Радуга чувств.
консультация по коррекционной педагогике

Грек Татьяна Владимировна

Важную роль в процессе воспитания и развития ребёнка играет семья.

Для более эффективного взаимодействия в ДОУ создана система педагогического сопровождения семей от первых дней пребывания ребёнка в ДОУ до поступления его в школу, учитывая возрастные периоды развития детей и педагогическую  компетентность каждой семьи. В своей работе мы отбираем наиболее результативные и востребованные  родителями формы взаимодействия. Стремимся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференциро-ванной работы с ними, пробудить интерес к жизни детей и быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками этого процесса. Активное участие родите-лей в педагогическом процессе и создание управляющего совета в  ДОУ даёт дополни

тельную возможность для построения партнёрских взаимоотношений, раскрытия внутреннего мира родителей и улучшения эмоционального контакта родителей, детей и педагогов.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но под воздействием реально разворачивающихся взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Взаимодействие ДОУ и родителей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ценностей и смысла.

Такое сотрудничество позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания. Ответственность педагогов и родителей обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.

Вопросы охраны и защиты здоровья в настоящее время являются первостепенными задачами государства. Людям так часто не хватает эмоционального контакта и понимания. В нашем  ДОУ ведётся систематическая работа с родителями, направленная на выработку единых целей по разделу здорового образа жизни и эмоционального благополучия семей воспитанников. В последнее время  сталкиваясь с низкой компетентностью родительского поведения, можно заметить, что между детьми и родителями  складываются не продуктивные типы привязанности. Синдром усталости, раздражительность – приводит к эмоциональному и физическому ухудшению состояния здоровья. Тем самым,  мы  выплёскивая свои эмоции на детей.

Эмоции регулируют нашу жизнь на всех этапах и уровнях. Поэтому положительные эмоции надо воспитывать, именно они создают благополучие, ощущение счастливой жизни, что непременно отражается на здоровье человека, его окружающих людей и только благодаря им оптимистически можно воспринять трудности и придать уверенность в том, что любые ситуации поправимы. Самочувствие родителей можно смело называть методом воспитания. А.С. Макаренко говорил: «Воспитание - такая работа, которая непременно должна доставлять удовольствие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley_raduga_chuvstv_i_emotsiy.doc469 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

                                                                    «Семья – людей святой оплот

                                                                   Надежду жить она даёт,

                                                                   Даёт простор, даёт тепло

                                                                        Проблемам, бедам всем на зло»

Важную роль в процессе воспитания и развития ребёнка играет семья.

Для более эффективного взаимодействия в ДОУ создана система педагогического сопровождения семей от первых дней пребывания ребёнка в ДОУ до поступления его в школу, учитывая возрастные периоды развития детей и педагогическую  компетентность каждой семьи. В своей работе мы отбираем наиболее результативные и востребованные  родителями формы взаимодействия. Стремимся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференциро-ванной работы с ними, пробудить интерес к жизни детей и быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками этого процесса. Активное участие родите-лей в педагогическом процессе и создание управляющего совета в  ДОУ даёт дополни

тельную возможность для построения партнёрских взаимоотношений, раскрытия внутреннего мира родителей и улучшения эмоционального контакта родителей, детей и педагогов.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но под воздействием реально разворачивающихся взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Взаимодействие ДОУ и родителей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ценностей и смысла.

Такое сотрудничество позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания. Ответственность педагогов и родителей обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.

Вопросы охраны и защиты здоровья в настоящее время являются первостепенными задачами государства. Людям так часто не хватает эмоционального контакта и понимания. В нашем  ДОУ ведётся систематическая работа с родителями, направленная на выработку единых целей по разделу здорового образа жизни и эмоционального благополучия семей воспитанников. В последнее время  сталкиваясь с низкой компетентностью родительского поведения, можно заметить, что между детьми и родителями  складываются не продуктивные типы привязанности. Синдром усталости, раздражительность – приводит к эмоциональному и физическому ухудшению состояния здоровья. Тем самым,  мы  выплёскивая свои эмоции на детей.

Эмоции регулируют нашу жизнь на всех этапах и уровнях. Поэтому положительные эмоции надо воспитывать, именно они создают благополучие, ощущение счастливой жизни, что непременно отражается на здоровье человека, его окружающих людей и только благодаря им оптимистически можно воспринять трудности и придать уверенность в том, что любые ситуации поправимы. Самочувствие родителей можно смело называть методом воспитания. А.С. Макаренко говорил: «Воспитание - такая работа, которая непременно должна доставлять удовольствие».

«Не травите детство спором, не судите разговором,

Не давите злом и страхом,  не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите, пуще глаза берегите».

Цели и задачи: 

  • Повысить уровень педагогических знаний родителей;
  • Способствовать осознанию важности выбора адекватных форм общения друг с другом ( обмен информации, опыта, советы, беседа, обсуждения);
  • С помощью арт-терапии определять эмоциональный настрой людей и упражнять в регуляции своего состояния;
  • Установление более эффективных партнёрских взаимоотношений;

Материал и  оборудование: конспект семинара, плакаты-слайды здорового образа жизни, карточки с вопросами, капли радуги на каждого участника, листы бумаги, гуашь, кисти, фламастеры, карточки-ситуации,  репродукции художников,

облако-задания, музыкальная  медиатека.

Участники:

Заведующая ДОУ, ведущая семинара педагог.,

родители  2-ой младшей группы, муз/руководитель

Ход   семинара

Вступительное слово заведующей.(1 мин)

Охрана и защита нашего здоровья и здоровья детей – является всегда  основной и очень важной задачей.

Мы должны сами прививать себе и детям правильное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. В жизни  мы испытываем различные эмоциональные проявления (радость, удовольствие, восторг, страх, грусть и др.), которые  влияют на наше здоровье и здоровье окружающих.

У большинства из нас настроение носит переменчивый и неустойчивый характер.

В любой ситуации всё зависит от вашего состояния, решения, опыта.

Поэтому мы сегодня  проводим семинар под названием «Радуга чувств  и эмоций».

Ведущая: Мы с вами уже проводили несколько мероприятий, которые посвящали здоровому образу жизни. Давайте посмотрим на эти плакаты и вспомним, что же относится к 5-ти основным разделам здорового образа жизни.

(рассматривание  плакатов)

Один из разделов – это эмоциональное благополучие человека.

Вот об этом мы  и поговорим. Вам знакомы такие понятия как: фито, арома-терапия,

А сегодня мы будем знакомиться с арт-терапией. Как вы думаете, что это такое?

                                           (ответы и рассуждения участников)

Ведущая: Арт-терапия- это лечение искусством (музыка, проза, изо-деятельноть, театр, танцы и.т.д.)

Наш семинар мы проведём в 5 раундах.

Прежде чем начать, у каждого из  вас на столах имеются  капли радуги.

Какому цвету соответствует ваше настроение на этот момент?

Поднимите и покажите «Каплю-Рдуги»

(родители поднимают и показывают)-педагог каждый раз делает для себя вывод (фиксирует)

Раунд первый:  Познавательно – оздоровительный ( в виде диспута).

Ведущая раздаёт участникам  карточки  с вопросами, на которые они должны ответить. По ходу, когда участники будут отвечать, остальные могут добавлять,

высказывать своё мнение, приводить примеры.

Чем вы лечите синдром

умственной  усталости?

У вас повышено чувство

страха, испуга? 

       Если вы очень

    раздражительны?

Что вы предпринимаете,

когда у вас  повышенная

душевная тревожность?  

Чем вы лечите синдром

физической  усталости?

Существуют, ли у вас свои

методы самовосстановления

души и тела?                          

Раунд второй: «Флейта – настроений».

Трём - четырём участникам, предлагается  под музыкальное сопровождение

в течение 2-3 минут сделать набросок рисунка по его желанию и настроению

                                  (темп музыки  и звук постепенно  меняются).

Вопросы к художникам на которые они отвечают поочерёдно.

  • Как вы думаете, соответствует ли ваш рисунок прослушанной мелодии?
  • Почему вы, использовали именно эти тона (цвета) в рисунке ?
  • Вы рисовали то, что умеете, то, что хотели или всё  таки  настроение мелодии способствовало созданию вашего рисунка?
  • Довольны ли вы, своей работой? Вам нравятся  работы других участников?

Все проходят на свои места и ведущая предлагает всем участникам выбрать

каплю радуги и показать.

Какому цвету соответствует ваше  настроение на этот момент?       

     Минута – шалости (3-4 мин)   

Все участники и гости встают в один большой круг, музыкальный руководитель поочерёдно включает фрагменты  детских песен из мультфильмов, под которые они будут выполнять танцевальные движения (с условиями).

«Чунга-Чанга»  из мультфильма  «Катерок» -  в движении участвуют только ноги и руки.

«Улыбка» -  из мультфильма «Крошка Енот»- в движение участвуют голова, плечи и туловище.

«Бременские музыканты»- закрытыми глазами разными видами ходьбы  по залу.

«Песенка львёнка и черепахи»»- плавные движения всех частей тела (имитация движений)

Раунд третий: «Неожиданные ситуации»  (интервьюирование  участников).

Ситуация №1  (трое участников желательно мужчины).

Дома пекут блины, а вас послали в магазин за сметаной. Вы покупаете сметану, расплатились на кассе и вдруг баночка выпадает из рук, вся сметана на полу . Денег у вас с собой больше нет.

 Ваши чувства, эмоции, реакция и ваши действия?

Ситуация №2.   3 человека по желанию.

  Вечер, вы провожаете гостей (на поезд, на автобус…). Вокзал от вас в нескольких  километрах.

-  объявляют, что транспорт  задерживается на час;

-  через 10 минут внезапно пошёл  частый, мелкий снежок;

- вдруг вама позвонили и просят срочно встретиться;

Ваши чувства, эмоции, реакция и ваши действия?

