Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.
методическая разработка на тему

Аль Зайат Елена Александровна

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями  «Родительские собрания в ДОУ  с использованием технологии фасилитации». (World cafe)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_rabote_s_roditelyami.docx229.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями

«Родительские собрания в ДОУ

 с использованием технологии фасилитации».

Составил:

Аль Зайат Е.А.

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида» №35

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

г. Энгельс

2017

Пояснительная записка.

   Методическая разработка посвящается проблеме взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.  Данный материал будет полезен педагогам образовательных учреждений для активизации взаимодействия с родителями воспитанников через использование инновационных технологий. Фасилитативные технологии могут использоваться на  родительских собраниях, групповых консультациях в рамках консультационного центра, групповых тренингах «Школы родителей» и т.п.

Современный педагог должен обладать компетентностями, необходимыми для установления сотрудничества с родителями, должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий  выстраивания партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.

         Фасилитация – от англ. Facilitation  облегчение, упрощение, помощь, содействие, способствование.  Фасилитировать – способствовать, облегчать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, повышающая эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, способствующая раскрытию их потенциала. Таким образом,  фасилитативные технологии при работе с семьей призваны облегчать, упрощать, содействовать в отношениях родителей  и педагогов.

   В данной разработке использование технологии фасилитации рассматривается в рамках родительского собрания, т.к. данная форма является наиболее распространённой в работе с родителями. Прежде, родительское собрание представляло собой монолог педагога, указывающего  на ошибки и недостатки родителей в воспитании детей, и основывалось на авторитарном стиле общения.  Время показало, что привычные старые формы малоэффективны, и нужно искать новые формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, которое помогает родителям из сторонних наблюдателей стать полноправными участниками образовательного процесса. Технологии фасилитации позволяют по-другому, взглянуть на роль педагога в процессе взаимодействия  с родителями, и на место родителей в этом процессе.

Цель: Помочь педагогам продуктивно взаимодействовать с родителями, создать условия  родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.

Задачи:

  •  активизация позиции родителей, вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения,
  • обучение родителей совместному групповому принятию решений по различным вопросам,
  •  повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей,
  • партнерское взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Содержание

Педагог на родительском собрании выступает в роли фасилитатора, т.е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора облегчать,  организовывать, направлять,  оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачи. Фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента (тайминга), способствует созданию комфортной атмосферы между участниками и плодотворности их обсуждений.

Существуют различные методы и приёмы фасилитации. Выбор каждого конкретного приёма, метода  зависит от цели взаимодействия, от типа аудитории и т.п.  Но все они в целом развивают способность в групповом режиме анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, взаимодействовать друг с другом.

Данное родительское собрание разработано с помощью метода «Мировое кафе» (World cafe), что позволяет за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, благодаря неформальной дружественной  атмосфере, что способствует снятию барьеров и преград в общении.

Конспект родительского собрания на тему:

«Как справиться с детскими капризами?»

Цель:

повышать компетенцию родителей по способам преодоления детских капризов, улучшать детско-родительские отношения.

Задачи:

  1. Формирование у родителей умения принимать решения всем коллективом, нивелируя негативные установки отдельных родителей;
  2. Повышение педагогической культуры родителей;
  3. Научить родителей предупреждать детские капризы и преодолевать их.

Подготовка к собранию: анкетирование родителей, приглашение родителей на собрание с помощью пригласительных.

Оборудование: мяч, ручки, листы ватмана для записей, вырезанные в форме тарелки.

 (Звучит спокойная музыка, на столах чай и угощенье, столы расставлены как в кафе)

Педагог (фасилитатор): Добрый вечер, уважаемые родители, давайте все встанем  в круг для приветствия (приём «комплимент»: участники, бросая мяч друг другу, говорят комплименты или приятные слова). Также как этот круг объединил нас, мы связаны общей проблемой: детские капризы. Сегодня я пригласила вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы её решения. Для этого я, хозяйка кафе,  приглашаю вас присесть за столики Мирового кафе,  «сервированные» листом ватмана вместо тарелок, ручками и карандашами вместо столовых  приборов. (Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик). А сейчас ознакомьтесь  с этикетом и режимом работы «Мирового кафе»:

· «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»

· «Не отсиживайтесь - вносите свои мысли, мнения, размышления»

· «Говорите без задних мыслей и от всего сердца»

· «Слушайте,  чтобы понимать»

· «Связывайте и соединяйте идеи»

·«Фиксируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо»

· «Получайте удовольствие!»

