«Особенности обучения плаванию детей с нарушением зрения»
методическая разработка по теме
1. Плавание, как профилактика сопутствующих
заболеваний детей с нарушением зрения;
2. Значение плавания;
3. Традиционная и одновременная методика;
4. Детский сад и бассейн;
5. Особенности обучения;
6. Коррекционные задачи;
7. Физическая подготовленность в каждой возрастной
группе;
8. Ласты помогают плавать!;
9. В результате – плывем! (праздники, соревнования);
10. Отношение родителей к плаванию;
11. Диагностика;
12. «Двигательный» фундамент у родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_v_detskom_sadu.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Плавание в детском саду, как
профилактика сопутствующих заболеваний
детей с нарушением зрения.
Занятия плаванием является эффективным средством оздоровления, физического развития и закаливания детей. Водная среда и создаваемое его физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой дыхательной, нервной системы.
Систематические движения в горизонтальном положении при плавании являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке – сутулость, искривления позвоночного столбца в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), тугоподвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньшей – кролем на груди и спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.
Помимо основной физической нагрузки, дети испытывают дополнительное воздействие на орган зрения.
При попадании воды в глаза раздражается слизистая оболочка.
Ребенок начинает часто моргать, вследствии чего происходит рефлектоное сокращение глазных мышц, что способствует
улучшению кровообращения глазного яблока и благодаря чему повышается острота зрения и уменьшается угол косоглазия.
Не даром, еще в древние времена основным методом лечения глаз являлась чистая вода.
Постоянные занятия плаванием облегчают и ускоряют адаптацию (приспособление) организма к специфическим условиям водной среды, позволяют снизить заболеваемость ОРЗ и детских инфекций.
Правильный режим жизни ребенка, целесообразное использование естественных факторов – воздуха, вода и свет солнца – укрепляет и закаливает организм ребенка, повышает резинстентность к воздействию слабых отрицательных факторов (к болезням).
Значение плавания.
Известно, что в первые годы жизни ребенка плавание имеет немаловажное значение для его полноценного и разностороннего развития – не только физического, но и нервно – психологического.
Плавание – это не только вид спорта; скорее это жизненно важный навык, необходимый человеку в разнообразных ситуациях.
Если ребенка научить свободно держаться на воде и плавать, то его жизнь будет ограждена от возможной беды.
Интеллектуальное развитие ребенка непосредственно связано с его двигательной активностью. Занятие плаванием как раз и является одним из способов развития его способностей. «Водные» дети, которые начали учиться с момента прихода в детский сад, - имеют более развитую дыхательную систему, чем «сухопутные» (очень редко посещавшие бассейн), что способствует не только повышению выносливости, но и развитию речевых навыков, и улучшению остроты зрения. «Водные» дети обожают плавать (Е.Ю.Мухортова).
В результате частого пребывания в воде у детей появляются чувства безопасности (особенно проявляющееся при нырянии и прыжках в воду), развивать такие черты характера, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность. Опасности, с которыми на первых порах сталкиваются дети, обязывают их строго выполнять правила, требуют дисциплины и умения оказать помощь. «Он не умеет ни читать, ни плавать», - так древние греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание – не только оздоровительное, но и образовательное имеет значение (Н.Г.Соколова).
Целью программы, примеряемую по обучению плаванию, является овладения жизни и здоровье сберегающим навыком
плавания, для осуществления которой необходимо решить следующие задачи:
- Расширять знание о значении занятий плаванием;
- Учить не бояться воды;
- Учить держаться на воде;
- Учить погружаться в воду;
- Учить движениям руками, ногами различными способами плавания;
- Учить плаванию различными способами в полной координации;
- Учить использованию элементов прикладного плавания;
- Учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.
- уметь проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в возможных ситуациях на воде.
- комплексное совершенствование физическое и морально – волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе (Т.А.Протченко).
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления – важнейший фактор гармоничного развития малыша.
От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движение пловца выполняется в горизонтальном положении.
И то, и другое, да еще и в сочетании с плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие. Человек всегда был связан с водой.
Вода, окружавшая первобытного человека, заставила его научиться плавать, чтобы выжить в суровых условиях. Изображения на древних вазах, амфорах, гробницах, скалах свидетельствуют о том, что люди плавали, выполняя движения, напоминающие современные способы кроль на груди и брасс.
Умение плавать сохраняет жизнь, укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха на берегу реки, моря. Вот почему важно научить ребенка плавать.
В настоящее время существует две методики: традиционная и одновременная.
- Традиционная методика описана в книге Т.И.Осокиной «Обучение плаванию в детском саду».
В этой методике уделяется большое внимание младшей и средней группам. Здесь весь период обучения расписан по этапам. Эту методику мы берем как базовую, когда нужно ознакомить детей с водой, научить без боязненно передвигаться
по дну и учить двигать руками и ногами тех детей, у которых нарушена координация движений.
Первый этап обучения самый важный.
Дать ребенку почувствовать, что он «дружит» с водой. Ему нравится, что он передвигается и медленно, и быстро, что пускает «маленькие» и «большие» пузырьки, что может возить игрушки на «кораблике» (доска) с одного берега на другой, погружаться за игрушкой на дно и восклицать, что вода его подняла. Так он научился лежать на воде.
Выполнив упражнение на всплывание, ребенок учится принимать на поверхность воды горизонтальное положение, которое является исходным для разучивания плавательных движений.
Всплывание является вторым основным этапом обучения.
Выполнив упражнение на всплывание, ребенок учится принимать на поверхности воды горизонтальное положение, которое является исходным для разучивания плавательных движений.
Всплывание является вторым основным этапом в системе обучения.
Для того, чтобы начать изучение способа плавания ребенок должен в совершенстве овладеть навыком скольжения – третий этап.Упражнение этого рода, - пишет А.Ганике, - скоро убеждает учащегося, что он прекрасно поддерживается водой, и в этом сознании кроется вся тайна искусства плавания.
Скольжения могут выполняться на груди и на спине, на боку с различными положениями рук. Скольжение осуществляется толчком от дна или стенки бассейна (для первоначального обучения с доской, с мячом в руках). Перед толчком сделать глубокий вдох и, задержав дыхание скользить у поверхности воды до полной остановки. Это меняет расположение центров тяжести и плавучести, содействует тому, что обучаемый быстрее овладевает навыками равновесия и приучает правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде.
Также как и в первом этапе, так и в последующих, на каждом занятии применяются упражнения на дыхание. Важно делать их в начале занятий и после упражнений на задержку дыхания (всплывание, лежание, скольжение). Это могут быть обычные выдохи при погружении с головой в воду по 5 – 10 раз. При выполнении дыхательных упражнений, вдох делают только через рот, а выдох должен быть полным, глубоким, непрерывным.
Используя параллельно – последовательную систему обучения, сначала ребенок овладевает двумя сходными по структуре движений способами плавания: кроль на груди и кроль на спине; далее обучаемый изучает способы брасс на груди и брасс на спине; на третьем этапе осваивает технику дельфин, а на четвертом – плавание на боку.
Параллельно - последовательное изучение двух способов плавания наиболее целесообразно по ряду причин:
увеличивается число упражнений для изучения отдельных элементов и способов в целом, что в свою очередь, обеспечивает последовательное освоение и прочное закрепление основных навыков в изучаемых способах; повышается интерес занимающихся к уроку и периоду обучения, сокращается время на решение основных задач каждого этапа; принимается единая и наиболее прогрессивная последовательность изучения всех способов плавания. Последовательность обучения различными способами плавания в какой-то мере соответствует принципу «от простого – к сложному». Обучение различными способами плавания на каждом этапе проводится с помощью целостно – раздельной системы. Вначале путем объяснения, демонстрации способа и попытки ребенка плыть создается представление об изучаемом способе в целом, затем планируется освоение отдельных элементов техники – движение ног, движение рук и следующий этап – в полной координации (т.е. работа рук, ног в сочетании с дыханием).
Остальное время отводится последнему этапу – совершенствование техники изученного способа плавания.
- Как только дети освоятся с водой, у которых не нарушена координация движений, можно применять одновременную методику, разработанную Т.А.Протченко – главного специалиста по плаванию города Москвы.
