Программа педагога-психолога для работы с детьми с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Южакова Светлана Александровна

Уважаемые коллеги! Этот материал для Вас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ovz_2017.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3                                                                                                    

  1. Актуальность;
  2. Цель, задачи;                                                                                                                      

1.2. Ожидаемый результат;   

1.4. Принципы реализации.

Глава 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ……………………………….6

Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………7                                                                                                                  

3.1. Диагностическое направление;

3.2. Коррекционное направление;

3.3. Консультативное направление;

3.4. Информационно- просветительское;

3.5. Оздоровительно- профилактическое.

 Глава 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………13

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ … 14

4.1. Психолого- педагогическое обеспечение;

4.2. Программно- методическое обеспечение;

4.3. Кадровое обеспечение;

4.4. Материально- техническое обеспечение;

4.5. Информационное обеспечение.

Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ….16

Список используемой литературы……………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………18

Приложение 1

Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения.

Приложение 2

Создание специальных условий

Приложение 3

Диагностическая программа специалистов.

Приложение 4

Модель индивидуальной программы коррекции и развития воспитанника.

Приложение 5

План взаимодействия специалистов

                                           

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

ГЛАВА 1. Пояснительная записка

      Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

  • в освоении основной программы дошкольного образования,
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
  • их социальную адаптацию.

      В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
      
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).  

     В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,  другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной  программы.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

      Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования.

Цели программы:

  • создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Задачи программы:

—выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

—осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

—обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

—оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.

Ожидаемый результат:

  • создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.

Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка.  Решение  проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  1. Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

ГЛАВА 2. Этапы реализации программ

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
  • Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации, рассматриваемой категории детей.
  • Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
  • Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

  • Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
  • Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
  • Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
  • Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

ГЛАВА 3.  Направления коррекционно-развивающей деятельности

 

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития».

Специалисты ДОУ

Педагоги

Сентябрь

2

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.

Психолог

Педагоги

Сентябрь

Октябрь

3

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.            

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение углубленного диагностического обследования

Специалисты

Педагоги

Октябрь

Январь

4

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

Педагоги

Психолог

В течение учебного года

Октябрь

Май

5

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

Психолог

Педагоги

В течение учебного года

6.

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое  наблюдение за воспитанниками в рамках деятельности ПМПк

Специалисты Педагоги

В течение учебного года

7.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Психолог

педагоги

Апрель

Май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК.

Специалисты

Педагоги

Администрация

В течение года

2.

Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция речевого развития.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Педагог- психолог

Учитель- логопед

Воспитатель

Родители

В течение года согласно графику работы

3.

Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Динамическое наблюдение за воспитианниками в рамках работы ПМПк.

Педагоги

В течение года

4.

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные консультации специалистов.

Психолог

Педагоги

В течение года

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

  • использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
  • использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Коррекционные задачи включают задачи исправления или сглаживания отклонений и нарушений развития, преодоления трудностей развития. Профилактические задачи - задачи по предупреждению отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития. Развивающие задачи подразумевают стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
  2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Направления специальных коррекционных занятий специалистов:

Учитель-логопед  осуществляют коррекцию нарушений всех компонентов устной речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, фразовой и связной речи) .

Педагог- психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого и личностного развития воспитанника.

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Определение стратегии сопровождения воспитанников.

Педагог

Специалисты

Родители

В течение года

2

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам.

Организация по вопросам сопровождения воспитанников:

- консультаций для педагогов;

- выступлений на пед.советах,

 -заседаниях МО;

- мастер-классов;

-обучающих семинаров,

 - практикумов.

Администрация

Специалисты

Педагоги

В

течение года

3

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация  индивидуальных консультаций.

Подготовка и представление учащихся на ПМПК

Администрация

Специалисты ДОУ

Педагоги

Специалисты ПМПК

Родители

В течение года

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса– родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ. 

       Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ, проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:

  • соблюдение режима дня,
  • мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
  • специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
  • особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
  • использование здоровьесберегающих технологий

ГЛАВА 4. Механизм реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

     Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, психолог, медицинские работники.

      В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК (психолого- медико- педагогическая комиссия), где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения, которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

      Разработка и подбор конкретных тактик и программ для реализации этого сопровождения - задача, стоящая перед специалистами самого образовательного учреждения, объединенными в междисциплинарный консилиум;

      Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ.   

Специалисты реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребенка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики);
  • проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
  • аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

      Взаимодействие специалистов в коррекционной работе отражают следующие принципиальные положения:  

  • Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения (образовательная, игровая, трудовая);
  • Содержание  коррекционной работы - это психолого- медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей- инвалидов, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и (или) психическом развитии;
  • Коррекционную  работу осуществляют все специалисты.

Такое взаимодействие включает:

  •  комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  •  многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

       В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

       Социальное партнёрство включает: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью.

ГЛАВА 5. Требования к условиям реализации программы

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

  1. Психолого-педагогическое обеспечение.

Содержание деятельности в ОУ :  

  • Обеспечение  условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:
  • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
  • комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
  • Обеспечение психолого-педагогических условий:
  • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
  • использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий:
  • оздоровительный режим;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
  • Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий.
  1. Программно - методическое  обеспечение.

       Использование в процессе деятельности:

  • коррекционно - развивающих программ;
  • диагностического и коррекционно-развивающего инструментария;
  • использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
  1. Кадровое обеспечение

      Осуществление коррекционной работы специалистами:  учителем- логопедом, педагогом- психологом.

  1. Материально - техническое обеспечение

       Кабинеты учителя- логопеда, педагога- психолога, спортивный и физкультурный зал, медицинский кабинет.

     5. Информационное обеспечение

       Состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте детского сада и других информационных носителях.

ГЛАВА 6.  Результаты реализации коррекционной программы

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание  коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ

планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.

         Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Список используемой литературы:

1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.

3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.

4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

5.Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.

6.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.

7.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.

8.Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс]

9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.

10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383

Приложение1

Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения

Трудности

Категория детей с нарушением зрения отличается большим своеобразием клинических и психолого-педагогических проявлений в зависимости от выраженности и времени возникновения нарушений зрительного анализатора.

Принято выделять незрячих детей (тех, у кого отмечается медицинская или практическая слепота) и слабовидящих (тех, кто имеет частичную потерю зрения).

К слабовидящим относятся дети, имеющие остроту центрального зрения на лучше видящем глазу с коррекцией (очки, линзы) от 0,05 до 0,3.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки в отдельных зрительных функциях, например, атрофия или отслойка сетчатки.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения. Дефекты речевого развития наблюдаются у всех детей с нарушением зрения.

Категория наших детей по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: гиперметропия (дальнозоркость), миопия (близорукость), астигматизм, косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия. 

При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока.

При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены.

В случае астигматизма, вследствие деформации глазного яблока, на сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие,

к развитию амблиопии.

При слабовидении зрительное восприятие серьезно нарушено, но все же сохранено, следовательно, имеется возможность получения информации об окружающем через зрительный анализатор.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта.

Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия,  наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.

На основе ранее сказанного можно представить определенным образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

- нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.,

- обедненность представлений и образов предметов

- нарушение двигательной сферы,

 - нарушение эмоционально-волевой сферы,

При медицинской слепоте полностью отсутствует возможность воспринимать окружающий мир при помощи зрения, при практической слепоте сохраняется либо светоощущение, либо возможность частично воспринимать свет, цвет, контуры предметов.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходит изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей

 Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в формировании фонетической стороны речи, в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.

Дети с нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время.  разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. У детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное  оформление речи, ее бедность и монотонность. При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения.

