Использование доски Бильгау в работе логопеда
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Нежейко Яна Викторовна

Врачи знают, что у взрослых с поражением мозжечка "разваливается" речь: она становится монотонной, скандированной, нарушается артикуляция.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

⠀Таким образом, занятия с ребенком, имеющим дисфункции мозжечка, нужно начинать с тренировки крупных движений и равновесия, а не с постановки звуков.

⠀⠀Детей с отставанием в развитии речи, нарушениями функций вестибулярного аппарата сегодня выявляется все больше. Эти проблемы вполне решаемы, если вовремя отметить отставание и начать коррекцию.

Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство - балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске, которые я использую в своей работе.

О традиционных способах работы на балансире и других интересных методах работы в коррекции звукопроизношения в моем докладе и в видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_doski_bilgau_v_rabote_logopeda.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2.

Актуальность проблемы

В последнее десятилетие мы – логопеды – столкнулись с огромными трудностями в работе:

- дети стали более сложными;

- методики, которые ранее были успешными и давали большую эффективность, в настоящее время недостаточно эффективны;

- плюс ко всему изменились функциональные обязанности логопедов, связанные с введением в нашей стране инклюзивного образования.

Если раньше логопед работал в узкой специализации, то сейчас у нас  в группе комбинированного вида могут встречаться дети разных категорий.  И логопеду приходится часто заходить в смежные дисциплины. Мы должны знать и уметь работать в новых условиях, знать специфику коррекционной и логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 3.

 XXI век назван «Век нейронаук». Мы сталкиваемся с прикладными науками: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейролингвистика, нейропедагогика. Нейронауки помогут справиться с теми новыми трудностями, с которыми сталкиваемся мы в настоящее время при работе с детьми.

 

Слайд 4

Речь является наиболее сложным психическим процессом, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Всем нам знакомая уже Пирамида Обучения (развития ЦНС) - (Pyramid of Learning Williams&Shellenberger). Это - то, что должен понимать и помнить каждый терапевт, педагог и родитель.

Это основа понимания развития человека. Пирамида иллюстрирует важность ранних этапов развития ЦНС (нижних «этажей» пирамиды) для правильной работы сложнейших систем её «верхних этажей»! Всё взаимосвязано и всё опирается друг на друга. Не обеспечив развитие нижних структур, мы не можем перейти к развитию верхних.

Непонимание этого сильно и затягивает процесс обучения, и травмирует ребенка. Невозможно требовать чистой, красивой и сложной речи, блестящего внимания и идеального поведения от ребенка, если у него имеются огромные пробелы на нижних уровнях пирамиды обучения: если ребёнок плохо скоординирован, неуклюж, не чувствует своего тела в пространстве, если у него нарушена обработка сенсорной информации и т.д.

Слайд 5

Каждую секунду в наш мозг поступает огромное количество информации, которая должна обрабатываться. Обработка информации синхронизируется во времени, поэтому мозгу необходимы часы - своего рода метроном. Таким метрономом является мозжечок.

⠀⠀Врачи знают, что у взрослых с поражением мозжечка "разваливается" речь: она становится монотонной, скандированной, нарушается артикуляция.

Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

⠀Таким образом, занятия с ребенком, имеющим дисфункции мозжечка, нужно начинать с тренировки крупных движений и равновесия, а не с постановки звуков.

⠀⠀Детей с отставанием в развитии речи, нарушениями функций вестибулярного аппарата сегодня выявляется все больше. Эти проблемы вполне решаемы, если вовремя отметить отставание и начать коррекцию.

Слайд 6

Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство - балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске, которые я использую в своей работе.

Кому полезна мозжечковая стимуляция:

-для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

- при нарушении обработки сенсорной информации

-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)

-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания)

-при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения)

-при диспраксии (нарушениях координации движений и моторной неловкости)

-при нарушениях почерка

- при несформированности зрительно-пространственных представлений

-ЗПР, ММД;

-при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;

-при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии)

Противопоказания для занятий на балансировочной доске:

- эпилепсия

- повышенная судорожная готовность

Исключение ряда упражнений у лиц:

  •   С ЧМТ
  • После инсульта
  •  С синдромом Дауна

 

Слайд 7

Для занятий по программе мозжечковой стимуляции используется:

  • балансировочная доска; (я использую доску с разметкой). Лучше всего ее ставить на линолеум, хуже – на ламинате.
  • мешочки трёх размеров разного веса (лучше работать с тяжелыми мешочками – ребенок будет лучше его чувствовать. Но мешочки надо менять, чтобы вызывать разбалансировку мозжечка и шла дальнейшая надстройка работы  мозжечка;
  • мяч-маятник, прикрепленный к потолку или к стационарной стойке ;
  • планка с цветными секторами. Она еще называется рейкой для отбивания;
  • доска обратной связи;
  • мячи-прыгуны (кинезио-мячи);
  • стенд с целями, разработанный доктором Ф. Бельгау.

 

Слайд 8

Комплекс разработан на основе программы американского учёного Фрэнка Бельгау. Он, будучи учителем в школе, заметил, что дети, выполняющие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений, более успешны в учёбе, особенно в чтении. На основе этих наблюдений Бельгау в 60-х гг прошлого века разработал целую систему упражнений с мячами и мешочками разного веса на специальной доске-балансире. За десятилетия данная система неоднократно доказала свою эффективность.

Слайд 9

С помощью этого оборудования и определенных двигательных упражнений происходит стимуляция мозжечковых отделов ГМ ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры.

Я пользуюсь адаптированной  программой, разработанной белорусской компанией СУПЕРмозг. Сам  курс рассчитан для всех категорий детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю и включают в себя 2 этапа:

Первый  этак - Гимнастика мозга на балансире. Это набор из 12 упражнений, которые ребенок выполняет, стоя на балансире. Проще говоря, это кинезиоупражнения на балансире. Эти упражнения способствуют интеграции передней и задней части тела, интеграции верхней и нижней части тела, пересечению нижней части тела.

и второй этап -  - блоки упражнений, состоящие из 18 занятий.

Более подробно  с их программой Вы можете познакомиться самостоятельно.

Но в рамках нашего сегодняшнего семинара я расскажу Вам как можно использовать это оборудование логопеду,  в своих коррекционных занятиях.

 

 Слайд 10

Итак, чем же уникально для логопеда оборудование от Супер мозг? Андрей и Дарья Сеньковы @katalog_supermozg усовершенствовали оборудование Ф. Бельгау, добавили к нему карточки гимнастики для мозга, специальную переносную стойку для отбивания мяча , а также дополнительные вкладыши для отработки звуков раннего и позднего  онтогенеза, которые вставляются в специальный карман из оргстекла.

А также, что очень приятно и полезно,  комплект вкладышей слоговой структуры на 14 классов (по А.К.Марковой)

 

⠀Слайд 11.        

основные рабочие блоки при использовании оборудования логопедом

 Блок Моторная программа + автоматизация звука + развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.

Ребенок бросает кинезиомяч в доску обратной связи:

- правой/левой рукой

- двумя руками

- бросает левой, ловит правой рукой

- бросает правой, движение начинает от лба, носа, бороды ...все варианты как в программе СУПЕРмозг.

В этом помогает БАЛАНСИР и ДОСКА ДЛЯ ОТБИВАНИЯ МЯЧА с вкладышем на нужный звук.

Слайд 12

⠀⠀БЛОК- зрительное восприятие + пространственные представления

Если мы работаем над автоматизацией звука и развитием зрительного восприятия и пространственных представлений, то даем инструкцию:

• Найди и назови предметы в верхнем ряду, в нижнем ряду, в среднем ряду.

• Найди и назови предметы в первом столбике, во втором столбике, в третьем столбике и т. д.

• Найди крайний нижний левый рисунок, верхний правый рисунок и т.д.

• Найди и назови предмет, который изображен под…, над… .

• Найди и назови предмет, который изображен справа от…, слева от…, между…

• Найди крайнюю правую нижнюю картинку и назови предмет, который на ней изображен. А теперь назови предмет, который находится через одну клетку слева …, ниже … и т. д.

