Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «В гостях у башкирской сказки»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зайнуллина Сания Гафиятовна
Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей на основе устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sobaka_iskala_sebe_hozyaina.docx925.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию

«В гостях у башкирской сказки»

(по мотивам народной башкирской сказки «Как собака искала себе хозяина»)

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Вид НОД: интегрированное

Формы организации: групповая.

Цель: создание условий для развития художественно-творческих  способностей

детей на основе устного народного творчества.

Образовательные задачи:

Расширять  знания детей о башкирских народных сказках; Формировать умение

слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их,

опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через

разные виды театра; Формировать представления о нравственных качествах

(честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок;

Прививать любовь к устному народному творчеству Башкортостана.

Развивающие задачи:

Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм; Развивать умение

правильно выражать свое отношение к сказке и к героям сказки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к животным, интерес к занятию, желание лепить себе друга.

Интеграция  образовательных областей:  «художественно – эстетическое развитие»,  «речевое развитие».

Интеграция  детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: Знакомство с внешним видом разных пород собак  (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Беседа о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Чтение  башкирской сказки  «Как собака искала себе хозяина», заучивание  поговорок и пословиц о дружбе.

Планируемый результат: владеет навыком диалогической речи, формирует ответы на наводящие вопросы педагога.

Действующие лица: Собака, волк, медведь, лев, человек.

Средства и оборудование: магнитофон, скульптура собачки, пластилин, стеки, доски для лепки, влажные и бумажные салфетки.

 

Ход НОД

Вводная часть

Дети  заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в   необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и  превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: ТЕАТР!

Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспитатель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?            

Ответы детей

Воспитатель: А вы хотели бы стать артистами?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты.

Приглашаю вас войти в удивительный мир настольного театра!

Дети занимают места, а воспитатель садится рядом с ширмой.

Воспитатель: Мне нужны желающие.

Выходят желающие, и воспитатель распределяет роли.

Воспитатель: Эти ребята актеры, все остальные зрители.

Основная часть

Актеры показывают с помощью воспитателя сказку  «Как собака искала себе хозяина»

Рассказчик: В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина.  Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда глаза глядят и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит:

Собака: Здравствуй, Волк!

Волк: Здравствуй, собака! Зачем пришла?

Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.

Рассказчик: Волк согласился, и пошла они вместе. Шли они, шли, вдруг волк  остановился и говорит:

Волк: Ой, бежим скорей, медведь идет! (убегает)

Рассказчик: Тогда собака поняла, что волк труслив, подошла к медведю и  говорит ему:

Собака: Здравствуй, Медведь!

Медведь: Здравствуй, собака! Зачем пришла?

Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.

Рассказчик: Медведь согласился, и пошла они вместе. Шли они, шли, вдруг медведь остановился и говорит:

Медведь: Бежим отсюда, лев идет! Он нас съест. (убегает)

Рассказчик: Тогда собака поняла, что медведь слаб и труслив и, бросив его, подошла ко льву и говорит ему:

Собака: Здравствуй, Лев!

Лев: Здравствуй, собака! Зачем пришла?

Собака: Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе.

Рассказчик: Лев согласился и пошли они вместе. Шли они, шли и вышли на  поляну. А там – человек. Лев увидел его и говорит:

Лев: Ах! Вон человек идет. Он убьет нас. Бежимскорей!(убегает)

Рассказчик: Тогда собака поняла, что и лев слаб, и пошла к человеку. Подошла  и просит:

Собака: Здравствуй, Человек! Возьми меня к себе.

Рассказчик: Человек взял собаку к себе. Обрадовалась, что нашла себе хозяина                      и говорит:

Собака: Нет на свете никого сильнее человека.

Рассказчик: И с тех пор собака, верно, служит ему.

Воспитатель: Накормил он собаку, конуру тёплую построил. Ночью собака лает,  дом охраняет, а человек её за это не ругает, хвалит. С тех пор собака и человек живут вместе, не ссорятся.

Дети кланяются.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием! В театре принято

 благодарить аплодисментами! Вы их сегодня заслужили!!!