Эта методика описана в практическом пособии Т.А.Протченко
Ю.А.Семенова «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников».
Она предусматривает обучение плаванию за 16 – 18 занятий, доступна даже детям всех возрастов. Одновременная методика актуальна в нашем детском саду компенсирующего вида.
Особенность данной методики в том, что она предусматривает увеличение времени нахождения ребенка в воде на каждом занятии, а также сокращен период освоения в водной среде за счет уменьшения числа повторения упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза».
Важным отличием этой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается всеми способами плавания, и в дальнейшем выбирает тот способ плавания, который получается лучше.
Задачи, которые определены в программе по обучению плаванию, применяя одновременную методику, разработанны
Т.А.Протченко и Ю.А.Семеновым.
Одновременная методика доступна детям каждого возраста. Но для возрастной категории предусматривается определенная последовательность постановки и решения задач подбора упражнений и приемов обучения.
На сегодняшний день эта методика более чем современная. Она позволяет проводить занятия насыщенно, интересно. Дети сразу не могут понять, почему так всего много задают и брасс, дельфин и кроль на груди, и кроль на спине.
Потом они привыкают к этим нагрузкам и уже одним способам плавания плавать им не интересно. Но, хочу заметить, как я уже писала выше. Не для всех детей подходит одновременная методика на начальной стадии обучения:
- ослабленным детям;
- детям с нарушением координации;
- детям, отстающим в физическом и умственном развитии;
- дети, панически боящиеся воды (это связано с патологией зрения).
Но, тем не менее, дети с 6 – 7 годам вплотную (Т.А.Протченко) приближаются к выполнению норматива «Умею плавать», владея любым способом плавания.
В первой и второй младших группах доступно и наглядно знакомлю детей с некоторыми свойствами воды. Не составляет
для них сложности и лежание на воде, когда её по колено или чуть больше; ползание по дну «крокодильчики». Самостоятельно входить в воду и передвигаться ножками по дну бассейна.
Приучать к простейшим передвижениям и к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками знакомят детей с сопротивлением воды. Стараться лежать (с опорой) в нарукавниках на груди и на спине. Выполнять простейшие приемы выдоха в воду.
Обучение основным движениям рук (в нарукавниках)
- в ходьбе;
- движение рук способом брасс («разгребать» воду, «толкать» воду в стороны);
- движение рук способом дельфин («летят бабочки», в прыжке – прыгаем и «летим»);
- движение рук способом кроль («мельница», толкаем водичку назад);
- в скольжении;
- движение рук брассом и кролем на груди.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ НОГ
(нарукавники, доска)
- движение ног способом: кроль на груди, кроль на спине.
ДЫХАНИЕ
- поверхностный выдох («плывет льдинка», «ворчун»);
- выдох в воду (упражнение «водолаз», «мотор», «у кого много, много пузырьков?»).
В средней возрастой группе обучения нацелено на закрепление и совершенствование навыков, которые приобрели в младшей группе; на формирование у детей умения находиться
в воде без опорном положении лежать, всплывать и скользить; правильно дышать, открывать глаза в воде; погружаться.
Происходит обучение движениям рук и разучивание движения ног. Уметь выполнять более сложные передвижения в воде с игрушкой, с доской, с мячом и т.д., с погружением и выдохом в воду. Плавать удобным для себя способом.
ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ РУК
(в нарукавниках – отстающие, без нарукавников – перспективные)
- движение рук – в ходьбе (способом брасс, дельфин, кроль на груди и на спине);
- в скольжении;
ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ НОГ
(с опорой, без опоры)
- движение ног в скольжении способом кроль на груди и кроль на спине, «дельфин».
ДЫХАНИЕ
- выдох в воду («гудок», «насос»);
- выдох несколько раз подряд 2 – 5 раз.
В старшей группе дети должны овладевать техникой плавания – кролем на груди и кролем на спине; ознакомить с плаванием способом брасс и дельфин.
Творчески использовать приобретенные навыки в младшей и средней группах.
При выполнении выдоха в воду, увеличить число повторений. Увеличить дистанцию при скольжении. Научить переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот. Сочетать скольжение с дополнительным движениями рук и ног (из разных способов плавания), с постепенным выдохом в воду. Приучать правильной координации движения рук в кроле, брассе и дельфине с движениями ног.