Режим работы кафе с 17.30 до 19.00.

Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню (зачитывается карта меню):

Аперитив «Ассорти из детских капризов».

Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов».

Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)»

Напиток (стол №3) Коктейль из «Советов и рекомендаций родителям»

Десерт «Обсуждение».

Педагог (фасилитатор):  Уважаемые гости, предлагаю распределить роли. За каждым столиком нужно назначить «хозяина стола». Хозяин стола во время всех раундов обсуждений не покидает стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. (Участники за каждым столиком совещаются и выбирают «хозяина стола»). Другие гости стола меняют столы в ходе мероприятия, для того, чтобы поделиться своими мыслями (ингредиентами) для создания своего блюда для кафе. Итак, Стол №1 – создает гарнир на тему «Причины детских капризов». Стол № 2 создает острое блюдо на тему - «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)», Стол №3 готовит коктейль из «Советов и рекомендаций родителям». А все вместе мы готовим десерт из обсуждений. Но прежде чем мы начнем, как в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая или кофе, раскрепоститься и спокойно делиться за своим столиком идеями и мыслями по теме встречи.

В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти из детских капризов». (Передавая мяч, нужно рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ваш ребенок, начиная рассказ от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»).

Напоминаю, проблема… детские капризы. Угощаемся, пьем кофе, размышляем 10 минут, свои мысли записываем на импровизированную тарелку (лист ватмана).  После моего хлопка в ладоши, гости переходят за другой стол и в рецепт блюда следующего стола вносят свои ингредиенты… Время пошло. (3 раунда, 3 перехода)

Итак, последний переход.

Последнее блюдо: десерт из обсуждений. Предлагаю хозяину каждого стола  подвести итоги работы за столами.

Приходим к выводам:

- что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические  (плохое самочувствие,  чувство голода, незрелость нервной системы, переутомление) и педагогические (гиперопека,  гипоопека, неправильное поведение родителей и т.п.)

- нужно ли наказывать детей за капризы?  Нет, т.к. подобная тактика крайне непродуктивна.

- как справиться с капризами?

Учиться договариваться, находить компромиссы, уметь вовремя отвлечь ребенка,  выработать единые требования к ребенку внутри семьи, на примерах из художественной литературы объяснять, как некрасивое поведение выглядит со стороны, никогда не оценивать ребенка, а только его поведение, и т.д.

Педагог (фасилитатор): В заключении, я хочу раздать вам небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!  

Ожидаемые результаты.

- Освоение родителями  различных моделей поведения  в конкретных ситуациях и как следствие  повышение их педагогической грамотности,

- Установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

Список использованных источников

  1. The World Cafe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theworldcafe.com
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

Приложение №1

Памятка  «Как справиться с детскими капризами» 

  1. Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: « Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
  2. Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:

На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились? (на уровне глаз ребенка).

  1. Попробуйте общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)
  2. Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи. Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:

- чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;

- будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («если ты…, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

  1. Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
  2. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений)

7. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Методическая разработка. Родительское собрание "Нравственные уроки моей семьи"

МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский районМетодическая разработкаПедагог-психолог   Сергеева М.ВСобрание для родителей подготовительной группы"Нравственные уроки моей семьи"  Нравстве...

Методическая разработка Родительское собрание в дошкольной группе 4-5 лет Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ.

Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ. Воспитатель высшей квалификационной категории: ...

Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Поговорим о правах детей". Форма проведения: "Родительский клуб".

Познакомить родителей с нормативно - правовыми документами в области защиты прав детей. Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний...

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности....

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу» с использованием Qr кода.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Конспект родительского собрания с использованием метода фасилитации "Мировое Кафе"

Актуальность проблемы использования технологии фасилитации "Мировое Кафе" обусловлена тем,что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе...