Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Технологии проблемного обучения».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Барсукова Людмила Васильевна

повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ремонтненский детский сад «Родничок»

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему:

«Технологии проблемного обучения».

Подготовила: Барсукова Л.В.

воспитатель 1 категории

2019г.

с. Ремонтное

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Задачи:

  1. Углубить знания педагогов о данной методике;
  2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе  использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, карточки с  заданием на каждый стол, гуашь, ватные палочки, тычки, салфетки, вода.

Ход мастер - класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги

Я рада вас приветствовать сегодня от души,

Вы тоже все приветливы, собою хороши

Сегодня мастер-класс у нас,

А значит встреча не простая

Удачи и творчества, активности я вам от души желаю.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Слайд 2                                                                                                               «…Хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире.

Наблюдать, думать, рассуждать, переживать

радость труда и гордиться созданным,

творить красоту и радость для людей и

находить в этом творении счастье.»

                                        Васи́лий  Алекса́ндрович Сухомлинский

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования

у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

    Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Слайд 3 

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения, условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

   Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Слайд 4 

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет  радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

  Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, побудить к потребности в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации.

Давайте немного поиграем.

Слайд 5   

Игра «Подумай и скажи».

Попрошу вас разделиться на команды, для вас подготовлены вопросы по теме нашего методического объединения, ответ на вопрос может быть один от вашей команды.

Слайд 6  

  1. Что такое проблемная ситуация? (ответы педагогов)

Слайд 7 

Проблемная ситуация - это:

  • Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
  • Познавательная деятельность;
  • Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Слайд 8 

  1. Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?
  • Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,
  • Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.
  • Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
  • Организация  занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению. (ответы педагогов)

Слайд 9 

  1. В чём суть проблемного обучения? (ответы педагогов)

Слайд 10 

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.

Но все ли вопросы являются проблемными?

Слайд 11 

Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?

  • Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
  • Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

Слайд 12

 Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин:

 «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы»,

что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

   Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивым): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

   Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по познанию окружающего мира, но и на математике, развитии речи, грамоте, художественно-творческих занятиях, а также и в других видах детской деятельности. Необходимо включить весь свой творческий потенциал для осуществления процесса развития ребенка.

А теперь переходим к практической деятельности нашего мастер-класса. Каждой команде я предлагаю проблемную ситуацию. Ваша задача: выделить противоречие, поставить проблемный вопрос, назвать в каких видах деятельности можно использовать эту ситуацию и предположить, как бы могли решить поставленную задачу дети.

Слайд 13 

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. (Как Маше донести их до места, где живет медведь?)

Слайд 14 

  1. Красная шапочка попросила у мамы  записать рецепт пирожков для своей подружки. Когда мама начала писать о том, что входит в рецепт, то обе вспомнили, что ни Красная Шапочка, ни подружка читать не умеют.

Слайд 15 

Мачеха велела к обеду испечь пироги.  А Золушке нечем раскатать тесто. (Чем Золушке раскатать тесто? )

Слайд 16 

  1. Когда я шла в детский сад, я встретила кошечку, она сидела и горько плакала. Я подошла к ней узнать, что же у нее случилось. Кошечка рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения, подарка нет. И она не знает, что ей делать.

Слайд 17 

  1. Кукла Маша упала и сломала руку.

Анализ предложенных педагогами вариантов решения проблемных ситуаций.

Практическое задание:

Я приглашаю желающих помочь мне. Мне необходимо 3 помощника. У каждого из вас будет задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Если что-то непонятно, можете спрашивать. (Раздать конверты с заданием)

А сейчас я предлагаю вам ответить на проблемные вопросы детей группы, после ваших ответов, мы сможем узнать и ответы детей на поставленные вопросы.

(Пока работают помощники, остальные отвечают на вопросы.)

Фильм «Вопросы от детей»

-Почему люди болеют?

-Почему люди обижаются?

-Какой герой мультфильма (сказки) тебе нравится больше всего? (Почему?)

-Если бы ты могла (мог) помочь каким-то другим людям, чтобы ты сделала?

-Что ты считаешь чудом?

 -Если бы ты был животным, то каким именно и почему?

А теперь обратимся к помощникам. В конвертах лежали задания. Всем участникам была предложена одна проблемная ситуация: нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.

-А можно рисовать красками без кисточек?

-С помощью чего можно рисовать? (перечисляют)

       

В заключении нашей встречи мне хотелось бы сказать:

На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие, мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть-своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца.

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.


Конспект занятия по развитию речи с использованием

технологии проблемного обучения «Волшебница - осень»


                                                         Воспитатель: Барсукова Л.В.

        2019г.

Тема: «Волшебница-осень»

Возрастная группа: подготовительная  группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

      *   наглядные -  осенние пейзажи

 *   литературные – стихи, поговорки, пословицы; 

      *   музыкальные  - прослушивание классических произведения П. И. Чайковского «Осень».

       *   оборудование -  картинки осенних пейзажей, письмо, листочки, шкатулка.

 

Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях природы. Закрепить название осенних месяцев.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Развивающие: формировать у детей правильное представление об осени: осень – волшебница, осень-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения;

Образовательные: обобщить представление детей об осени; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ осени средствами художественной и музыкальной выразительности.

Предварительная работа: беседа о признаках осени; наблюдения за явлениями неживой природы , серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Осень»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок об осени, осенних явлениях, рисование осенних пейзажей, прослушивание классических произведения П. И. Чайковского «Осень».


                               

                                                      Ход НОД:


Воспитатель: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.

Все вместе: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, милые дети

Вы прекрасней всех на свете!

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе откроем и прочтем его.

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »

Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.

Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.

Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?        

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»

Лист  берёзы-берёзовый

Лист  осины-осиновый

Лист  дуба-дубовый

Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?  (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)

Какая погода бывает осенью?

- Когда идет дождь- дождливая,

-Когда дует ветер – ветреная,

-Холодно – холодная,

-Пасмурно – пасмурная,

- Сыро – сырая,

-Хмуро – хмурая,

-Ясно – ясная.

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? (Да, любим)

Воспитатель: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. 
(А. Пушкин)

Воспитатель: Ребята, что бывает осенью? Какие природные явления? (гром, иней, туман, дождь, роса)

- Есть у осени три сыночка, три осенних месяца. Как они называются? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ранняя, середина, поздняя)

Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?

Осенью

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,        

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

« Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре- теплая  осень.

Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

Когда гусь улетает – снег выпадает.»

Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.

А сейчас мы с вами поиграем

Игра «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

« Золотая,  печальная,  красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?

(Звери строят норы,  делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.   Птицы начинают улетать в теплые края.)

Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?

А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

« Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые  спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые»

Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.

А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень» (дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили? (ответы)

У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)

Уточнить технику и последовательность рисования.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Осень

Раз, два, три, четыре, пять –                            (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы,                                                  (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины,                                                 по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем                         (сжимают и разжимают кулачки)

Работа детей (музыка)

А теперь все листья можно объединить в один букет.

Выставка «Осенний букет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Технология эффективного диалога»

В материале дан практический материал для педагогов в общении с родителями воспитанников ....

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология создания платкового театра для театрализованной деятельности»

Платковый театр является не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность де...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология создания платкового театра для театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность-это важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Цель: повышение активности воспитателей по формиро...