«Использование ИТ в коррекционно-развивающей работе логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Виноградова Любовь Ильинична

Предварительный просмотр:

«Использование ИТ

в коррекционно-развивающей работе

логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационная деятельность обладает огромными способностями повышения качества образования.

На современном этапе, в связи с введением в действие ФГОС, возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. В качестве основных показателей готовности ребенка к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.

Установлено, что у детей, которые в дошкольном возрасте имели проблемы речевого развития, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи, выражающиеся:

- в недостаточной грамотности письма и понимания правил русского языка;

-в затруднениях при планировании своей деятельности, в использовании знаково-символических действий;

- в недостаточном развитии словесно-логического мышления.

Моя задача, как педагога, свести к минимуму проявление этих явлений у своих воспитанников.

В целях предотвращения нежелательных последствий при обучении в школе задачу коррекции речи воспитанников я реализую с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация воспитательно-образовательной деятельности – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний.

Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

5. Использование средств ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей;

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность.

Преимущества ИКТ:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В  практике работы я использую:

-электронные пособия - электронные книги, DVD, CD диски с аудиозаписями («Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);

- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать »,   «Прочитай по слогам», «Времена года», «Баба-Яга учится читать» и др.);

-мультимедийные презентации, по следующим направлениям работы:

-Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

На подготовительном этапе  при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя,  при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Презентационные материалы применяются для:

-Различные гимнастики для развития просодических функций и т д

-Автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

-Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

-Формирование лексико-грамматических средств языка.

-Развития навыков словообразования и словоизменения;

-Развитие связной речи и познавательных способностей

-Усвоения лексических тем;

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его коррекционной работе?

-Подбор иллюстративного материала по лексическим темам.

-Подбор дополнительного познавательного материала.

-Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

-Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми.

Для реализации данных направлений деятельности применяю оборудование:

-компьютер,

-мультимедийный проектор,

-принтер,

-магнитофон,

На занятиях,  с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше.

И еще один положительный момент:я считаю, что использование ИКТ может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей.

Данное направление можно представить следующим образом:

1. Привлечение родителей к созданию мультимедийных презентаций

2. Использование средств ИКТ для психолого-педагогического просвещения родителей .

3. Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.

Для подготовки презентаций я привлекаю родителей. По лексической теме: «Профессии» родители создавали презентации в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Я считаю, что использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. Их применение интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. И конечно же способствует повышению уровня мотивации к учебному процессу в школе.

При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманного, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Вывод.

Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

-Обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, психологически облегчает процесс усвоения  материала, расширяет общий кругозор детей, повышается  познавательная активность

-Позволяет сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным

-В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве –

умение самостоятельно приобретать новые знания.

-Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

-Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  ДОУ и повысить его эффективность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Использование ИТ в коррекционно-развивающей работе логопедической группы Составила: Виноградова Любовь Ильинична воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

1. Широкий спектр решаемых задач. 2. Интересная для детей интерактивная форма. 3. Индивидуализация решения конкретной коррекционной задачи по содержанию, темпу и скорости для каждого ребенка. 4. Многообразие игровых сюжетов для решения каждой коррекционной задачи. 5. Активация самостоятельной детской деятельности в коррекционной работе. 6. Развитие коммуникативных, социальных навыков детей в совместных интерактивных играх. 7. Быстрая сменяемость дидактического материала. 8. Повышение КПД работы педагога. 9. Повышение качества коррекционной работы с детьми. Преимущества ИТ в коррекционной работе с детьми

Слайд 3

З доровьесберегающие технологии

Слайд 4

Слуховое и зрительное внимание -Услышь нужный звук? Слово? -Звукоподражание -Найди определенный предмет -Сложи узор, букву

Слайд 5

Дидактические игры и упражнения для активизации словаря

Слайд 6

Развитие фонематического восприятия

Слайд 7

Развитие связной речи Составь предложение Составь рассказ Что изображено неправильно

Слайд 8

Развитие математического и логического мышления Создать базу для дальнейшего изучения математики, развития мышления. Развивать навыки творческого и логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»

Передовой педагогический опыт  по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе: «В гостях у Душечки-Ватрушечки».

Сегодня вашему вниманию представлено комплексное итоговое занятие по изученным ранее темам.Цель:  Развивать у детей сенсорные эталоны:  слух, обоняние, вкусовые ощущения, зрительное вн...

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...

Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.

   В соответствии с новыми требованиями  ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях.  Данная статья рассказы...

Сообщение "Проектная деятельность, как одна из форм инновационных технологий способствующая творческому развитию музыкального руководителя и детей"

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Задача музыкального руководителя  - создать благоприятную творческую атмосферу....