Близорукость затрудняет видение удаленных предметов, при дальнозоркости возникают сложности опознания мелких объектов, расположенных на близком расстоянии.

Однако значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия предметов, процессов и явлений визуального характера – свет, цвет, которое у них  отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности, фрагментарностью, зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены.

Большие трудности возникают у них в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов и т. д. Все это объединяет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при  передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. Для них характерен так называемый вербализм — отсутствие представления, образа за произносимым или воспринимаемым словом, поэтому значения слов часто обеднены.

У детей возникают трудности в игре, учении, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слабовидящих сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т.д.).

У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве, существенно снижается двигательная активность. Дети отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития увеличиваются. Отсутствие или снижение зрения сдерживает естественный ход физического развития детей.

 снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;

проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребенка к само проявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.

Приложение 2

Создание специальных условий

 

Коррекция нарушения зрительных функций должна предусматривать создание специальных условий в образовательном учреждении:

- освещённость рабочей зоны в 500-1000 лк,

- соответствие мебели росту ребёнка,

- внутреннее оформление помещений должно быть разработано с учетом особенностей восприятия окружающего мира детей с нарушением зрения, которое обеспечивает им безопасное и комфортное передвижение. При выборе цветового решения интерьеров рекомендуется учитывать эффект лучшего распознавания объектов красного и желтого цветов на ахроматическом фоне, а ахроматических объектов — на синем и желтом фоне.

Всюду - на дверях, притолоках, в углах – должны быть наклеены крупные разноцветные метки, чтобы дети видели границы предметов и не натыкались на них. Для этой же цели все плинтусы в садике специально выкрашены в контрастные цвета.

Контрастное по цвету и фактуре поверхности оформление перил и краев ступеней выполняет предупредительную функцию.

При оформлении стен классов, спален должна быть учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схем Базарнова, различных лабиринтов, заслонённых изображений предметов, выполненных на потолочных плитках. Такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время. Изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

При прохождении лабиринтов могут использоваться гимнастические катки. Дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся - выше уровня глаз. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.

Интересным приёмом является использование в качестве зрительных тренажёров гибких светящихся шнуров, чаще всего их используют при проведении зрительных гимнастик.

- игровые панели и тактильные панно с использованием различных природных материалов способствуют созданию психологической комфортности, обеспечивают возможность для большего образовательного взаимодействия с окружающей средой для всех детей;

- направляющие вдоль стен коридоров обеспечивают незрячим детям непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Мягкие направляющие и безопасное оформление углов, тактильные знаки и пространственные ориентиры около помещений необходимы для самостоятельной ориентировки незрячих детей, расширения запаса представлений об окружающем мире.

Неотъемлемой частью «безбарьерной» развивающей среды является сенсорная «Темная комната». На занятиях с детьми используются контрастное освещение и специальное оборудование, что создает максимально благоприятные условия для коррекции зрительного восприятия. В темной комнате абсолютно незрячие дети получают возможность увидеть луч света, учатся пользоваться остаточным светоощущением.

На территории учреждения можно создать «Сад ощущений» - прогулочная сенсорно-тактильная площадка для незрячих детей. Цель ее – создание исключительно безопасного, комфортного пространства, насыщенного обучающими элементами. Занятия на ней служат основой для целой серии упражнений, направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве, мышления и навыков принятия решения. «Сад ощущений» состоит из нескольких зон: тактильной, шумовой и водной.

В работе можно использовать систему 4-х углов, которая давно применяется в американской специальной педагогике. В каждом углу класса стоит невысокий столик с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного угла.

“Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки.

“Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук.

“Уголок ППД и ХБТ” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр.

“Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды: уточняются день недели, месяц, дата. Определяются, какой день был вчера, какой будет завтра.

Весь материал взаимозаменяем. Например, при изучении темы: “Фрукты” на столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.

Ученики могут подходить в любой уголок и именно с этой позиции начинается учебный день. Учитель же направляет их к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!”

