Развитие речи с использованием технологии ТРИЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Нашему обществу нужны люди самостоятельные, интеллектуально смелые, творческие, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Эти качества сформировать позволяет использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_ispolzovaniem_tehnologii_triz.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с использованием технологии ТРИЗ

В век технологий угасает живое общение, снижается уровень развития речи у детей. Сегодня перед педагогами стоит проблема уменьшения мотивационной потребности в общении. Недостатки речи проявляются особенно ярко во время обучения ребёнка в школе и могут привести к неуспеваемости, что порождает неуверенность в своих силах.

Нашему обществу нужны люди самостоятельные, интеллектуально смелые, творческие, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Эти качества сформировать позволяет использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эту теорию разработал в 1956 году советский инженер, учёный и писатель Г. Альтшуллер. Он доказал, что любой человек может научиться изобретать, и для этого не обязательно нужен врожденный талант.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – система коллективных игр и занятий, признанная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность. Дошкольное детство – особый возраст, когда ребёнок открывает для себя весь мир, когда значительные изменения происходят во всех сферах его психики (эмоциональной, волевой, когнитивной), которые проявляются в различных видах деятельности: познавательной, преобразующей, коммуникативной. Умелое использование методов и приёмов ТРИЗ помогает успешно развивать у дошкольников смекалку, изобретательность, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания ребёнку, раскрывать истину перед ним, необходимо научить её находить самостоятельно.

ТРИЗ используется недостаточно в развитии речи. Но дети с нарушениями речи успешно вовлекаются в такие игры, если их использовать систематично. Применение технологии ТРИЗ в логопедической работе с дошкольниками помогает более эффективно исправлять речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. Далее представлены наиболее доступные и эффективные приёмы, игры для детей с ОНР, которые способствуют развитию речи.

Игра «Хорошо – плохо».

Данная игра проводится с младшими дошкольниками.

Задачи:

- учить находить в объектах и предметах окружающего мира отрицательные и положительные стороны;

- обогащать и активизировать словарь.

Педагог предлагает догадаться, что лежит в сундучке (под платком, в чёрном ящике). Дети фантазируют и называют различные варианты, пока кто-то из них не приблизится к отгадке.

Затем педагог представляет игрушку, которая поможет вести занятие (желательно пустить её по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней). Игрушка мокрая. Педагог её вытирает.

Логопед: Почему ты мокрая такая?

Игрушка: А я очень дождь люблю!

Логопед: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

Игрушка: Нет, дождь хороший!

Логопед: Почему?

Игрушка: Можно бегать по лужам, он поливает цветочки, растёт всё, после дождя воздух свежий.

Логопед: Нет, это солнышко хорошее,  не дождь.

Игрушка: Солнышко плохое.

Логопед: Почему?

Игрушка: Когда жарко – пить хочется и голова болит, все цветы вянут.

Логопед: А нашим ребятам, наоборот, солнышко нравится. Расскажите почему.

Дети: Когда солнечно, у людей настроение хорошее, хочется радоваться, купаться, загорать и т.д.

В зависимости от возраста дети могут частично сами давать ответы на вопрос «Почему?». К обсуждению данной темы следует вернуться во второй половине дня или на другой день.

Игра «Кто, что умеет делать?».

Эта игра проводится с младшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать творческое воображение;

- расширять словарный запас.

Ведущий называет объект или загадывает о нём загадку. Дети должны сказать, что может делать объект или, что делается с его помощью.

Логопед: Что может телевизор?

Дети: Показывать разные фильмы, мультфильмы, концерты; пылиться, включаться, выключаться; может сломаться.

Логопед: Что может растение?

Дети: Растение может расцветать, пить воду, расти, качаться от ветра, погибнуть, вкусно (или невкусно) пахнуть, колоться.

Игра «На что похоже?».

Игра проводится с младшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать ассоциативность мышления;

- обучать сравнению разнообразных систем;

- актуализировать словарь.

Ведущий обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, материалу, форме, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать как подсказку предметные картинки. В старшем дошкольном возрасте ведущий просит объяснить, почему названные объекты похожи.

Логопед: На что похож абажур?

Дети: На Красную Шапочку; на зонт; на колокол, потому что он большой; на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

Логопед: На что похожа иголка?

Дети: На кнопку, на булавку, на гвоздь, на лезвие ножа (все эти предметы металлические и острые), на стержень от ручки, на колючки у ёжика и кактуса, на застёжку у сережки (все они острые).

Игра «Где живёт?».

Игра проводится с младшими дошкольниками.

Задачи:

- уточнять имеющиеся знания;

- активизировать словарь;

- развивать воображение.

Ведущий обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой, фантастический). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Логопед: Где живёт собака?

Дети: В конуре, если она охраняет дом. В квартире, в доме. Бродячие собаки живут на улице.