Звучат аплодисменты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что не только люди могут быть нам друзьями? Я знаю, что у многих из вас дома есть четвероногие друзья собаки, кошки. С ними тоже можно дружить: не обижать их, играть с ними.  Мы с вами познакомились с башкирской сказкой «Как собака искала себе хозяина».

Беседа по содержанию сказки. Вопросы:

Воспитатель: Где жила собака?  

Дети: Она жила в лесу.

Воспитатель: Какая она была?

Дети: Она была одна - одинёшенька.

Воспитатель: Какого ей хотелось друга?

Дети: Захотелось собаке друга, найти, который никого не боялся бы.

Воспитатель: Почему собака раздумала дружить с зайцем?

Дети: Заяц оказался трусливым и пугливым.

Воспитатель: Почему волк не подошёл в друзья собаки?

Дети: Волк боялся медведя, потому что он мог разорвать его.

Воспитатель: Кого испугался медведь?

Дети: Медведь испугался человека.

Воспитатель: Почему человек оказался самым лучшим другом для собаки? Как  Он заботился о собаке? Ругал ли он собаку, когда она лаяла ночью?

Дети: Человек накормил собаку, тёплую будку ей построил. Когда собака лаяла ночью - человек спасибо говорил.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели иметь такого друга?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы хотите слепить собачку, верного друга?

Рассматривание скульптуры собачки, уточнение формы и особенностей частей туловища животного.

Пальчиковая гимнастика« Дружба».

Дружат в нашей группе (С силой сжимать и разжимать кулачки).

Девочки и мальчики. (Поочередно касаться подушечек пальцев правой и

левой руки, начиная с большого пальца).

Мы подружим с вами,

Маленькие пальчики. (Поочередно разъединять пальцы).

Один, два, три, четыре, пять. (Вновь соединить пальцы рук).

Пять, четыре, три, два, один. (Энергично встряхивать кистями рук).

Лепка собачки

Во время работы звучит композиция «Звуки природы»

Нам понадобится коричневый пластилин и черный.

Делим бруски пополам, потом вторую часть еще пополам и то, что справа — еще раз пополам. Первая часть коричневого пластилина превратится в туловище, вторая – в голову, еще два кусочка станут лапами.

Черный пластилин расходуется не весь. Первая часть нам вообще не понадобится, из второй делаем уши, нос и хвост, а из третьей и четвертой части – лапы.

Вытягиваем нашей собаке мордочку, прикрепляем лапы, нос и уши.

Прикрепляем хвост, черные глаза с маленькими белыми пятнышками (без них собака будет «слепая»), надрезаем стеком мордочку внизу, «открывая» собаке рот, и вкладываем туда язычок. Чуть-чуть фантазии, и наша собака оживает.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение и предлагает детям дать вылепленным животным имена.

Имя

Есть у вас и у меня,

  Есть у кошки и коня,

    У свиньи и поросёнка,

  У коровы и телёнка...

   Лишь у нашего щенка

                                                  Нету имени пока!

                                                                    (М. Пляцковский)

Заключительная часть

Воспитатель: Про кого мы с вами беседовали? Кого вы себе приобрели?

Воспитатель: Молодцы! Вы  очень старались! Дома расскажите родителям о вашем новом друге. И своих друзей научите лепить таких же собачек, как мы с вами  сегодня научились.

Звучит песня «Пропала собака». Ребята размещают свои работы на доске.

Список литературы

  1. Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
  2. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006
  3. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
  4. Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа – 2007
  5. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
  6. Региональная программа для ДОО РБ.
  7. Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми с ОНР. Тема: "Рисование "В гости к зиме"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Музыки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гост...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для средней группы «В гостях у Матрёшки»

С помощью данного материала, можно познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование по русской народной сказке «Репка» на тему: «Репка для мышки» в первой младшей группе

В данном конспекте описывается ход НОД по художественно-эстетическому развитию для 1 младшей группы. В гости к ребятам приходит мышки из сказки репка. Мышка приходит не с пустыми руками, а с мешо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе №2. Тема: «К нам гости пришли, дорогие пришли»

Художественное – эстетическое развитие (лепка)     - Учить детей прищипывать сплюснутый шар с легким оттягиванием всех          краев...