Свободно подходя к столикам, дети учатся спокойно ходить по классу, не задевая столы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни

Для реализации плановой программы по уточнению сенсомоторных представлений у детей, освоению ими элементарных математических представлений на основе специального дидактического материала, для этого я использую настенное панно.

Большое внимание уделяется совершенствованию предметной деятельности, развитию сенсорики и зрительно-двигательной координации.

Обводка силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых.

Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений, лежащих в основе развития формообразующих движений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Формирование приемов и способов автоматизации изобразительных действий снимает зрительное напряжение, которое возникает тогда, когда дети слабо владеют навыками рисования и не умеют зрительно анализировать качество рисования.

Работа с использованием фланелеграфа, на котором дети составляют из частей целый предмет, сюжетную картину, способствует формированию у детей понимания структуры, строения предмета или сюжета. Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур, развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.

Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж».

Наши дети любят всё потрогать руками. Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Складывание фигурок из бумаги-оригами по мнению японских специалистов снимает избыточное нервное напряжение, улучшает память, внимание, речь, усидчивость, целеустремлённость, интерес к учёбе.

Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.), тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции, «Чудесные мешочки» - в холщовом мешке надо нащупать и правильно назвать какой-нибудь мелкий предмет.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи используются детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».

В классе можно создать маленькую библиотеку, уголок самообслуживания: зеркало, полочка для щеток, расчесок. Дети самостоятельно подходят и расчесываются, чистят одежду, обувь, пользуются зеркалом.

Необходимо создать электронную базу “говорящих” книг для детей, как для учебного процесса, так и для развития ребенка. Согласно тематических коллективных и индивидуальных запросов школьников начитывается на аудиокассеты материал по школьной программе и по внеклассному чтению. Чтобы увеличить и разнообразить книжный фонд библиотеки, можно выпускать рукодельные книжки-игрушки.

При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания.

Огромное значение имеет правильный подбор и условия предъявления наглядности :

- насыщенность цветов, высокий контраст,

- увеличение размеров демонстрационного материала в 1,5 раза,

- усиление контуров для улучшения опознания изображения,

- отсутствие лишних деталей в поле восприятия,

- экспозиция на уровне глаз,

- оптимальное время для рассматривания,

- использование подставки для перпендикулярности взгляда к плоскости листа.

Проблема, возникающая при подборе игр для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:

- цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. чёткие контуры изображений.

- отсутствие лишних деталей.

- идентичность игрушек реальным объектам.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Зрительная нагрузка № 1.

 Возраст детей – от 2-х до 4-х лет.   

Острота зрения – 0,01 – 0,3.

Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное).

Фиксация – не учитывается (центральная, нецентральная).

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет – оранжевый, красный, зеленый и их оттенки.

Размеры -  больше 2-х см (2 – 4 см - для раздаточного материала и 15 -20 см для демонстрационного).

Форма – разнообразная  (плоскостные изображения,  объемные).

Время проведения занятий – утро, полдень, вечер.

Количество в день – 2.

Продолжительность (в мин.) – 15 мин.

Характер упражнений:

При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции (взор вверх и вдаль).

При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь).

При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов.

Зрительная нагрузка № 2.

Возраст детей – от 2-х до 4-х лет.   

Острота зрения – 0,4 – 1,0

Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное).

Фиксация – не учитывается (центральная, нецентральная).

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет – разнообразный.

Размеры - от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и индивидуальных занятий).

Форма – объемные игрушки, различные предметы.

Время проведения занятий – утро, полдень, вечер.

Количество в день – 3.

Продолжительность – 15 мин.

Характер упражнений:

При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции (взор вверх и вдаль).

При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь).

При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов с использованием игрушек стереоскопического типа. На этом этапе можно проводить игры и упражнения, формирующие бинокулярное зрение.

Зрительная нагрузка № 3.

Возраст детей – 5 – 7 лет.   

