Знакомство с технологией фасилитации.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Палей Олеся Яковлевна

Смысл фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitatsiya_1.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение. Встреча №1.

Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с понятием технологии  фасилитации.

Почему возникла такая необходимость. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДУ  выделяет сотрудничество ДУ с семьей.

В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации  Программы выделены компетенции педагога, необходимые  для социального развития воспитанников, в том числе умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Необходимо вернуть  семье ее роль в воспитании детей, помочь современным родителям, нередко думающим, что дошкольное учреждение должно и обязано решать за них все задачи проблемы воспитания их ребенка.

Решение этих задач возможно лишь при правильно организованной системы взаимодействия на основе идеи общественного договора и социального партнерства.

Все это требует наличия от педагогов качеств, позволяющих поддерживать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Педагогам необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

К сожалению, современные педагоги нередко используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействие с семьей: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки, недостатки воспитания. Подобное отношение часто вызывает активное сопротивление.

Не находя контакта с семьями воспитатели берут на себя все больший объем работы, что в воспитании детей не всегда является эффективным.

Новая философия взаимодействия с семьей позволяет решить эти задачи. Ее суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого родителя, стимулирующего других субъектов.

Наша задача - педагогическое просвещение  родителей, но не с помощью длинных и нудных лекций, а с помощью АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, которые связаны с переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. Результатом этого является новый статус участника образовательного процесса как заинтересованного лица.

( Мозговой штурм, круглые столы, игры, тренинги и т. д.)

1.Упражнение «Подари улыбку соседу справа».

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление положительного фона.

2.Мини-лекция « Технология фасилитация».

Фасилитация (производное от англ. Глагола  facilitate) –облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация  как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат-зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка.

Традиционным базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

Безусловно, воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни.

В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО ориентированы на раскрытие перед родителями (педагогами) дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений, навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности.

Смысл фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками. и т.д.

Задача фасилитации-решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации - это организованные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации-стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации-взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации-это различные процедуры, в процессе которых участники делат определенные выводы.

Установки фасилитации-принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость, конгруэнтность.

3.Презентация.

4.Игра «Север».

Закройте глаза и укажите направление севера. Обсуждение.

Наглядный пример того, что мы все движемся в одном направлении, но часто не достигаем цели.

5.Проблемная ситуация.

Цель: в ходе обсуждений выбрать наиболее оптимальные решения проблемной ситуации для всех участников образовательного процесса.

1 группа обсуждает: Аню всегда приводят в детский сад после завтрака, мама требует, чтобы ее ребенка покормили, дома они не успевают позавтракать. Часто приходят во время занятия, что нарушает образовательный процесс.

2 группа обсуждает: Андрюша новый мальчик в группе. Регулярно обижает других детей, дерется, отбирает игрушки, если воспитатель делает ему замечание, начинает истерику, падает на пол, кричит.

6.Упражнение « Общение с родителем это…»

Цель: обобщать знания, полученные в ходе работы с родителями.

1 группа перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».

2 группа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова - «родителем».

7.Подведение итогов, обсуждение полученных знаний ,выражение собственных чувств и эмоций, полученных в процессе совместной работы.

ВСТРЕЧА №1.

«Знакомство с понятием фасилитации»

Дата:06.10.2015г.

Ведущий: Палей О.Я. педагог-психолог.

Цель: знакомство с понятием «технология фасилитации».

Задачи:

  • повышение профессионального уровня педагогов;
  • выбор и обсуждение новых методов в работе педагога со всеми субъектами образования, для успешной и продуктивной деятельности ДОУ;
  •  сплочение коллектива.

1.Игра – приветствие.

2.Мини-лекция на тему «Технология фасилитации».

3.Презентация на тему «Технология фасилитации».

4. Упражнение «Север».

5.Упражнение «Проблемная ситуация».

6.Упражнение «Общение с родителями это…»

 7.Рефлексия.

Используемая литература: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014,№4.; Г.Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг»; Ю.В.Атемаскина, Л.Г.Богославцев «Современные педагогические технологии в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи....

Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ

Хорошо раскрыто само понятие фасилитации. Выделены основные виды данной технологии, которые можно использовать на родительских собраниях. Последовательно расписаны, как роли так и сам ход меропри...

Оптимизация процесса взаимодействия педагога с детьми и родителями, посредством использования в работе технологий фасилитации.

В этом материале я делюсь своим опытом в работе с детьми и родителями, с использованием технологий фасилитации....

Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями  «Родительские собрания в ДОУ  с использованием технологии фасилитации». (Wor...

Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьей в ДОУ

Работа с семьей в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздейст...

Использование технологий фасилитации, как форма взаимодействия с родителями

отчет по теме самообразования. Технология фасилитации при работе с родителями...