Инклюзивное образование
статья по коррекционной педагогике

Андриенко Марина Евгеньевна

Инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивное образование17.28 КБ

Предварительный просмотр:

И тема, актуальная для меня – это «Инклюзивное образование»

      «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, кроме образования для всех…»

        Согласитесь, что ключевые слова в высказывании Кофи Аннана -  образование для всех, то есть не зависимо ни от каких факторов: цвета кожи, положения в обществе, возраста и состояния здоровья.

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особенностями развития составляют многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги.

--С распространением инклюзивного образования,

--благодаря изучению мирового опыта исследований в данной области,

--разработке новых законодательных и правовых актов, направленных на повышение качества жизни детей с ОВЗ, --и активной позиции специалистов и родителей, воспитывающих детей с особенностями развития,

эти дети начали включаться в образовательный процесс, появилась возможность форм и методов обучения.

     Инклюзивное образование - это прежде всего проблема всего нашего общества. Чтобы ввести инклюзивное образование, обсуждение шло десятилетиями. Детей с какими-либо физическими отклонениями нельзя отбрасывать в сторону. Часто мы сами взрослые реагируем неадекватно. Это один из социальных и физиологических барьеров. Поэтому инклюзивное образование надо начинать с ДОО, с младшего возраста. Конечно, никто не скрывает, что работа в данном направлении требует особенного подхода: уделяется больше внимания именно этому ребенку, создается специальная предметно-развивающая среда, в зависимости от особенностей ребенка, постоянное поддержание здорового микроклимата в детском коллективе, работа с родителями и я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную образовательную программу, разработать множество положений, инструкций и т.д

          Итак, безусловно, профессионализм педагога – это основной фактор успешности инклюзивного образования, основной, но не главный! Это моё мнение. Если ты отличный специалист, но равнодушен, безразличен и результат своей работы оцениваешь лишь в процентах качества и обученности, то тебе не следует работать с детьми с ОВЗ. Самое главное, по моему мнению, педагог должен быть психологически готов сотрудничать с ребенком, имеющим особенности развития, творчески, с терпением и   пониманием подходить к этой трудной работе. Это одна из важнейших педагогических компетенций педагога, которая особенно ценна и необходима, когда педагог работает с ребёнком с ОВЗ.

       Во-вторых, для успешной социализации необходима готовность родителей ребенка с ОВЗ. Родители не должны опускать руки и прятать своего ребенка потому, что он не похож на других. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. Родители –это первые учителя ребенка. Их роль очень важна. Самое главное, чтобы они смогли поверить в то, что их ребенок может научиться многому в общении с нормотипичными детьми. На ряду со страхами родителей ребенка с особенностями развития отдать ребенка в детский коллектив, так же очень важна готовность принять такого ребенка другими родителями группы. Не все к этому готовы. Но при правильно организованной работе с родителями все решаемо. Постепенно и они станут относиться к детям с ОВЗ с пониманием.

     И третье! «А как же дети»? - спросите вы. А дети - это самый мудрый народ. С одной стороны, из опыта известно, что дети не «делят друг друга по диагнозам», а воспринимают своего сверстника таким, какой он есть. С другой стороны - сохраняются опасения того, что ребенок с проблемами развития в детской группе может оказаться объектом непонимания или даже насмешек со стороны других детей. Но в основном, как показывает практика, дети воспринимают такого ребенка в своем коллективе доброжелательно.

     Включение и социализация детей должны проходить поэтапно и согласно индивидуальным особенностям.

     Проанализировав данные проблемы, я попыталась построить свою работу так, чтобы в результате получить именно инклюзию, где внимание направлено на всех детей группы.

     Поэтому я выделила несколько этапов работы специалистов и педагогов детского сада:

1 этап – кратковременное диагностическое включение.  

Длительность 30-60 минут. На этом этапе дети с ОВЗ совместно с родителями участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках как зрители и, по желанию, как участники.

2 этап – этап частичного включения.

Посещение дошкольной группы по индивидуальному графику. По мере адаптации время пребывания увеличивается.

3 этап – этап полного включения. Ребенок со статусом ОВЗ посещает группу наравне с нормотипичными сверстниками. У него такие же права и обязанности, как и у других детей. К нему такие же требования, как и к остальным детям. Это очень важно при организации инклюзии. На данном этапе все специалисты продолжают тесно сотрудничать с родителями, которые по желанию могут участвовать в образовательном процессе.

      В итоге дети с ОВЗ интегрированы в группу и принимают участие в большинстве активностей.

     Польза от пребывания детей с особенностями развития в коллективе, несомненна. И те, и другие учатся взаимодействию, терпению и получают положительный опыт общения. Они вырастут, я уверенна, хорошими добропорядочными людьми. Научатся не замечать недостатки окружающих и опираться на достоинство особенных детей, которые, в свою очередь, смогут раскрыться и стать полноправными членами общества.

            В заключении хочется сказать, что инклюзивное образование, я думаю, станет неотъемлемой частью нашей жизни, и будет способствовать развитию нашего общества в целом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...