Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.1 КБ
Файл seminar.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга

 для родителей детей с ОВЗ

на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»

Задачи:

  • раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
  • акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
  • стимулировать рефлексию родителей  над собственными воспитательными установками;
  • организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
  • способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
  • повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.

Ход мероприятия.

 

      Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.

 Например: Дима-добрый.

Вступительное слово педагога-психолога.

       Уважаемые родители!  Сегодня мы поговорим  с вами о психологическом здоровье  детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2

Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3

       Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.

Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый

  Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.

Задание 2 «Числовой отрезок».

        Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10.  Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок.  При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.

Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.

Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья

        Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

         Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о  психологическом  здоровье детей.

Упражнение  №3 «Платочки»

— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.

* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)

* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)

* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)

— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.

— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.

— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?

  • трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • частая усталость;
  • участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
  • участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • беспокойство, непоседливость;
  • частое проявление упрямства, капризов;

Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;

  • стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • стремление к уединению;
  • невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
  • дневное или ночное недержание мочи.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Слайды  № 6-7 Психологическое здоровье семьи

      Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

       Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего  ребенка и  поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.

Слайды № 8-10

Работа с  родительскими позитивными и негативными установками.

5. Обыгрывание проблемных ситуаций

Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.

Задание: найдите выход  из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.

1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.

Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.

2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.

 «Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»

3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.

 «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »

4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.

Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.

5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.

Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.

Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».

Обсуждение.

Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга

 для родителей детей с ОВЗ

на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»

Задачи:

  • раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
  • акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
  • стимулировать рефлексию родителей  над собственными воспитательными установками;
  • организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
  • способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
  • повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.

Ход мероприятия.

 

      Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.

 Например: Дима-добрый.

Вступительное слово педагога-психолога.

       Уважаемые родители!  Сегодня мы поговорим  с вами о психологическом здоровье  детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2

Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3

       Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.

Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый

  Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.

Задание 2 «Числовой отрезок».

        Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10.  Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок.  При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.

Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.

Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья

        Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

         Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о  психологическом  здоровье детей.

Упражнение  №3 «Платочки»

— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.

* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)

* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)

* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)

— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.

— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.

— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?

  • трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • частая усталость;
  • участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
  • участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
  • беспокойство, непоседливость;
  • частое проявление упрямства, капризов;

Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;

  • стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
  • стремление к уединению;
  • невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
  • дневное или ночное недержание мочи.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Слайды  № 6-7 Психологическое здоровье семьи

      Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

       Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего  ребенка и  поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.

Слайды № 8-10

Работа с  родительскими позитивными и негативными установками.

5. Обыгрывание проблемных ситуаций

Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.

Задание: найдите выход  из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.

1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.

Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.

2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.

 «Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»

3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.

 «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »

4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.

Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.

5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.

Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.

Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».

Обсуждение.

Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: «Психологическое здоровье дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Выступление психолога на родительском собрании...

Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»

План1. Психологическое здоровье человека.2. Специфика психологического здоровья ребенка.3. Факторы риска психологического здоровья детей.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...

Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"

Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"...