Острота зрения – 0,01 – 0,3

Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное).

Фиксация –  нецентральная, устойчивая.

Вид косоглазия – не учитывается.

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет – желтый, красный, зеленый и их оттенки.

Размеры - от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и индивидуальных занятий).

Форма – разнообразная

Время проведения занятий – утро, вечер.

Количество в день – 3.

Продолжительность – 20 мин.

Характер упражнений – с привлечением всех анализаторов.

Зрительная нагрузка № 4.

Возраст детей – 5 – 7 лет.   

Острота зрения – 0,01 – 0,3

Характер зрения – не учитывается (монокулярное, одновременное, бинокулярное).

Фиксация –  центральная, нецентральная, устойчивая.

Вид косоглазия – не учитывается.

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет – желтый, красный, зеленый и их оттенки.

Размеры -  от 2-х см и меньше (для раздаточного материала и инд.занятий).

Формы – разнообразные.

Время проведения занятий – полдень и близко к полудню.

Количество в день – 2 – 3.

Продолжительность – 20 мин.

Характер упражнений – на локализацию.

Зрительная нагрузка № 5.

Возраст детей – 5 – 7 лет.   

Острота зрения – 0,4  – 1,0

Характер зрения – монокулярное, монокулярно – альтернирующее, одновременное.

Фиксация –  центральная.

Вид косоглазия – сходящееся.

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет - разнообразный.

Размеры – разнообразные.

Формы – объемные.

Время проведения занятий – полдень и близко к полудню.

Количество в день – 2 – 3.

Продолжительность – 25 мин.

Характер упражнений – на расслабление конвергенции (взор вверх, вдаль).

Зрительная нагрузка № 6.

Возраст детей – 5 – 7 лет.   

Острота зрения – 0,4  – 1,0

Характер зрения –  одновременное, бинокулярное неустойчивое.

Фиксация –  нецентральная.

Вид косоглазия – расходящееся.

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет - разнообразный.

Размеры – разнообразные.

Формы – объемные.

Время проведения занятий – любое.

Количество в день – 2 – 3.

Продолжительность – 25 мин.

Характер упражнений – на усиление аккомодации (взор вниз, вблизь).

   Зрительная нагрузка № 7.

Возраст детей – 5 – 7 лет.   

Острота зрения – 0,4  – 1,0

Характер зрения –  одновременно-бинокулярное неустойчивое.

Фиксация –  центральная.

Вид косоглазия – нет.

Характер учебно – наглядных пособий:

Цвет - разнообразный.

Размеры – разнообразные.

Формы – объемные.

Время проведения занятий – любое.

Продолжительность – 20 мин.

Характер упражнений – на стереоприборах

4) информационно – просветительская деятельность педагогов, родителей;

5) направления детей в глазные стационары для оперативной коррекции.

Приложение3.

Диагностическая программа специалистов

Воспитатель

        

Диагностическая программа

Направление КРР

Форма

Содержание

1. Понимание речи и речевая коммуникация:

 «Найди отличие в словах», «Объясни действия», «Подбери слово», «Объясни».

2. Выявление состояния фонематического слуха:

игра «Эхо», «Повтори», «Будь внимательным», «Угадай, сколько звуков».

3. Словарь:

«Угадай, что это?», «Кто что делает?», «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Подбери ряд слов».

4. Состояние слоговой структуры слова:

«Повтори за мной».

5. Связная речь:

«Расскажи сказку», «Перескажи», «Составь рассказ по картинке».

6. Выявление состояния грамматической стороны речи:

«Прятки», «Посчитай», «Назови правильно», «Назови».

7. Звукопроизношение:

«Назови правильно», «Повтори предложение».

8. Артикуляционный аппарат.

1. Развитие общей и мелкой моторики рук.

2. Развитие моторики речевого аппарата.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5. Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа.

6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

7. Развитие навыков чтения и письма.