В подготовительной группе дети должны овладевать технически правильными способами плавания в полной координации – брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине.
Многократно выполнять выдох в воду. Уметь выполнять повороты, акробатические элементы, играть в спортивную игру (водное поло, ручной мяч), скользить по дну до 7 метров.
Освоить навыки прикладного плавания: ориентировка под водой, ныряние, погружение, транспортировка пострадавшего.
ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ
РАБОТЫ РУК В СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬ –
НЫХ ГРУППАХ
- движение рук в скольжении без опоры с задержкой дыхания всеми способами плавания;
- с доской движение руки (правая, левая), способом кроль на груди;
- тоже, согласуя с дыханием.
ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ
РАБОТЫ НОГ С СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬ –
НЫХ ГРУППАХ
- движения ног в скольжении на задержке дыхания всеми способами плавания;
- движение ног в скольжении с доской, согласуя с дыханием.
СОГЛАСОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК И НОГ С
ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ
ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ КООРДИНАЦИИ, РАБОТАЯ
НОГАМИ, РУКАМИ С ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ
- дельфин и брасс;
- кроль на груди и кроль на спине;
- выдох в воду многократно (сериями).
Учитывая задачи обучения плаванию, стараюсь, по мере возможности, мобилизовать волю занимающихся, выработать у
них сознательное отношение к этим трудностям, объяснить для чего выполняются те или иные упражнения.
Например: открывание глаз в воде позволит лучше ориентироваться; выдохи в воду – проплыть большие расстояния; упражнение «поплавок» - почувствовать состояние невесомости; скольжение – легко освоить технику любого спортивного способа плавания.
- Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Детский сад № 1764 имеет бассейн размером 3 х 7 м., глубина 70 х 90 см.
Вода в бассейне заливается ежедневно за два часа до начала занятий, при этом соблюдается строгий температурный режим:
- температура воды +30 гр.С;
- температура воздуха в бассейне +28 гр. - +29 гр.С;
- температура воздуха в раздевалке +25 гр.С.
Ассортимент инвентаря в бассейне соответствует требованию по обучению детей плаванию.
Расписание занятий составлено так, чтобы до обеда отзанимались четыре возрастные группы; каждая группа посещает бассейн два раза в неделю. В течение года обучаются в среднем 75 – 90 человек.
В детский сад ходят дети с нарушением зрения и недоразвитием зрительных функций, с отклонением в
физическом развитии: нарушением осанки, поз, координации, точности, скорости движений и других дефектов. Учитывая заболеваемость детей, в бассейн, на занятия приходят по 5 – 6 человек для того, чтобы могли свободно ориентироваться в воде, не наталкиваясь друг на друга, чтобы при ходьбе, беге, прыжках и скольжении каждый имел свою дорожку.
С такими детьми, которые в воде проявляют боязнь и нерешительность, процесс обучения протекает с определенными трудностями, требующие от обучающего умение проводить специальную психологическую подготовку. Основным
психологическим фактором, тормозящим обучение плаванию является: снимание очков, плохая ориентация в воде, неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на слизистую оболочку глаза, в уши, в нос и особенно в ротовую полость, где под действием глотательного рефлекса новичок её проглатывает, страх перед водой, связанный с негативными и неверными представлениями, с неуверенностью в своих силах.
Опыт работы показывает, что для подготовки к сдаче минимальных нормативов, детей с нарушением зрения разной степени требуется несколько больше усилий при изучении осново – образующих элементов в плавании, что и определяет затянутый характер программного обучения. Например: Этап ознакомления с водой.
Если нормально видящий ребенок знакомится с водой и её свойствами в течение 5 – 8 занятий и практически не испытывает страха нового пространства, то ребенок с нарушением зрения при виде большого количества воды испытывает дискомфорт. В бассейн приходит без очков и зрительное восприятие, нового, неизвестного искажается. Для того, чтобы адаптировать ребенка
к новой среде, к новой обстановке уходит 2 – 3 занятия, а нормально видящий ребенок не испытывает таких психологических трудностей.
