Адаптированная образовательная программа воспитанника с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Толкач Ксения Эдуардовна

Адаптированная образовательная программа

воспитанника с ограниченными возможностями здоровья подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

________________________________________________________________________________________

Принята на заседании ПМПк

протокол № ___ от «___» ___________20___ г.

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №9»

М.В. Долгова _______________  

«    »                          2019 г.

Адаптированная образовательная программа

воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

ФИО

Разработали и реализуют:

Специалисты МБДОУ «Д/с № 9»:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Воспитатели:

К.Э Толкач


I. Пояснительная записка

Цель: формирование самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих развитию личности у старших дошкольников с ОНР 3-4 уровня.

Задачи:

1.Развитие нормативного произношения.

2.Развитие навыков дифференциации звуков по звучанию и артикуляции в устной речи.

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4.Накопление, уточнение и активизация словарного запаса (развитие лексической стороны речи).

5Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

6.Развитиесвязной речи и речевого общения.

Место рабочей программы в учебном плане

Данная рабочая программа разработана для реализации адаптированной Программы.

Форма организации занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Частота индивидуальных, подгрупповых занятий 2 раза в неделю с продолжительностью - 20 минут, фронтальные занятия 1 раз в неделю с продолжительностью - 25 минут.

II. Общие сведения

Ф.И.О. ребенка:

Возраст ребенка: 6 лет

Группа: подготовительная.

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателей: Толкач Ксения Эдуардовна.

Ф.И.О. специалистов сопровождения: 

Заключение и рекомендации ПМПК

Нуждается в создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основание специальных педагогических подходов

Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с ТНР от 23.01.2017г.№5

Специальные условия для получения образования

Не требуются

Наличие инвалидности

Нет

III. Организация психолого-медико-педагогической помощи

  1. Основные особенности воспитанника

Учитель-логопед

Обогащение и активизация словарного запаса. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие фразовой речи.

Педагог-психолог

Развитие регуляторного компонента на этапе двигательной активности; Развитие игровой и коммуникативной деятельности; Развитие аффективно-волевой регуляции.

Дефектолог

-

  1. Особенности формирования знаний, умений и навыкав

Учитель-логопед

Речевая среда благоприятная. Речь разборчивая, понятна окружающим. Звукопроизношение нарушено. Артикуляционные движения не точные, выполняет не в полном объеме. Активный словарь соответствует возрасту. Навыки словоизменения и словообразования сформированы. Имеют место единичные ошибки при словообразовании и словоизменении. Отношения антонимии-синонимии сформированы не достаточно. Фонематическое восприятие не достаточно сформировано. При выполнении звукового анализа допускает ошибки. Звукопроизношение нарушено (Ш, Ж, Р, Рь, Л). Рассказ по серии картинок соответствует ситуации. Иногда при составлении рассказа требуются помощь взрослого в виде наводящих вопросов.

Педагог-психолог

Использовать творческие игры с проговариванием алгоритма действий и правил. Предлагать свой вариант игрового момента. Учиться взаимодействовать через игру. Способствовать проявлению эмоций и чувств.

Дефектолог

-

Воспитатель

Программный материал усваивает на среднем уровне. На занятиях НОД активность проявляет редко. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя с детьми и взрослыми. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря данной педагогами информации.

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Наблюдение у врача: отоларинголога и невролога.

IV. Трудности формирования навыков и умений.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

1.Внятно и отчетливо слова и словосочетание не произносит.

2. Не умеет содержательно и выразительно пересказывать тексты, драматизировать их.

3.Не умеет делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

1.Не знает свой домашний адрес и телефон, не знает ФИО родителей ,их профессии

2.Плохо ориентируется на схеме местности, не умеет находить дорогу от дома до садика ,по схеме.

1.Неравномерно закрашивает рисунок.

2.Не умеет создавать и различать цвета и оттенки.

1.Не умеет моделировать геометрические фигуры, с трудом конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характеристик.

2.Имеет плохое представление о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других стран, о правах детей в мире.

3.Не умеет передать свое отношение к природе в рассказе и продуктивных видах деятельности.

4.Плохое представление о Родине-России ,флаге ,гербе ,гимне, не знает государственные праздники и столицу России.

