильно размести», «Собери планеты» (разрезные картинки)

Апрель

2 неделя

«Насекомые»

Развитие умения определять местонахождение объекта по инструкции; Развитие мыслительных процессов, памяти; Закрепление представлений о собственном теле.

Рассматривание сюжетной картины, Игра «Найди парных насекомых», Игра «Четвертый лишний», Физкультминутка «Стрекоза», Игра «Бабочка и цветок» (расположение бабочек на цветках определенного цвета)

Апрель

3 неделя

«Весна»

Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади; Вербализация пространственных отношений; Развитие пространственно-временной ориентировки; Развитие мыслительных процессов.

«Паровозик из Ромашкова» (расположение частей по инструкции), «Весенняя картина», Игра «Геометрическое лото» (выкладывание по образцу и по словесной инструкции), Физкультминутка «Впереди-сзади», «Разложи картинки» (используя предлоги и понятий)

Апрель

4 неделя

«Раньше-позже»

Расширение временных представлений; Уточнить пространственные отношения раньше, позже; Развитие мыслительных процессов, памяти.

«Времена года, части суток, месяца», «Разложи последовательность картинок», Физкультминутка «Колобок», «Логические задачки» (определение временных отношений)

Май

1 неделя

«Посуда»

Закрепление пространственной ориентировки, используя предлоги: в, на, за, у, около, над, под; Вербализация пространственных отношений.

«Загадки», «Собери разбитую посуду» (разрезные картинки), «Парные картинки», «Что лишнее?», «Соедини чашку с блюдцем» (соединяя по определенному признаку)

Май

2 неделя

«Лето»

Развитие пространственно-временной ориентировки; Развитие умения определять местонахождение объекта по инструкции; Развитие ориентировки на листе в клетку.

«Что бывает летом?», «Назови летние месяца», «Рассмотри летнюю картину» (нахождение и вербализация местонахождения различных предметов), «Графический диктант» (цветок), «Проведи дорожки от детей к их игрушкам»

Последние две недели мая проводится мониторинг с целью определения динамики развития пространственных представлений. По итогам реализации коррекционно-развивающей работы с использованием перспективного планирования наблюдается положительная динамика формирования пространственных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети уже лучше, без особых затруднений выполняют определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого; чаще правильно определяют местонахождение предмета в пространстве; стараются обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве; понимают и больше используют сложные речевые конструкции; лучше ориентируются в пространстве листа, выполняя задания; уменьшилось число ошибок при выполнении графических заданий.

Библиографический список

1.Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина. - Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 44 с.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. - Москва: Академия, 2001. - 192 с.,

3.Малиованова Е.Л. Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости. // Дошкольное воспитание. – 2008.- №11.- С. 67-75

4.Предметы в пространстве: Учебное пособие для детей 5-6 лет. / Сост. Н.Н. Натанова.- Харьков.: Веста: Издательство «Ранок», 2009- 16 с.

5.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под ред. Семаго М.М.- Москва: АРКТИ, 1999. – 133 с. 

6.Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000. - №1. – С. 66 

7.Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. – Москва: ГНОМ и Д, 2004. – 56 с.

8.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - Москва: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...