У детей с нарушением зрения помимо зрительного дефекта отмечается неуравновешенность психики, повышенная,
возбудимость, гиперчувствительность и неоправданная тревожность. Поэтому количество занятий каждого этапа обучения плаванию увеличивается почти в два раза.
Так первый этап ознакомления с водой и её свойствами осваивается на протяжении 10 – 12 занятий.
Каждому ребенку стараюсь, как бы организовать небольшой первоначальный успех, доказывая ребенку уверенность в собственной силе и смелости. Пытаюсь управлять бессознательной психической деятельностью организма, всячески поддерживать обучаемых в непроизвольном копировании плавательной техники, попутно объясняя ошибки.
При обучении плаванию детей дошкольного возраста принимаю во внимание положительные эмоции, связанные с
овладением спортивных навыков, коллективными игровыми действиями, общением и дружбой друг с другом.
Учитывая требования типовой программы по плаванию, используя общие развивающие упражнения в воде, в нашем специализированном саду решаются следующие коррекционные задачи (Л.С.Сековец):
- развитие прослеживающей функции глаза;
- формирование бинокулярного зрения;
- тренировка глазодвигательных мышц;
- формирование глубинного зрения (развитие глазомера, ориентировка в пространстве);
- расслабление аккомодации (вверх, вдаль);
- усиление конвергенции (вниз, вблизи);
- формирование координации движений;
- развитие пространственной фиксации;
- восприятие дистанционного восприятия и фиксации взгляда.
Все упражнения, которые даются на занятиях условно разбиты на две группы:
1 группа – дети с сходящим косоглазием.
Для этой группы применяются упражнения на расслабление аккомодации:
- вверх – смотреть вверх, подбрасывая мяч;
- вдаль – попасть в обруч, круг;
- ориентироваться в воде при ходьбе, бросать мяч вдаль, его найти (увидеть) и взять, найти и доплыть.
2 группа – дети с расходящим косоглазием.
В этой группе используются упражнения на усиление конвергенции:
- вниз – погружаться в воду, видеть, найти и следить за игрушкой, которая находится на дне бассейна;
- вблизи – катить мяч перед собой рукой, головой, вести игрушку на доске («переправа»), смело открывать глаза в воде и перед собой считать пальчики и игрушки.
В повседневной работе обязательно имеет место тесный контакт с родителями, медицинскими работниками и воспитателями. При ежедневном использовании плеонтоортоптического лечения плавание, конечно, играет
малую роль, но в какой – то степени способствует улучшению остроты зрения.
В настоящее время, изучая современную литературу по коррекции можно обратить внимание на все более частое упоминание о плавании, как наиболее эффективном воздействии на лечение и восстановление зрения (автор: Е.И.Кавалевский «Офтальмология»).
Занимаясь с группой, учитываю индивидуальные особенности ребенка как личность, а также его способности к плаванию.
В связи с этим методика обучения строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Например: Всегда найдется в группе ребенок, который отстает
от своих сверстников в приобретенных навыках плавания. Причины могут быть разные: или болел, или боится. Тогда таких детей оставляю с одной стороны бассейна, где мелко, даю им самостоятельно освоиться и привыкнуть к воде, и под моим периодическим контролем научиться выполнять упражнения: на задержку дыхания (погружение), выдох в воду, на всплывание и лежание на воде, подстраховывая себя, держась за нижнюю ступеньку лестницы. Остальные дети находятся на другом конце бассейна, с которыми я работаю по плану. И наоборот, дети (ребенок), которые хорошо усвоили способы плавания, под моим наблюдением индивидуально работают над совершенствованием своих навыков (над техникой работы рук и ног в любом стиле плавания).
Каждая из возрастных категорий имеет различную физическую подготовленность.
В первые три года жизни ребенка центральная нервная система интенсивно развивается. Уже в 2,5 года – общая картина строения головного мозга мало отличается от строения такого у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.
До шести лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе.
Вместе с тем, в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.
В 5 – 6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, не экономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому, большие кратковременные нагрузки с частыми
перерывами допустимы в обучении плаванию детей этого возраста. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений. Количество упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена в более высоком темпе.
