Программа "Психомоторное развитие детей раннего возраста"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Арюхова Мария

Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей  раннего  возраста  и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotornoe_razvitie.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая)   программа

"Психомоторное развитие детей раннего возраста"

Возраст детей: 1 - 3 лет

Срок реализации программы: 2,5 месяца

Автор-составитель:

М.Е. Арюхова

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

г. Нижний Новгород

2020

Пояснительная записка.

Актуальность:

Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей  раннего  возраста  и их родителей.

Ранний возраст – это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в раннем возрасте является психомоторное развитие. Уровень развития ребенка в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития.

Психомоторное развитие — важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Ребенок раннего возраста не может подолгу находиться в статическом положении, испытывая постоянную потребность в разнообразных движениях. Установлено, что ребенок в возрасте двух - трех лет в день совершает от 8000 до 10 000 шагов. Если во время бодрствования эта потребность не удовлетворяется, он начинает капризничать, теряет аппетит, плохо засыпает. Задача взрослого — удовлетворять потребность малыша в разнообразных движениях, так как сам ребенок в силу недостаточно развитой игровой деятельности редко использует такие виды движений, как ползание, перешагивания и др. Следует контролировать деятельность малыша и создавать условия для его двигательной активности и психомоторного развития, ведь у детей первые годы жизни идет познание мира через движение.

Психомоторика включает в себя произвольные моторные процессы, сенсорные процессы, а так же идеомоторные - движения и действия, возникающие вне сознания человека.

Психомоторное развитие - это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства)

Развитие общей и мелкой моторики оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, формированию координационных движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепляются понятия правостороннего и левостороннего движения, развивается глазомер.

Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к психомоторному развитию детей раннего возраста, который включает в себя развитие общих движений, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, сенсорное восприятие, повышение психологической компетентности родителей (законных представителей).

При реализации программы следует учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности  общего развития. Важно помнить, что все дети развиваются по-разному, поэтому программа "Психомоторного развития детей раннего возраста"  мобильна  и подлежит корректировке в зависимости от индивидуальности и потребностей детей раннего возраста.

Адресат:

Программа может быть использована при работе с родителями и детьми раннего возраста.

Цель: психомоторное развитие детей раннего возраста.

Задачи:

- развитие общих движений;

- развитие мелкой моторики;

- формирование зрительно-двигательной координации;

- развитие сенсорного восприятия;

- повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) детей раннего возраста.

Объем и срок освоения программы: программа краткосрочная, рассчитана на 10 недель, по 1 занятию в неделю, продолжительность занятий практическая часть работа с ребенком 8 -10 мин, теоретическая часть работа с родителями (законными представителями) 10-12 мин, общая продолжительность занятия 20-25  мин (в соответствие с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15мая  2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») 

Основная форма занятий – индивидуальная, очная. Но также может использоваться групповая форма работы (малые подгруппы по 3- 4 ребенка + родители), при необходимости программу  можно адаптировать для заочной формы работы.

Занятия включают в себя теоретическую часть (беседы с родителями, подведение итогов занятия) и практическую часть (выполнение  письменных заданий на специально разработанных бланках,  игры на самоконтроль, использование демонстрационного и раздаточного материала, взаимодействие  ребенка со взрослым, выполнение заданий направленных на психомоторное развитие, пальчиковая гимнастика). При реализации программы следует учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности  общего развития.

Ожидаемые результаты:

- повышение двигательной активности ребенка;

- положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики);

-  позитивное эмоциональное состояние детей;

- повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) детей раннего возраста

Учебный план.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы аттеста

ции и контроля

всего

теория

практика

1

«Ознакомительное. Колобок - румяный бок»

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

2

"Веселый Колобок"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

3

"Колобок и Зайка"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

4

"Колобок в гостях у Мишке"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

5

"Колобок в волшебном лесу"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

6

"Колобок и его друзья"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

7

"Путешествие Колобка"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

8

"Колобок и неприятности"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

9

"Сюрприз для Колобка"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

10

"Итоговая диагностика"

1

0,5

0,5

Результат выполнения практических заданий, наблюдение

Итого

10

5

5

 Содержание учебного плана

Название темы

Теория

Практика

1

«Ознакомительное. Колобок - румяный бок»

Беседа с родителями на тему: "Особенности психомоторного развития ребенка"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Игра с мячом (катаем,  кидаем, ловим пинаем); задание "Принеси игрушку (колобка)"; пальчиковая гимнастика "Здравствуй пальчик", "Фонарики", задание "Рисуем колобка (красками)"

2

"Веселый Колобок"

Беседа с родителями на тему: "Развитие двигательной активности в домашних условиях"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания); игра "Замри", игра "Догони колобка", катаемся с горки

3

"Колобок и Зайка"

Беседа с родителями на тему: "Психомоторные игры в домашних условиях"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Задание "Дорожка для Колобка" (кусок обоев виде прямой и извилистой дорожки, ходить можно только по нему, не заходя за границы); задание " Найди и покажи части тела и лица у Зайки и у себя"; задание "Построй домик из кубиков для Зайки"  задание "Расставь чашечки по цветам на блюдца", игра с мыльными пузырями

4

"Колобок в гостях у Мишке"

Беседа с родителями на тему: "Игры на самоконтроль"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Задание "Дорожка для Колобка"; задание " Найди и покажи части тела и лица у Мишке и у себя"; "Что спрятано в корзине?" (достаем предметы на ощупь); игра "Собери корзинку";  задание "Убери чашечки в коробку, а блюдца в корзинку"

5

"Колобок в волшебном лесу"

Беседа с родителями на тему: "Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания)" задание "Найди такую же игрушку", игра "Стоп"; игра "Болото", пальчиковая гимнастика "Здравствуй, пальчик", "Ладошки", задание "Нарисуй солнышко" (краски или карандаши)

6

"Колобок и его друзья"

Беседа с родителями на тему: "Мячик Су-джок для детей раннего возраста"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Игра с мячом (катаем,  кидаем, ловим, пинаем), задание "Клубочек" (ребенок пробует намотать ниточку на клубочек)", игра с мячиком "Су-джок", игра "Большой - маленький" (маленькие мячики положи в коробку, большие в корзинку), игра с воздушным шариком.

7

"Путешествие Колобка"

Беседа с родителями на тему: "Игры на пространственное ориентирование"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Игра "Самолет" (взрослый берет ребенка на руки, ребенок изображает самолет (руки в стороны), передвигаемся по помещению, меняя уровень высоты), задание "Заберись на горку" (горка из модулей);  игра "Машина" (даем ребенку игрушечный руль, ребенок самостоятельно передвигается по помещению, изображая водителя); задание "Построй забор по образцу" (заборчик из счетных палочек); игра "Велосипед" (ребенок ложится на пол и изображает велосипед двигая руками и ногами); пальчиковая гимнастика "Здравствуй, пальчик", "Молоток"; задание "Раскрась домик"

8

"Колобок и неприятности"

Беседа с родителями на тему: "Игры на подражание"; рефлексия (подведения итогов занятия)

Задание "Дорожка для Колобка" (строим дорожку из брусочков),  Полоса препятствий (спортивный комплекс "неровный пол", туннель, модули для перешагивания)"; задание "Убери ленточки в баночку"; игра с бумагой (мнем, разглаживаем, рвем), игра "Солнышки и дождик"; игра "Болото"

9

"Сюрприз для Колобка"

Беседа с родителями на тему: "Как рисуем? что рисуем?"; рефлексия (подведения итогов занятия)

игра "Что спрятано в мешочке?" (достаем предметы на ощупь), задание "Собери пуговки", задание "Сюрприз для Колобка" (приклеиваем пуговицы на пластилиновую основу); игра с воздушным шарикам, игра с мыльными пузырями.  

10

"Итоговая диагностика"

Беседа с родителями на тему: "Особенности психомоторного развития ребенка" ; рефлексия (подведения итогов программы)

Тест психомоторного развития Гриффитса

Календарный учебный  план – занятия проводятся один раз в неделю, программа состоит из 10 занятий. Занятия начинаются по поступления запроса или по мере формирования группы.

        Формы аттестации

        Диагностические методики:

        Тест психомоторного развития Гриффитса

        Оценочные материалы

Раздел программы

Форма  контроля

Критерий оценки

Система оценки

1

Итоговая диагностика

Тест психомоторного развития Гриффитса

 Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста. Параметры обследования: Моторика – баллов - соответствует __ месяцам. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.

Итоговая оценка усвоения программы включает в себя метод наблюдения за процессом выполнения заданий и итоговые результаты выполнения каждого задания.

Методические материалы

Словесные

Наглядные

Практические

Беседы

Наблюдение

Задания на развитие общих движений.

Рефлексии

Показ психологом приемов выполнения действий.

Игры на сенсорное восприятие

Консультации родителей

Работа по образцу

игры на самоконтроль и  умение управлять своим телом.

Бланки с практическими заданиями на развитие моторики.

пальчиковая гимнастика

Условия реализации программы

Программа реализуется в виде индивидуальных занятий с родителями и детьми раннего возраста и консультаций родителей.  Для этого необходимо: отдельный просторный кабинет или спортивный зал, столы и стулья для детей раннего возраста, мягкие модули, детская горка для скатывания, туннели для пролазывания, комплекс "неровный пол", цветные пуговицы, мячи разных размеров, набор посуды, письменные принадлежности, специально разработанные бланки с заданием, коробочки, воздушные шары, мыльные пузыри, кубики, заготовки обоев - дорожек, корзинка, островки для игры "Болото", игрушечный руль  машины.

Список литературы

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 г.
  2. Корсак Владислав, Балобанова Валентина, Громыко Юрий, Жукова Олеся и т.д. настольная книга для родителей "Мать и дитя" медиа группа "Олма" Москва, 2008 г.
  3.  Монина Г.Б. , Аверин В.А. , Лютова-Робертс Е.К. , Смирнова Е.О. "Развитие личности ребенка от года до трех" Издательство: М.: "Генезис" 2014 г.
  4.   Рогов Е. И.  Настольная книга практического психолога – Москва.:Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...