Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Пупышева Ирина Оскаровна

 

Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зрения

Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания достаточно актуальна. Уникальным видом физических упражнений является плавание. Плавание – единственно возможный вид физической нагрузки, рекомендуемый людям, имеющим ограничения для занятий физической культурой на суше. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Для детей с ограниченными возможностями здоровья плавание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактором адаптации в обществе здоровых детей.

Наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии плаванию зависит  от выбора оптимального возрастного этапа. Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности. Для формирования у детей привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов. В этом возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями  и выполнением движений.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития, которые необходимо учитывать при организации занятий в бассейне.

Особенности физического развития и двигательных нарушений

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности.  В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Мышечная сила ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения: плоскостопие, мышечная слабость, нарушение осанки. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями на каждого ребенка и наличием медицинской справки о допуске к занятиям по плаванию.  Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения диктуют некоторые ограничения. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Особенности психического развития.

Органические  расстройства зрительного анализатора провоцируют у детей возникновение  ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Необходимо иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у здоровых. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четкой границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.

При правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок. И, ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Особенности внимания

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас  знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, переходу от одного вида деятельности к другому  или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей,  и утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. Поэтому в ходе занятия или в процессе игры необходимо делать остановки для снятия переутомления.

Воспитание внимания и формирование внимательности у детей с патологией зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в работе со здоровыми детьми, и может достигать того же уровня развития.

Особенности памяти

Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия детям с нарушением зрения требуется большее количество повторений, чем для здоровых детей.

Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Приобщение детей с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти.

Особенности восприятия

У детей с нарушением зрения доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у дошкольников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений.

Особенности мышления

У детей с нарушением зрения отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. Когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь, игрушки) и выполнения физических упражнений, используется также практически-действенный тип мышления. Этот вид мышления  оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью.

Методы обучения плаванию детей с нарушением зрения

Словесный метод. При описании и повествовании педагог не только сообщает воспитанникам предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Педагог  должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы.

Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами.

Метод показа, или "контактный" метод - применяют в том случае, если воспитанник не понял действия со слов педагога или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный.

Метод мышечно-двигательного чувства. Педагог направляет внимание воспитанника на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий.

Метод звуковой демонстрации помогает педагогу акцентировать внимание воспитанника на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения.

Метод дистанционного управления предполагает команды педагога воспитаннику с расстояния: "Поверни направо", "Иди вперед" и т.п..

Метод стимулирования двигательной активности. Поощрение и одобрение педагога дает воспитанникам чувство  радости движения, помогает избавляться от чувства страха и неуверенности.

Специальные условия

Обеспечение  особого температурного режима

Для комфортного пребывания ребенка в плавательном бассейне следует принять все необходимые меры  во избежание сквозняков, резких перепадов температуры при переходе из одного помещения в другое, при входе и выходе из бассейна. Все помещения бассейна и переходы должны отапливаться, пол подогреваться. Температура воздуха в среднем 26-28  градуса, температура воды 30-32 градуса.

Обеспечение светового режима

Световой режим должен соответствовать гигиеническим требованиям и нормам, установленным для слабовидящих.

Обеспечение техники безопасности

Лестничный трап, ножная ванна и чаша бассейна должны быть оснащены двойными поручнями, соответствующими росту ребенка и обхвату детской руки.  Для предотвращения падения, обходные  дорожки, пол в душевых комнатах, должны быть закрыты резиновыми ковриками. В помещении бассейна и в чаше для купания необходимо нанести маркеры-указатели (стены, пол, поручни, кабинки для раздевания, ручки  дверей и т.д.). Ступени лестничного трапа и пороги в душевой комнате должны быть оборудованы тактильным нескользящим покрытием.

Обеспечение непрерывного контроля на суше и в воде

Во всех местах нахождения и передвижения ребенка (душевая, раздевальная комната, туалет и т.д.) необходимо присутствие взрослого  (инструктор, медсестра, младший воспитатель). Для обеспечения безопасного нахождения ребенка в воде, улучшения качества образовательного процесса,  возможно  присутствие помощника инструктора в чаше бассейна.

Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией

К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия учебного материала, отсутствие возможности подражания и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительные звуковые и осязательные ориентиры. Зрительные ориентиры – шары, мячи, флажки должны быть яркими и крупными.

Оборудование и инвентарь

Успешность реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания во многом зависит от создания необходимых условий, подбора и размещения физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов, тренажеров и комфорта для выполнения движений. Физкультурное оборудование подбирается в соответствии со спецификой физического развития детей, имеющих нарушения зрения и условно делится на ряд видов:

- оборудование профилактического характера;

- оборудование для развития основных движений;

- коррекционно-развивающее оборудование;

- оборудование для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;

- оборудование для подвижных и спортивных игр;

- оборудованием для самостоятельной двигательной деятельности.

Оборудование для физического развития дошкольников применяется

под контролем специалистов, так как несет на себе большую нагрузку

восстановительного характера.

Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-оранжево-красного спектра цвета) игровые пособия должны быть в яркой цветовой гамме, крупные,  контрастных цветов, имеющие выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. В наличии необходимо иметь достаточное количество вспомогательных плавательных средств: нарукавники, жилеты, нудлсы, плавательные доски, мячи и т.д. Для поддержания интереса и внесения новизны в образовательный процесс необходимо использовать  нестандартное оборудование и пособия.

Таким образом, создавая комплексную здоровьесберегающую, коррекционно-развивающую среду мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей. А, в целом, повышаем уровень качества жизни детей с депривацией зрения и формируем адаптационные способности к  жизнедеятельности в социуме.

Литература

1.Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. — М., 2006.

2.Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000.

3.Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. — М.,

2008.

4.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5.Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.

6.Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в детских садах

компенсирующего вида. — М., 2008.

7.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.

8.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998. Психолого- педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной —

М., 2003.

9.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зрения

Пупышева Ирина Оскаровна, инструктор по физической культуре, МБДОУ№189 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово

Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания достаточно актуальна. Уникальным видом физических упражнений является плавание. Плавание – единственно возможный вид физической нагрузки, рекомендуемый людям, имеющим ограничения для занятий физической культурой на суше. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Для детей с ограниченными возможностями здоровья плавание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактором адаптации в обществе здоровых детей.

Наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии плаванию зависит  от выбора оптимального возрастного этапа. Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности. Для формирования у детей привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов. В этом возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями  и выполнением движений.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития, которые необходимо учитывать при организации занятий в бассейне.

Особенности физического развития и двигательных нарушений

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности.  В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

У некоторых детей с нарушением зрения отмечается значительное отставание в физическом развитии и физической подготовленности от нормально видящих сверстников. Мышечная сила ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения: плоскостопие, мышечная слабость, нарушение осанки. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, снижению иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому инструктору необходимо ознакомиться с медицинскими показаниями на каждого ребенка и наличием медицинской справки о допуске к занятиям по плаванию.  Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения диктуют некоторые ограничения. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Особенности психического развития.

Органические  расстройства зрительного анализатора провоцируют у детей возникновение  ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Необходимо иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у здоровых. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четкой границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.

При правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок. И, ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Особенности внимания

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас  знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, переходу от одного вида деятельности к другому  или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей,  и утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. Поэтому в ходе занятия или в процессе игры необходимо делать остановки для снятия переутомления.

Воспитание внимания и формирование внимательности у детей с патологией зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в работе со здоровыми детьми, и может достигать того же уровня развития.

Особенности памяти

Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия детям с нарушением зрения требуется большее количество повторений, чем для здоровых детей.

Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Приобщение детей с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти.

Особенности восприятия

У детей с нарушением зрения доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у дошкольников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений.

Особенности мышления

У детей с нарушением зрения отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. Когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь, игрушки) и выполнения физических упражнений, используется также практически-действенный тип мышления. Этот вид мышления  оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью.

Методы обучения плаванию детей с нарушением зрения

Словесный метод. При описании и повествовании педагог не только сообщает воспитанникам предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Педагог  должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы.

Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами.

Метод показа, или "контактный" метод - применяют в том случае, если воспитанник не понял действия со слов педагога или составил о нем неправильное представление. Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный.

Метод мышечно-двигательного чувства. Педагог направляет внимание воспитанника на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий.

Метод звуковой демонстрации помогает педагогу акцентировать внимание воспитанника на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения.