Раздельное изучение помогает избежать ошибок, однако выполнение движений с некоторыми погрешностями, имеющиеся массовый характер при начальном обучении плаванию, неизбежно. Типичные ошибки, возникающие при изучении техники плавания при любой методике, и методические указания по их предупреждению и исправлению приводятся при описании упражнений в плановом конспекте.
Для совершенствования техники и устранения ошибок на занятиях использую ласты. Ласты помогают ребенку чувствовать скольжение, скорость, правильное положение тела, правильное выполнение заданных упражнений. Но при плавании в ластах есть свои серьезные ошибки, - при сгибании ног в коленях, дети пытаются вытащить из воды, сильно бьют по воде, очень вяло работают ногами, - которые сразу надо устранять.
Сначала упражнения повторяются на суше ( движения ног в ластах вверх – вниз сидя; вперед – назад – стоя). Затем сидя на бортике, когда ласты в воде, работая ногами попеременно вверх – вниз медленно, потом быстро, стараясь без брызг. Дети должны чувствовать, как плавно происходит движение ногами. Когда дети проплывут в ластах 2 – 4 бассейна, то снова садятся
на бортик (ложатся на грудь) и повторяют правильную работу в ластах. И так 2 – 3 подхода на первых пяти занятиях. Правильность гребка позволяет детям быстро скользить и продвигаться вперед. Освоив все элементы движений ног в ластах и движений рук, дети плавают под водой. Игра «подводное плавание» дает детям научиться скользить по дну бассейна до семи метров.
Команды называются «акула» и «подводная лодка» и парами дети проплывают весь бассейн.
Они свободны, чувствуют себя, под водой меняют направление, быстроту движения, преодолевают сопротивление воды.
Вода доставляет ребенку радость и удовольствие, с большим желанием посещают занятия по плаванию, стремятся участвовать в спортивных соревнованиях.
Праздники и соревнования, являясь основной частью учебно -воспитательного процесса, позволяют выявить подготовленность детей в деском саду, их «спортивное мастерство», подвести итоги спортивно-массовой работы в группе. Спортивные состязания служат хорошим средством привлечения детей к регулярным занятиям по плаванию. Такие мероприятия создают условия для творческого проявления умений детей в играх, эстафетах, где используются известных для них двигательные задания.
Начало прекрасной традиции спортивных праздников на воде было положено с открытием детского сада, в 1988 году. С тех пор спортивные праздники проводятся ежегодно, в конце учебного года. При чем в год организуем два праздника: день Нептуна, сценарий которого составляется на основе сказок; спортивный праздник «Умею плавать», где только спортивные веселые эстафеты и конкурсы, между которыми во время перерыва проходят показательные выступления «Юных акробатов», «Дрессированных дельфинчиков», выступление девочек с обручами и т.д.
Умение и навыки, приобретенные детьми на занятиях и закрепленные в свободной деятельности, можно применять в самых различных общих спортивных мероприятиях. Для каждого ребенка обязательно готовим значок, вымпел и сувенир. Победители получают дипломы и грамоты. На протяжении нескольких лет являлись победителями муниципальных соревнований «Умею плавать» и «Дельфиненок». Принимали активное участие в окружных и городских соревнованиях, которые проводились в СК «Олимпийский».
На всех мероприятиях детского сада присутствуют родители, которые охотно снимают на кинокамеру и фотографируют своих детей.
Немаловажную роль для такой эффектной работы, которая продлится в саду, имеет помощь родителей. Действуя
целенаправленно и совместно с родителями, мы создаем условия для круглогодичных занятий детей плаванием, которые являются для них источником здоровья и радости.
Отношение родителей к плаванию детей оказалось неоднозначным. Некоторые родители одобряли посещение своего ребенка в бассейн, а часто родители относились к этому пассивно. У некоторых детей не было даже принадлежностей для занятий в бассейне. В результате проведенной разъяснительной работы с родителями этих детей, показ открытых занятий, у них проявился большой интирес и их дети с удовольствием посещают занятия по плаванию.
Теперь нет проблем в посещаемости детьми занятий по плаванию.