Не нуждается

V. Планируемые результаты освоения коррекционной программы:

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

-правильно артикулирует звуки в разных позициях;

-четко дифференцирует на слух и в прозношении все изученные звуки;

-анализирует звуко-слоговую структуру слова;

-различает понятия «звук», «слог», «слово», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «предложение»;

-усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-умеет подбирать слова с противоположным значением;

-правильно употреблять грамматические формы слова продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

-умеет строить распространенные, сложноподчиненные предложения;

-владеет навыками диалогической речи;

-обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.

Система оценки достижения результатов:

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика;

- текущий мониторинг в форме наблюдения за качеством звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речевых высказываний воспитанников в процессе бесед;

- итоговая диагностика (май).

Входящая и итоговая диагностики осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования. 

Социально-коммуникативное развитие:

Ребенок:

- выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и называет свою роль;

- знает ФИО родителей и их профессии ,свой адрес и тел

-ориентируется на карте местности.

Познавательное развитие

Ребенок:

- создает предметные конструкции из пяти-восьми деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);

- знает представление о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других стран, о правах детей в мире.

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- моделирует простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры)

Речевое развитие

Ребенок:

-в речи употребляет все части речи;

- рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.

 Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

- равномерно закрашивает рисунок

- умеет создавать и различать цвета и их оттенки.

VI Содержание коррекционной работы.

Тематическое планирование.  

В представленном тематическом планировании дан перечень коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. (Приложение № 1)

Индивидуальный план логопедической работы на ребенка (Приложение № 2)

План работы воспитателя (Приложение № 3)

План работы педагога-психолога (Приложение № 4)

План работы дефектолога (Приложение № 5)

План работы музыкального руководителя (Приложение №6)

План работы инструктора по физическому развитию (Приложение № 7)

VII. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

VIII. Список литературы

1.        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  

2.        Коррекционно-развивающая работа. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях компенсирующей группы для детей с ОНР.

3. «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Катаева Л.И

4. «Психогимнастика» Чистякова М.И. Под ред. М.И. Буянова.

5. «Игровая терапия с тревожными детьми». Под ред. Л.М. Костина.

6. Справочник педагога-психолога. Детский сад. Издательский дом МЦФЭР. (электронный).

Приложение № 2

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

на 2019-2020 учебный год

ФИ ребенка:

Цель коррекционно-развивающей работы: формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

 - развивать фонематический слух;

 - устранять дефекты звукопроизношения (формировать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру);

 - развивать навыки звукового анализа и синтеза;

 -  уточнять, расширять и обогащать лексический запас слов;

 - формировать  грамматический строй речи;

 - развивать связную речь;

 - развивать коммуникативные навыки ребенка.

Направления

Задачи

Содержание

Результат

1. Развитие фонетической стороны речи

1. Развивать  подвижность и увеличивать  объем  движений губ и языка.

2. Вырабатывать  четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата.

3. Формировать правильное произношение.

1. Формировать правильное речевое дыхание, вырабатывать сильную воздушную струю.

2. Развивать и укреплять мышцы губ и языка, вырабатывать подъем передней части спинки языка  с помощью специальных упражнений ("Улыбочка", "Трубочка", "Чашечка", "Лошадка", "Маляр", "Индюк", "Качели" и т. п.).

3. Постановка звуков (Ш, Ж, Р, Рь, Л).

4. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, свободной речи.

 - Правильная воздушная  струя при произношении;

 - Достаточные подвижность и объем движений органов артикуляционного аппарата;

 - Правильно произносимые звуки.

2. Развитие фонематического восприятия

1. Развивать навыки дифференциации фонем.

2. Развивать звуко-слоговую структуру слова.

1. Развивать навык дифференциации звуков С-Ш, З-Ж.

2. Учить определять наличие звука в слове, его место в слове.

3. Учить подбирать слово с заданным звуком.

4. Формировать умения определять первый гласный звук в слове.

5. Формировать умения определять количество слогов в слове.

6. Развивать звуко-слоговую структуру слова.

 - Дифференциация на слух и в произношении поставленных звуков;

 - Умение делать анализ звуко-слогововой структуры слова;

 - Различение понятий "звук", "слово", "слог";

- Правильное воспроизведение в самостоятельной речи слов определенной слоговой структуры.