Ситуация № 3   (3 человека по  желанию).

Вы два дня  ходили по магазинам  выбирая подарок на юбилей другу (подруге).

Наконец нашли соответствующий подарок. По каким то причинам вы его сегодня не купили

(не было с собой денег, непогода, очень тяжёлый и.т.д).

Придя в магазин на другой день, продавец говорит что эту вещь уже продали и другой такой нет.

Ваши чувства, эмоции, реакция и ваши действия?

Продавец вам, предлагает другую вещь в подарок. Вы всегда прислушиваетесь к мнению других?

Какому цвету  будет соответствовать  ваше  настроение на  тот  момент?   (только для участников ситуации)

2

Раунд четвёртый:  «Палитра   мастерства»

Ведущая: разделяет всех участников на 3 команды:

1 команда- 5 чел. Проходят рассматривать репродукции:

«В голубом просторе» А.Рылова;,  «Заросший пруд» В.Поленова, «Март» И. Левитана,

«Золотая осень» И. Левитана, «Алёнушка» В. Васнецова.

2 команда- 6 чел. Работа с облаком - заданиям.

Участникам раздаются облоко-листы и фламастеры разного цвета, они читают внимательно своё задание и самостоятельно его выполняют.

               Нарисуйте, что может                                                                  Напишите как можно больше слов,

                      быть жёлтым.                                                                               что может быть высоким.    

   

        Нарисуйте одежду, в которой                                                                      Сколько лапок и сердечек,

         бы вы хотели пойти в гости.                                                                         столько ласковых словечек.

         

           

               Изобразите с помощью  рисунка                                                   Перечислите, как можно больше чувств,                                                                    

                   свою мечту (желание).                                                                   которые может испытывать человек.

3 команда - остальные участники, выражением своего лица и жестами  должны изобразить эмоции и чувства.

  • жалость к больному;
  • удивление или неожиданность;
  • веселье радостного события;
  • покой  от усталости;
  • радость  при встречи;
  • грусть одиночества;

Мне очень понравилось ваше пантомима, я вами очень довольна.

А сейчас  тест на самооценку. Я попрошу поднять красную капельку радуги тех,

кто считает, что справился с заданием, а зёлёную, кто считает, что у него получилось, но всё.

Беседа с остальными участниками 1 и 2 команды: рассматривание и обсуждение выполненных заданий, споры, дискуссии и.т.д.

Вопросы для тех, кто работал с картинами:

- как вы считаете, соответствует ли изображение  названию  картины и  почему?

- можно ли, по картине судить о возрасте и характере художника?

- какие цвета и тона выбрал автор и почему? Как вы думаете?

- если вы были автором этой работы, внесли бы изменения (дополнения в картину)?

Ведущая благодарит участников за  выполненные задания и предлагает встать и выполнить релаксационное упражнение.

Упражнение на расслабление  «Солнечный лучик».

Все участники встают полукругом и выполняют под текст ведущей -релаксационные упражнения. (под фон спокойного музыкального сопровождения).

«Солнечный лучик заглянул нам в глаза и мы их зажмурили, он побежал дальше по нашей голове (поглаживание по часовой стрелки), он нежно спустился на лицо (поглаживание ладонями), и вот он уже на: лбу,  на глазах, на носу, на губах, на щеках, на подбородке, он  метнулся на наш животик, руки, ноги. А сейчас  он забрался за шиворот, щекотит вашу спинку, он не озорник - он любит и ласкает вас. А теперь попробуёте достать его, возьмите в сомкнутые ладошки, протяните их как можно дальше вперёд  и выше вверх, выпустите солнечный лучик, откройте глаза и помашите ему в след.

Какому  цвету  соответствует ваше  настроение на этот момент?

Раунд пятый: Заключительный.

- понравилось ли вам наше мероприятие? Есть ли, какие  вопросы у участников?

- получили ли вы удовольствие от семинара?

- какие можно сделать выводы?  и.т.д.

Ведущая подводит итоги, делает соответствующие выводы по  изменению эмоционального состояния и настроения присутствующих и благодарит всех участников за проведение семинара.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).

Данное занятие  помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к  элеме...

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Мастер - класс «Техника медитативного рисунка «Радуга чувств»

Развитие ребенка дошкольного возраста теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. «Индикатором» состояния ребенка являются, эмоции, которые самым существенным ...

Презентация «Техника медитативного рисунка «Радуга чувств»

Развитие ребенка дошкольного возраста теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. «Индикатором» состояния ребенка являются, эмоции, которые самым существенным ...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы "Радуга эмоций и чувств"

Над темой эмоций и чувств работало немало известных ученых. Некоторые из них, например, Дж. Дафии полагали, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания понятий “эмоций и...

Радуга чувств.

Важную роль в процессе воспитания и развития ребёнка играет семья. Для более эффективного взаимодействия в ДОУ создана система педагогического сопровождения семей от первых дней пребывания ребёнка в Д...