фронтальные занятия;

подгрупповые занятия;

индивидуальные занятия;

интегрированные занятия;

 экскурсии;

инсценировки и драматизации;

конкурсы и тематические викторины;

совместная и свободная деятельность детей.

Артикуляционная гимнастика,

пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,

зрительная гимнастика,

дидактические игры, упражнения,

пословицы, поговорки, загадки, считалки, чистоговорки, логопедическое лото, предметно-сюжетные картинки,

графические диктанты,

подвижные игры.

Игры-соревнования,

Художественная литература.

Педагога- психолога

Диагностическая программа

Направления КРР

Форма

Содержание

Психол.качества

Методики

Понятийное интуитивное мышление

«Интуитивный речевой анализ-синтез»

«Интуитивный визуальный анализ-синтез»

Понятийное интуитивное мышление

Инд.

Подгр.

Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку- «Назови предметы одним словом», «Четвертый лишний», «Найди пару».

Игры и упражнения на мысленное установление сходства и различия, умение  делать выводы – «Сравни картинки», «Дорисуй, чтобы все предметы стали одинаковыми», «Кто что ест», «Аналогии».

Игры и упражнения на установление связей между предметами и явлениями –

логические квадраты, схемы, лабиринты, систематизация.

Игры и упражнения направленные на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами – лабиринты, пазлы, конструкторы, геометрическая мозаика.

Понятийное логическое мышление

«Речевые аналогии»

«Визуальные аналогии»

Понятийное логическое мышление

Инд.

Подгр

Понятийное речевое мышление

«Интуитивный речевой анализ-синтез»

«Речевые классификации»

«Речевые аналогии»

Понятийное речевое мышление

Инд.

Подгр

Понятийное образное мышление

«Интуитивный визуальный анализ-синтез»

«Визуальные классификации»

«Визуальные аналогии»

Понятийное образное мышление

Инд.

Подгр

Визуальное мышление

Тест Равена

Визуальное мышление

Инд.

Подгр

Абстрактное мышление

«Абстрактное мышление»

Абстрактное мышление

Инд.

Подгр

Скорость переработки информации.

Внимательность

Тест Тулуз- Пьерона

Внимание

Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте.

Игры и упражнения на развитие распределения внимания – «Шифровальщик», «Расставь знаки», «Найди такой же фрагмент», аппликации, пазлы, Тангран.

Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению, «Мешок», «Что изменилось».

Игры и упражнения на развитие переключение внимания – «Кольца», «Найди и вычеркни», «Слушай и хлопай»,цифровые таблицы.

Кратковременная зрительная и слуховая  память

«Кратковременная зрительная память»

Кратковременная зрительная и слуховая память

Инд.

Подгр

Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния.

Игры и упражнения для развития зрительной памяти- «Запомни и нарисуй»,аппликации, выкладывание узоров из палочек или геометрических фигур,«Что изменилось», «Разложи по памяти».

Использование игр и упражнений для развития слуховой памяти – «Эхо», «Ассоциации», «Выполни действия»,заучивание стихотворений, перессказ текста.

Игры и упражнения для развития двигательной, тактильной и эмоциональной памяти- «Пиктограммы»,подвижные игры и танцевальные движения, пластические этюды.

Речевое развитие

«Речевые антонимы» «Речевые классификации»

 «Произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений)»

Речевое развитие

Инд.

Подгр

Упражнения для слухового восприятия и обогощение речевого опыта.

Чтение .

Игры на установление связей и отношений с использованием речевых высказываний.

Методичное  подробное проговаривание всего, что  делают, объяснение.

Придумывание вопросов и ответов на них.

Упражнения для развития вербального мышления.

Игры для развития произвольной логической памяти.

Прямая работа с памятью, посредством заучивания стихов, слов, фраз пользы не приносит.

Расширение общей осведомленности

Разъяснении значений слов, обучении правильному их употреблению и грамотному построению предложений

Зрительно- моторная координация.

