Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018- 2020 учебный год.
материал по коррекционной педагогике

Поезжаева Вера Валерьевна

коррекционная работа воспитателя  с детьми с ОВЗ и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018- 2020 учебный год.

Я работала на двух группах (№10,№ 11). В них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ.

В группе №11 - 8 детей с ОВЗ, в группе № 10 - 2 ребенка с ОВЗ.

Образовательный процесс для детей с ОВЗ  проводился по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР.

В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями ПМПК, по результатам диагностики на начало года и выявленных трудностей в усвоении программы, учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом общеобразовательной  программы дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой, был составлен ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), для каждого ребенка. В течение года проводились мероприятия индивидуальной работы  по этому плану. Дети были включены в разные формы обучения и воспитания: фронтальные, подгрупповые, индивидуально - коррекционные занятия. Индивидуальная работа проводилась в режимные моменты, во время свободной деятельности детей. Содержание работы строилось по всем пяти образовательным областям. Работа выстраивалась при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Были созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей.  Посредством тематических бесед  на занятиях и в повседневной жизни воспитывала уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.

В течение года мною проводились занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) со всей группой. Образовательную деятельность строила на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. При организации занятий учитывала зрительные возможности детей. Дидактический материал был адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушение зрения. Каждое мероприятие сопровождала художественно-речевым материалом (пальчиковые игры,  речевые игры, скороговорки).   Для поддержания интереса детей с ОВЗ проводила частую смену деятельности, не допуская переутомления; проводила физкультминутки для снятия общего и зрительно утомления. Также использовала индивидуальный подход, методы активизирующие познавательную и практическую деятельность, проявляла педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребенку).

Упражнение «Разговор по телефону» - развивать навыки культурного общения.

Комплекс игр с мячом «Разминка» - развитие мелкой моторики рук.

Игра  «Закончи предложение» - обогащение словаря.

Игра «Противоположности» - развитие мышления.

Д/у «Крошка енот» - развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние окружающих.

«Дорисуй картинку» - развитие воображения.

Игра «Назови недорисованный предмет» - развитие  зрительного восприятия.

Игра «Дерево, лист, плод»  - развитие произвольных психических процессов.

Игра «Чья тень?» - развитие зрительного восприятия.

Игра «Чего не хватает?», «Выложи по памяти», «Лишний предмет» - развитие памяти, мыслительных процессов.

Комплекс игр с мячом «Разминка» - развитие мелкой моторики рук.

Д/у «Что делает?» - обогащение словаря.

Д/у «Выражение эмоций» - развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние окружающих.

«Повтори» -  на развитие слуховой памяти («10 слов»).

«Узнай предмет по заданным признакам» -  на развитие мышления.

«Угадай по описанию» на развитие внимания, мыслительных операций.

Упражнение на моторику «Мы писали, мы писали».

«Разложи по местам» - развивает логическое, непосредственное запоминание.

Упражнение «По порядку» - развивать память, внимание.

Игра «Нарисуй фигуру по памяти», «Найди два одинаковых предмета» - на развитие мышления.

Упражнения «На развитие гибкости ума». Предложить ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Упражнение на моторику «Собери бусы» Релаксационное упражнение «Бабочка».

Упражнение на мышление "Скажи обобщающее слово»

Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по указаниям вида: на верхнюю полку поставь кубик: под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

Упражнение  на развитие мышления «Комбинирование». Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.

Упражнение на развитие воображения и словарного запаса «На что похожи наши ладошки».

Игра на внимание «Самый зоркий». Ребенку  показываются картинки на несколько секунд.  Затем картинки прячут. Надо  перечислить предметы, которые запомнил.

Выкладывание узора из палочек. Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по  образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

«Составление рассказа по серии картинок». Ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить по ним рассказ.

 Упражнение на развитие воображения и словарного запаса «На что похожи наши  ладошки». Предложить  обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Упражнение на воображение «Дорисуй недостающий элемент»

Игра «Кто наблюдательнее?» для развития памяти. Предложить посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать. (Несколько раз)

Упражнение для развития внимания и памяти «Вещи вокруг нас» Педагог  предлагает  внимательно осмотреть группу в течение 3 мин. Потом ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене? » и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

Упражнение «Нарисуй-ка» Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание. В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

Графический диктант.

 Напиши  и продолжи… 1) Одна клетка вниз.2) Одна клетка вправо.3) Одна клетка вверх.4) Одна клетка вправо.5) Одна клетка вниз.6) Одна клетка вправо.7) Одна клетка вверх

                                 

Формы и направления работы с семьей

  • Индивидуальные беседы, консультации, папки передвижки, открытые занятия.
  • Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики).
  • «Уроки  логопеда»,  «Чтобы ребенок зарычал», «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей»
  • «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»
  • Мастер- класс: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры – как средство развития речи детей дошкольного возраста»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

Аналитическая справка по коррекционной работе за первое полугодие 2017-2018 учебный год.

Первичное обследование детей и коррекционная работа учителя-логопеда...

План индивидуальной коррекционной работы с Ивановым Николаем на 2019-2020 учебный год( логопедическое заключение-ОНР,первый год обучения)

План индивидуальной коррекционной работы с воспитанником старшей логопедической группы для детей с ОНР(первый год обучения)...

Анализ работы воспитателя за 2018-2020 учебный год.

Аналитический отчет. Таблицы показателей уровня воспитательно-образовательной деятельности....

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018-2020 г.

Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018-2020 учебный год.

Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей....