Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нагизадех Альбина Аркадьевна

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т»

Тема: «Звук и буква Т»

Цель занятия: познакомить со звуком [т] и буквой Т

Задачи:

 

  1. Коррекционно-образователъные:
  • познакомить детей со звуком[т]  и буквой Т;
  • научить характеризовать звук [т]  по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей фонематические процессы;
  • закреплять понятия: слог, слово, предложение;
  • упражнять в выделении звука [т] в конце и начале слов.
  1. Коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

 

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [т]; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.

 

Ход занятия:

 

I. Организационный момент.

 

Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.)

 

  1. Развитие общей моторики.

 

Мастера пустили в дело (Шагают на месте).

 

Иглы, ножницы, утюг. («Шьют», «режут», «гладят»).

 

За шитье взялись умело («Шьют»).

 

Много быстрых, ловких рук. (Перекрестные движения руками перед собой)

 

Получайте свой заказ! (Предлагают заказ).

 

Все по мерке, в самый раз. (Движение руками от головы до ног.)

 

 

  1.  Развитие мелкой моторики. «Наперсток».

 

Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка).

 

Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

 

А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг! (Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток).

 

Говорит иголке: - Шей, (Шьют).

А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки)

  1.   Массаж лица.

 

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

 

  1. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

 

  1.   Развитие артикуляционной моторики.

 Спокойное открывание — закрывание рта.

 Удержание открытого рта под счет до пяти.

 Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.

«Болтушка» (языком).

 

  1.  Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:

 

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

 

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем.(Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести:«Ма-а-а»).

 

 II Основная часть

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук [т]. Со звуком [т]  мы сегодня и познакомимся.

 

  1.  Акустико-артикуляционный образ звука [т]. Хоровое и индивидуальное произнесение звука [т]

 

с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук [т] — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [т]: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук [т]  — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

 

Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук [т]— глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука [т].

 

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.

 

Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.

 

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

 

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [т], в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.

 

  1. Физкультминутка «Аист».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

 

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: — Топай правою ногой,

Топай левою ногой

— Вот тогда придешь домой.

 

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

 

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком [a] (Оля.) А кто — звуком [т]? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук [a]) А Ваня у нас какой звук? (Звук [т]) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).

 

  1. Закрепление звука в словах. Определение места звука [т] в словах: танк,

 

стол, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Домик»). Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.

 

7.  Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком [т].

 

Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)

 

Кто так заливисто поет

 

О том, что солнышко встает? (Петух.)

 

III  Итог занятия.

 

Логопед: С каким звуком  и буквой познакомились?

Чем отличается звук от буквы?

Какой это звук?

Чем интересным занимались сегодня на занятии?

Что понравилось больше всего?

Что не понравилось?

(предполагаемые ответы детей)

Логопед: Все молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т»

Тема: «Звук и буква Т»

Цель занятия: познакомить со звуком [т] и буквой Т

Задачи:

  1. Коррекционно-образователъные:
  • познакомить детей со звуком[т]  и буквой Т;
  • научить характеризовать звук [т]  по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей фонематические процессы;
  • закреплять понятия: слог, слово, предложение;
  • упражнять в выделении звука [т] в конце и начале слов.
  1. Коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [т]; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.)

  1. Развитие общей моторики.

Мастера пустили в дело (Шагают на месте).

Иглы, ножницы, утюг. («Шьют», «режут», «гладят»).

За шитье взялись умело («Шьют»).

Много быстрых, ловких рук. (Перекрестные движения руками перед собой)

Получайте свой заказ! (Предлагают заказ).

Все по мерке, в самый раз. (Движение руками от головы до ног.)

  1.  Развитие мелкой моторики. «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка).

Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг! (Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток).

Говорит иголке: - Шей, (Шьют).

А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки)

  1.   Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

  1. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

  1.   Развитие артикуляционной моторики.

 Спокойное открывание — закрывание рта.

 Удержание открытого рта под счет до пяти.

 Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.

«Болтушка» (языком).

  1.  Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем.(Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести:«Ма-а-а»).

 II Основная часть

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук [т]. Со звуком [т]  мы сегодня и познакомимся.

  1.  Акустико-артикуляционный образ звука [т]. Хоровое и индивидуальное произнесение звука [т]

с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук [т] — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [т]: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук [т]  — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук [т]— глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука [т].

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [т], в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.

  1. Физкультминутка «Аист».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: — Топай правою ногой,

Топай левою ногой

— Вот тогда придешь домой.

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком [a] (Оля.) А кто — звуком [т]? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук [a]) А Ваня у нас какой звук? (Звук [т]) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).

  1. Закрепление звука в словах. Определение места звука [т] в словах: танк,

стол, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Домик»). Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.

7.  Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком [т].

Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петух.)

III  Итог занятия.

Логопед: С каким звуком  и буквой познакомились?

Чем отличается звук от буквы?

Какой это звук?

Чем интересным занимались сегодня на занятии?

Что понравилось больше всего?

Что не понравилось?

(предполагаемые ответы детей)

Логопед: Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Овощи, фрукты». Образование относительных прилагательных. Звук и буква А»

Интегрированное занятие для старшей логопедической группы ДОУ по лексической теме «Фрукты. Овощи». Включает в себя задания на образование относительных прилагательных от имен существительных по типу «...

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж]

коррекционно-развивающие задачи.- развивать слуховое внимание .- научить правильно произносить звук [Ж].- продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном сло...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Звук /Ц/. Буква "Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Звук /Ц/. Буква "Ц" для старшей логопедической группы....