Стало легче проводить соответствующую работу с родителями вновь поступающих детей. Поскольку они уже знают, какие требования предъявляются в нашем учреждении. Как и прежде, большое место в работе с родителями отводится наглядной агитации и пропаганде педагогических методов воспитания детей: оформление стендов и фотовитрин «Мы умеем плавать»; показ занятий на видеокассету, показ праздников; оформление фотоальбомов с домашним заданием для каждой возрастной группы.
В заключение хочу напомнить, что роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детское учреждение – первое звено
общественного воспитания, с которым вступают в контакт родители. Они вправе ожидать от педагога всесторонней помощи. Надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, содержательна, интересна.
В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться следующие типы занятий – учебный, учебно – игровой, индивидуальный, игровой, массового купания и контрольный. На контрольном занятии анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Текущая успеваемость определяется после каждого курса обучения. Например: научить детей правильному погружению (достать игрушку), лежанием – «звездочка» и скольжению, после 8 – 12 занятий провожу с ними контрольное занятие в тестовой форме. Разработав тесты для детей нашего детского сада, можно составить и план работы на год, и конспект на каждое занятие. Для каждой группы заведена тетрадь, где для их возраста определены тесты. После каждого контрольного занятия отмечаю в тетради, как ребенок справился с тем или иным заданием для своей возрастной группы (см. приложение 2).
Итоговая успеваемость отражает, как правила итог работы за год. Анализ итоговой успеваемости проводится в соревновательной форме. Внутри группы между детьми и внутри сада между группами организую соревнования для определения подготовленности к плавательным навыкам. Все результаты заносятся в протокол с указанием проплываемых метров,
выполнения стандартов – какими и сколькими способами владеют дети; количество доставаемых игрушек на одной задержке дыхания; сколько метров проплывет «стрелочкой» и как долго пролежит «звездочкой» на груди (сек.) и на спине (сек.) (см. приложение 3).
Делая общую диагностику плавательных навыков в конце учебного года в каждой возрастной группе, видно, что дети умеют выполнять заданные упражнения в воде (см. приложение 4). Так в средней группе (кривая – синий цвет) умеют погружаться 82% детей, выполняя простейшее упражнение «гудок» - в котором надо сделать вдох и погрузиться полностью под воду, где с небольшой силой надо выдыхать со звуком У – У – У – в течение 5 – 8 сек. Не засчитывается, если ребенок выполняет очень быстро, опуская только лицо и выдыхая воздух за 1 сек. Уметь лежать на воде в виде упражнения «медуза» - 67% детей посещающих бассейн. В разделе, уметь скользить, при выполнении «стрелочкой» на груди – справляются 61%.
Старшая группа (кривая – зеленый цвет) с заданием средней группы справляется 100% детей, это уже апробировано, за исключением тех детей, которые только пришли – «новички». А вот со своими заданиями не каждый справляется. Дыхание под названием «насос» надо выполнять многократно, правильно, без напряжения, не вытирая лицо руками. Видно по графику, что 90% детей следуют этим правилам. 71% детей умеют делать «поплавок» - ребенок должен хорошо сгруппироваться, обхватив
руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и на задержке дыхания почувствовать подъемную силу воды, всплыть к поверхности и плавать в положении «поплавок» в течение 8 – 12 сек. А также «звездочку» на груди и на спине, где положение тела без опорное, горизонтальное. При умении скользить, 64% детей выполняют «торпеду» на груди и на спине, где акцент в основном на правильность работы ног с проплыванием от 5 до 7 метров.
Более сложные упражнения выполняют дети подготовительных групп (кривая – красный цвет). С большим желанием выполняют акробатические элементы – кувырки (вперед – назад), стойка на руках; упражнение «подводная лодка» - 78% детей. С комбинированным упражнением где надо на задержку дыхания слитно выполнить четыре фигуры: 1. «звездочка» на груди; 2. «стрелочка»; 3. «поплавок»; 4. «звездочка» на спине, (последовательность фигур можно менять и добавлять новые), и с упражнением «винт» (поперек и вдоль бассейна) справляются тоже 78%. А вот только 73% детей, посещающих бассейн умеют плавать кролем на груди и кролем на спине. И только 30% - 40% из них могут плавать брассом и дельфином.
Программой воспитания и обучения в детском саду указывается, что во всех возрастных группах важен постоянный медико-педагогический контроль. Вместе с медицинской сестрой бассейна следим за физической нагрузкой детей на занятиях.
Основные показатели ЧСС, ЧД и АД мы снимаем у детей в начале и в конце учебного года в средней, старшей и подготовительной группах (см. приложение 5, 5а). Данные в таблице приведены только по подготовительной группе. Во время всего занятия медицинская сестра наблюдает за детьми, подходит к ним и измеряет артериальное давление, снимает показатели ЧСС и ЧС. Потом сравниваем с показателями в состоянии покоя, которые были взяты до занятия, в основной
части занятия и как быстро будут эти данные в норме в восстановительном периоде.
В начале первого полугодия после основной части ЧСС было намного выше (160 – 180 уд./мин.), чем при тренировках во втором полугодии. Для того, чтобы подготовленность ребенка улучшилась, интенсивность двигательной активности повышалась необходимо постепенно повышать объем нагрузки. Это разнообразные движения в воде, игры с применением способов плавания, многократные погружения и дыхания, повышение темпа скорости скольжения. По мере роста тренированности реакция организма на нагрузку ослабевает, то есть при одной и той же интенсивной работе ЧСС повышается меньше, чем прежде. Такая благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы свидетельствует о её хорошей адаптации. При повышении тренирующего эффекта – интенсивность пульсовой нагрузки снизилась до 130 – 140 уд./мин. и уже через 2 – 3 минуты ЧСС восстановилось до необходимого уровня, что
подтверждает автор книги «Гигиенические основы детей от 3 до 7 лет» - В.И.Теленак. В приложении №6 четко выражены кривые показания освоения навыков плавания детьми разных возрастных групп и их острота зрения.
Не смотря на увеличение нагрузки острота зрения у детей не падала, а наоборот улучшалась.
Значит работа проводится грамотно, придерживаясь первой заповеди – не навреди!
В процессе нарастания тренированности совершенствуются функциональное состояние органов и систем, коррегирующая и интегральная деятельность центральной нервной системы, объединяющая функции организма в единое целое.
При этом отмечается исключительная слаженность и согласованность рефлекторной деятельности организма.
В основе развития двигательных качеств лежат процесс совершенствования нервной деятельности, который происходит при повторной физической нагрузке. Плавательные навыки в динамике (приложение 7) в течение трех лет выявляют подготовленность детей в подготовительной группе от 70% до 90%.
Подготовка и обучение детей плаванию отличается большей разносторонностью. Необходимо обучать всему многообразию движений в воде, техники спортивных способов плавания, элементы игры в воде.
Только в этом случае у них будет заложен полноценный «двигательный» фундамент и они смогут правильно избрать основной способ плавания.
Международный симпозиум врачей, на котором обсуждалось влияние спорта на рост и развитие детей, отдал бесспорное первенство плаванию.
Список
используемой литературы
- Плавание – Н.Н.Булгакова, Физкультура и спорт, 1984 г.
- Офтальмология – Е.И.Ковалевская – Медицина,1995 г.
- Обучение плаванию в детском саду – Т.И.Осокина, Просвещение, 1991 г.
- Плавание для всех – З.П.Фирсов, Физкультура и спорт, 1985 г.
- Обучение детей плаванию – В.С.Васильев, Физкультура и спорт, 1989 г.
- С помощью движений – М.Е.Гриненко, Г.С.Решетников, Физкультура и спорт, 1984 г.
- Врачебные наблюдения за спортсменами – Г.М.Куколевский, Физкультура и спорт, 1975 г.
- Обучение плаванию дошкольников и школьников – В.А.Протченко, Ю.А.Семенов, 2003 г.
- Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения – Т.А.Тюхалкина, 1989 г.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения – Л.С.Сековец, 2001 г.
- Физическое воспитание детей с нарушением зрения – Б.В.Сермеев, 1987 г.
- Плавание и здоровье малыша – Н.Г.Соколова, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...
Презентация "Овощи" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презентации представлен материал по теме: овощи...
Презентация "Домашние птицы" для детейс нарушением зрения, ранний возраст
В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельн...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...