Логопед: Где живёт подорожник?

Ребёнок: В лесу, в поле, у дороги. Подорожник есть в аптеке. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.

Игра «Теремок».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- выделять общие признаки путём сравнения;

- развивать фразовую речь;

- тренировать аналитическое мышление.

Каждому игроку раздаются карточки с изображением различным предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка, а другие подходят к нему и просятся в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живёт?

- Я – малина. А ты кто?

- А я – земляника. Пусти меня в теремок.

- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

Гость должен сравнить оба предмета, выявить общий признак и назвать его. (Например, земляника и малина – ягоды.) после этого гость входит в теремок или просто помещает в домик карточку. Затем вступает следующий участник игры. На более позднем этапе можно все время менять хозяина теремка (сначала хозяин – малина, потом им становится земляника и т.д.).

Игра «Загадалки – узнавалки».

Игра проводится со старшими дошкольниками.

Задача: развивать логическое мышление, внимание, чувство юмора и остроумие.

Дети подбирают последнее слова по смыслу, но не в рифму.

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит …(дятел).

Под луною песню петь

Сел на веточку…(соловей).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (белка).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (медведь).

Клубком свернулся,

Ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (ёж).

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (волк).

Быстрее всех от страха

Несётся… (заяц).

Ай, какой я молодец,

Красный, круглый…(помидор).

Игра «Маша-растеряша».

Эта игра проводится с старшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать творческое воображение, находчивость;

- актуализировать словарь.

Перед игрой необходимо детям напомнить о функциях различных предметов. (Для чего предназначены нож, ложка, карандаш?). Также нужно вспомнить, кто такие растеряши.

Один из игроков назначается Машей-растеряшей.

Маша-растеряша: Ой!

Дети: Что с тобой?

Маша-растеряша: Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?

Обозначается одна функция предмета. Другие игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба (например, леской, пилой, линейкой; отломить рукой).

Маша-растеряша выбирает лучший ответ и выдаёт за него награду (фишку). В конце игры определяется победитель.

Игра «Аукцион».

Игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- учить выделять дополнительные ресурсы предмета;

- расширять словарь;

- развивать воображение.

На аукцион выставляется какой-либо предмет. Дети по очереди называют все ресурсы его использования. Выигрывает тот, кто последним предложит вариант его применения.

Логопед: Для чего нужна линейка?

Дети: Чтобы измерять расстояние.

Логопед: А ещё как можно использовать линейку?

Дети: Вместо указки, помешать ею что-то, можно спину почесать; в цель метать.

Логопед: А как?

Дети: На стену поместить мишень, а на кончик линейки положить что-то лёгкое и стрельнуть.

Игра «Чем был – чем стал».

Игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- тренировать аналитическое мышление;

- расширять и активизировать словарь;

- развивать фразовую речь.

1 вариант. Ведущий называет материал (стекло, ткань, дерево, глина …), а дети – объекты, в которых эти материалы присутствуют.

Логопед: Стекло. Это сплав разных материалов.

Дети: Из стекла сделана посуда, зеркала, окна, экран телевизора. В магазине стеклянные витрины. У меня дома стол стеклянный. У моей мамы стеклянные бусы.

2 вариант. Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие использовались материалы при его изготовлении.

Логопед: Телевизор.

Дети: Он сделан из разных материалов: корпус из пластика, экран из стекла, а внутри телевизора много железных деталей.

Игра «Кто кем был – кто кем будет?».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками. Можно использовать мяч.

Задачи:

- учить определять прошлое и будущее предмета;

- расширять и активизировать словарь;

- развивать логическое мышление;

- закреплять навык употребления падежных окончаний.

Логопед: Кто кем (чем) был?

Дети: Лошадь – жеребёнком, цыплёнок – яйцом, дуб – жёлудем, яблоня – семечком, рыба – икринкой, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, велосипед – железом, хлеб – мукой, рубашка – тканью, шкаф – доской и т.д.

Логопед: Кто кем (чем) будет?

Дети: Цыплёнок – петухом (курицей), яйцо – цыплёнком (птенцом, черепахой, змеёй, яичницей и т.д.), ребёнок – мужчиной (женщиной, папой, мамой и т.д.), железо – машиной (велосипедом, ножом, иголкой и т.д.).

Важно при обсуждении ответов подчеркнуть возможность нескольких вариантов. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра «Что (кто) это может быть?».

Игра эта проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- учить обосновывать два противоположных значения предмета;

- развивать воображение;

- расширять и активизировать словарь.

Логопед: Что может быть одновременно:

- и горячим и холодным ( чайник, утюг, плита);

- и длинным и коротким (путь, волос, пояс);

- и лёгким и тяжёлым (перо, птица, снег);

- и гибким и твёрдым (воск, пластилин, глина);

- и острым и тупым (ножницы, носы, ножи);

- и гладким и шероховатым ( кожа рук и губ, лёд) ?