3. Развитие словаря

1. Расширять, уточнять и активизировать словарь.

1. Расширять словарный запас и активизировать в собственной речи существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия по лексическим темам:

2. Вводить в речь сложные предлоги. Закреплять их использование в речи.

3. Развивать понимание и использование в речи слов-антонимов.

 - Пополнение словарного запаса слов (номинативного, предикативного, атрибутивного).

4. Развитие лексико-грамматического строя

1. Совершенствовать понимание грамматических форм  и формировать навыки  словообразования и словоизменения.

2. Формировать синтаксическую сторону речи.

1. Совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных, совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

2. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными.

3. Совершенствовать навык образования глаголов приставочным способом.

6. Совершенствовать навык построения сложных предложений.

 - Овладение навыками словообразования и словоизменения;

- Правильное употребление грамматических форм слов;

 - Использование в речи простых распространенных, сложных предложений.

5. Развитие связной речи

1. Развивать связную речь

1. Совершенствовать навык пересказа текстов с опорой на схему, по наводящим вопросам.

2. Формировать навык составления рассказа.

 - Самостоятельный пересказ текста;

 - Самостоятельное составление  описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картинок.

6. Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать графомоторные навыки.

3. Совершенствовать конструктивный праксис.

1. Развивать мелкую моторику  разными способами.

2. Выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие движений кистей рук, пальцев рук при рисовании, выполнении штриховок, проведении линий.

 - Увеличение объема и движений пальцев рук;

 - Улучшение координации  пальцев рук.


Приложение № 4

План работы  индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

2019-2020 учебный год

ФИ ребенка:

Содержание занятия

Дата занятия

Примечание

Мелкая моторика.  «Как меня зовут» (называет ребенок полное имя, ласково, как мне нравится).  «Графический диктант»

Мелкая моторика.  Игра «Да и нет», Упр. «Закончи сам»

Психогимнастика.

Мелкая моторика.  Игра «Лабиринт», Упр. «Скажи по-другому»

Психогимнастика.

 

Мелкая моторика. Игра «Тропинка»,  Упр. «Если бы…»

Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Копирование образца» Игра «Где спрятана игрушка». Психогимнастика.

Мелкая моторика.  Игра «4 стихии»,  Игра «Моя семья»

Психогимнастика.

 

Мелкая моторика.   Упр. «Запретный номер» Игра  «Лови да бросай – цвета называй». Психогимнастика.

Мелкая моторика. Упр. «Слушай хлопки», Игра  «Четвёртый лишний»

Психогимнастика.

Мелкая моторика. Упр. «Стой», Игра «Подбери словечко»

Дыхательные упражнения.

Мелкая моторика. Игра «Салочки-дагонялочки», Игра  «Обобщающие понятия». Психогимнастика.

Мелкая моторика. Упр. «Пустое место». Упр. «Хорошо – плохо»

Психогимнастика

Мелкая моторика.   Упр. «Замри», Игра «Почини предложение» Психогимнастика.

Мелкая моторика.  Игра «Весёлый счет».  Психогимнастика

Мелкая моторика. Раскрась фигуры. Игра "Подбери словечко"

Дыхательная гимнастика.

Мелкая моторика. Копирование образца. Игра «Что звучит?»

Дыхательные упражнения.

 

Мелкая моторика. Игра «Что происходит в природе?»

Мелкая моторика.  Игра «Кто как передвигается?». Психогимнастика.

Мелкая моторика. Игра "Кто кого обгонит?"

 «Сломанная кукла» (на развитие мышечной саморегуляции).

Мелкая моторика.  Игра "День рождения Мишутки". Дыхательная гимнастика.

Мелкая моторика. Упр. "Скажи наоборот"

Психогимнастика.

Мелкая моторика.  Упр. "Незнайкины ошибки"

Дыхательные упражнения.

Мелкая моторика. Игра-инсценировка "Федорино горе"

Дыхательные упражнения.

Мелкая моторика.  Геометрический диктант Психогимнастика.

Мелкая моторика. Игра «Кто кем был?»

Дыхательные упражнения.

        

Мелкая моторика. Упр. «Кто может совершать эти действия?». Дыхательные упражнения.

Мелкая моторика. Арт-терапия «Портфель» (пластилин). Дыхательные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития

   Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...