Помните эти упражнения помогут ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги!

Слайд 13

Блок - Грамматика

Автоматизация слов на поставленный звук:

  • назови слова
  • игра “Жадина” (мой, моя, моё)
  • “Один - много”
  • Назови слова со словом МНОГО
  • Назови ласково

Отработка падежных конструкций:

  • Кого/чего не стало?
  • Рад кому/чему?
  • Вижу кого/что?
  • Любуюсь кем/чем?
  • Лечу над кем/чем?
  • Думаю о ком/О чём?

Считаем предметы (прямой и обратный счет)

Составляем предложение

Составляем рассказ со словом

 

Слайд 14

Следующий интересный и любимый момент работы детей по мозжечковой стимуляции - это Лабиринт для глаз “Восьмерка”.

Работу с лабиринтом можно сочетать с работой на балансировочной доске. Это усилит эффект от выполняемых упражнений.Балансируя сторонами доски лабиринта, надо сделать так, чтобы шарик прокатился от одного края лабиринта до другого, тем самым пройти лабиринт. Для того чтобы прокатить шарик по лабиринту, надо изменять положение тела в пространстве, положение рук на тренажере, чтобы шарик катился в заданном направлении. Одновременно проговариваем слова, словосочетания или предложения на прорабатываемый звук.

⠀⠀⠀⠀⠀Это и эффективный тренажер для глазодвигательных упражнений. С помощью этой нехитрой игры на тренажёре можно расширить поле зрения. Мышцы глаз тренируются, улучшается восприятие, ребёнку становится легче читать по строчкам и писать. Движение глаз по восьмерке укрепляет межполушарное взаимодействие, а также снижает эмоциональное напряжение.

Слайд 15

видео

⠀⠀

Слайд 16

12 карточек ГИМНАСТИКА МОЗГА НА БАЛАНСИРЕ от Компании супермозг можно включать в Ваши обычные занятия: для общего развития  на физминутках, во время автоматизации звуков, отработки грамматических понятий, во время проговаривания слов сложной слоговой структуры.  педагог решает сразу несколько задач - повышение эффективности занятий и создание положительного настроя ребенка на работу.

Такие Упражнения способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Показываем карточки с заданиями - например, нарисован человек, который правой рукой держит нос и одновременно левой рукой держит правое ухо.

⠀⠀⠀Еще сложнее выполнять такие задания с  дополнением речи.

Слайд 17⠀

При добавлении речи важно соблюдать главное условие: смена движения рук должна совпадать со сменой произносимого слога или слова. например, правая рука на носу, а левая — на ухе и ребенок произносит «са» (или слово «сок»), потом смена позы — левая рука на носу, а правая — на ухе и ребенок произносит «сы» (или слово «соки»).

⠀⠀Можно использовать упражнения:

«Один — много». Кот — коты.

«Назови ласково». Мяч — мячик.

«Скажи наоборот». Большой — маленький.

«Раздели на слоги». Ка–ша.

 

Слайд 18

Работая на баланс, мы стимулируем и укрепляем первый функциональный блок мозга, куда входят преимущественно стволовые структуры. Он обеспечивает общий тонус и активацию всего остального мозга и, конечно, коры. Таким образом мы можем повысить общую продуктивность остальных высших психических функций, увеличить интервал удержания того же произвольного внимания.

Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:

-крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость,  осанка, походка)

-мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами , устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки)

-улучшаются функции сенсорной интеграции

-улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи)

-повышается концентрация внимания

- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения

Слайд 19

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Выступление на педсовете. Тема: «Использование современных ИКТ в работе логопеда» (из опыта работы)

Современная действительность добавила нам ещё одно средство для успешной работы – это информационно- коммуникационные технологии.    Информационные технологии в последнее время ст...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Цель тренинга:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД....

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приёмами, применя...

Использование доски-балансира в работе учителя-логопеда

Применение балансира в направлениях работы учителя-логопда при коррекции речевых нарушений....