Дети высказывают предположения.

Игра «Волшебные мешочки».

Игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать воображение, тактильную память, фразовую речь;

- расширять и активизировать словарь.

Ребёнок достаёт из двух мешочков по одной игрушке, узнавая предмет на ощупь. Затем составляет предложение с использованием слов, обозначающих эти предметы.

Например: «Хобот у слона похож на молоток. Чашка стоит возле зеркала. Я карандашом нарисовала банан».

Игра «Проверка памяти».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- активизировать словарный запас;

- развивать наблюдательность и зрительную память.

Логопед детям предлагает внимательно посмотреть на игрушку (например, куклу) в течение одной минуты и постараться запомнить, как она выглядит. Затем он убирает игрушку и задаёт вопросы.

Какие у куклы волосы?

Что у куклы на голове?

На ногах носки или гольфы?

Что у куклы в руках?

Чем украшена сумочка?

Сколько пуговиц на платье у куклы?

С какой стороны на платье карман? И т.д.

Дети отвечают. После этого логопед вновь показывает игрушку, чтобы проверить, насколько правильно они ответили.

Педагог для данной игры выбирает большую яркую игрушку с разнообразными деталями. Вопросы подбираются конкретно к каждой игрушке.

Игра «Путаница».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать языковое чутьё, фразовую речь, логическое мышление, чувство юмора;

- активизировать словарь.

Логопед: Найдите неподходящее слово в предложении  замените его на другое, нужное слово.

Летит колючий крокодил (снег).

Висит фиолетовая собака (слива).

Мальчик ест сладкую скакалку (конфету).

Летит воздушный диван (шар).

Рычит лохматый слон (пёс).

Смотрю в прозрачное дерево (стекло).

Дверь открывают вилкой (ключом).

Бабушка связала тёплые подушки (варежки, носки).

Мама сварила вкусный стол (суп, компот, кисель).

Игра «Составь и «раскрась» предложение».

Игра эта проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- обогащать словарь детей прилагательными;

- развивать фразовую речь.

Логопед называет два существительных. Дети с заданными словами составляют предложение. Потом это предложение нужно «раскрасить» (обогатить прилагательными).

Дом – улица.

Девочка – книга.

На следующем этапе работы подбираются пары слов, более далёкие по смыслу.

Дом – солнце.

Девочка – жираф.

Затем задание усложняется – подбираются пары слов, очень далёкие по смыслу.

Дом – ракета.

Девочка – колдун.

Игра «Кто? С кем? Где? Когда?».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- развивать чувство юмора;

- обучать составлению смешных историй по условной схеме.

Дети подбирают слово на каждый вопрос и называют его шёпотом педагогу. Педагог записывает слова сверху вниз, заворачивая верхний край листа. По окончании игры озвучивается полученный рассказ.

Вопросы:

- Кто?

- С кем?

- Где?

- Когда?

- Что делали?

- Кто пришёл?

- Что сказал?

Пример рассказа: «Крокодил с Бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришёл полицейский и сказал: «Здравствуйте!».

Игра «Да - нетки».

Эта игра проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- актуализировать словарь;

- развивать логическое мышление, фразовую речь (умение задавать вопросы), долговременную память.

Логопед на начальном этапе с целью обучения берёт на себя роль водящего, показывая, какое вопросы и в какой последовательности следует задавать.

1 вариант. Водящему на голову надевается шапочка с изображением предмета (или вставляется лицо в отверстие готовой картины). Он задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а дети отвечают хором. Диалог длится до тех пор, пока водящий не догадается, о каком рпедмете идёт речь.

Вопросы:

Это фрукт? (Нет)

Это овощ? (Да)

Он продолговатый? (Нет)

Он круглый? (Да)

Он зелёный? (Да)

Он оранжевый? (Нет)

Он красный? (Да)

Он сочный? (Да)

Это помидор? (Да)

2 вариант. Водящий знаком с тем предметом, который скрыт от детей (на доске картинка, повернутая тыльной стороной). Дети по одному задают вопросы водящему, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Игра «Узнай меня».

Игра эта проводится со старшими дошкольниками.

Задачи:

- обогащать словарь эпитетами;

- учить описывать предмет, не называя его;

- развивать долговременную память, логическое мышление, связную речь.

Составление описательных загадок лучше всего проводить по очереди: взрослый – ребёнок. Заранее обговариваются правила игры: нельзя называть задуманный предмет, следует обозначить лексическую тему (посуда, овощ, птица и т.д.) и описать характерные признаки и свойства предмета.

Например: «Я – овощ. Я зелёный, хрустящий продолговатый. Расту на грядке». (Огурец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Я разработала цикл занятий по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ  для старшего и подготовительного возраста . В   своих   занятиях   я   использую ...

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...