Метод дистанционного управления предполагает команды педагога воспитаннику с расстояния: "Поверни направо", "Иди вперед" и т.п..

Метод стимулирования двигательной активности. Поощрение и одобрение педагога дает воспитанникам чувство  радости движения, помогает избавляться от чувства страха и неуверенности.

Специальные условия

Обеспечение  особого температурного режима

Для комфортного пребывания ребенка в плавательном бассейне следует принять все необходимые меры  во избежание сквозняков, резких перепадов температуры при переходе из одного помещения в другое, при входе и выходе из бассейна. Все помещения бассейна и переходы должны отапливаться, пол подогреваться. Температура воздуха в среднем 26-28  градуса, температура воды 30-32 градуса.

Обеспечение светового режима

Световой режим должен соответствовать гигиеническим требованиям и нормам, установленным для слабовидящих.

Обеспечение техники безопасности

Лестничный трап, ножная ванна и чаша бассейна должны быть оснащены двойными поручнями, соответствующими росту ребенка и обхвату детской руки.  Для предотвращения падения, обходные  дорожки, пол в душевых комнатах, должны быть закрыты резиновыми ковриками. В помещении бассейна и в чаше для купания необходимо нанести маркеры-указатели (стены, пол, поручни, кабинки для раздевания, ручки  дверей и т.д.). Ступени лестничного трапа и пороги в душевой комнате должны быть оборудованы тактильным нескользящим покрытием.

Обеспечение непрерывного контроля на суше и в воде

Во всех местах нахождения и передвижения ребенка (душевая, раздевальная комната, туалет и т.д.) необходимо присутствие взрослого  (инструктор, медсестра, младший воспитатель). Для обеспечения безопасного нахождения ребенка в воде, улучшения качества образовательного процесса,  возможно  присутствие помощника инструктора в чаше бассейна.

Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией

К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия учебного материала, отсутствие возможности подражания и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительные звуковые и осязательные ориентиры. Зрительные ориентиры – шары, мячи, флажки должны быть яркими и крупными.

Оборудование и инвентарь

Успешность реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания во многом зависит от создания необходимых условий, подбора и размещения физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов, тренажеров и комфорта для выполнения движений. Физкультурное оборудование подбирается в соответствии со спецификой физического развития детей, имеющих нарушения зрения и условно делится на ряд видов:

- оборудование профилактического характера;

- оборудование для развития основных движений;

- коррекционно-развивающее оборудование;

- оборудование для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;

- оборудование для подвижных и спортивных игр;

- оборудованием для самостоятельной двигательной деятельности.

Оборудование для физического развития дошкольников применяется

под контролем специалистов, так как несет на себе большую нагрузку

восстановительного характера.

Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-оранжево-красного спектра цвета) игровые пособия должны быть в яркой цветовой гамме, крупные,  контрастных цветов, имеющие выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. В наличии необходимо иметь достаточное количество вспомогательных плавательных средств: нарукавники, жилеты, нудлсы, плавательные доски, мячи и т.д. Для поддержания интереса и внесения новизны в образовательный процесс необходимо использовать  нестандартное оборудование и пособия.

Таким образом, создавая комплексную здоровьесберегающую, коррекционно-развивающую среду мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей. А, в целом, повышаем уровень качества жизни детей с депривацией зрения и формируем адаптационные способности к  жизнедеятельности в социуме.

Литература

1.Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. — М., 2006.

2.Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000.

3.Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. — М.,

2008.

4.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5.Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.

6.Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в детских садах

компенсирующего вида. — М., 2008.

7.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.

8.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998. Психолого- педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной —

М., 2003.

9.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Методический материал педагогам-дефектологам по коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения...

Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии  воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...

«Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения»

1.   Плавание, как профилактика сопутствующихзаболеваний детей с нарушением зрения;2.   Значение плавания;3.   Традиционная и одновременная методика;4.   Детски...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Статья Обучение плаванию детей с нарушениями речи в условиях бассейна ГБДОУ

Разработана система обучения плаванию детей объединяющая в себе комплекс приемов, средств и мероприятий как на занятиях в бассейне, так и вне их с привлечением специалистов детского сада и родителей....

Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.

             Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письмен...