Игры и упражнения направленные на развитие сенсорных эталонов – «Найди квадрат», «Залатай коврик», «Дорисуй бусы», «Найди пару».

Игры и упражнения направленные на развитие целостности восприятия- «Дорисуй недостающую деталь», «На что это похоже», «Какие фигуры спрятались».

Игры и упражнения направленные на установление связей между пространством, временем, количеством – «Времена года», графический диктант, составление узоров и фигур, составление бус, поделки из бумаги, сериационные ряды и последовательные картинки.

Использование пальчиковой гимнастики.

Работа с пластилином, аппликация, поделки из бумаги, изготовление бус .

Использование мозаики, собирание пазлов, «Тангран».

Использование прописей, шаблонов, раскрасок.

Срисовывание, дорисовывание, обводка по контуру , штриховка.

Тревожность

Тест Тэммл-Дорки-Амен

Коррекция эмоционально- личностного развития

Инд.

Подгр

Индивидуальная игровая терапия- подвижные, познавательные игры.

Сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком.

Психогимнастика.

Арттерапия – работа с красками, пластилином,

Релаксационные упражнения – нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Учителя- логопеда

Диагностическая программа

Направление КРР

Форма

Содержание

1. Понимание речи и речевая коммуникация:

 «Найди отличие в словах», «Объясни действия», «Подбери слово», «Объясни».

2. Выявление состояния фонематического слуха:

игра «Эхо», «Повтори», «Будь внимательным», «Угадай, сколько звуков».

3. Словарь:

«Угадай, что это?», «Кто что делает?», «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Подбери ряд слов».

4. Состояние слоговой структуры слова:

«Повтори за мной».

5. Связная речь:

«Расскажи сказку», «Перескажи», «Составь рассказ по картинке».

6. Выявление состояния грамматической стороны речи:

«Прятки», «Посчитай», «Назови правильно», «Назови».

7. Звукопроизношение:

«Назови правильно», «Повтори предложение».

8. Артикуляционный аппарат.

1. Развитие общей и мелкой моторики рук.

2. Развитие моторики речевого аппарата.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5. Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа.

6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

7. Развитие навыков чтения и письма.

фронтальные занятия;

подгрупповые занятия;

индивидуальные занятия;

интегрированные занятия;

 экскурсии;

инсценировки и драматизации;

конкурсы и тематические викторины;

совместная и свободная деятельность детей.

Артикуляционная гимнастика,

пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,

зрительная гимнастика,

дидактические игры, упражнения,

пословицы, поговорки, загадки, считалки, чистоговорки, логопедическое лото, предметно-сюжетные картинки,

графические диктанты,

подвижные игры.

Игры-соревнования,

Художественная литература.

Приложение 4

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы специалистов с воспитанником

        Фамилия, имя воспитанника :                                                                                                               Возраст:

        Группа:                                                                                                                                                     Дата заполнения:

         

        Диагноз:        Острота зрения             Угол косоглазия               .Зрительная нагрузка              Группа здоровья                      Физ.группа 

        Рекомендации ПМПК

Актуальный уровень развития

Задачи на период

 с октября по январь

Содержание

1

2

3

Развитие зрительного восприятия

Ответственный: воспитатель

Испытывает трудности при  зрительном, тактильном  обследовании  предметов. Затрудняется в определении оттенков и насыщенности цвета. Самостоятельно не выполняет составление картин по образцу, словесному описанию, схеме. Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объёмные фигуры (шар, конус, куб, призма) по наводящим вопросам педагога.

Не умеет выполнять зрительный анализ формы и величины предметов, выделять величину  реальных предметов. Не может словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах. Инструкцию  выполнения удерживает плохо. Низкий уровень осязательной чувствительности. Испытывает трудности при осязании геометрических форм.

 С помощью педагога дифференцирует левые и  правые части собственного тела. Не определяет  расположение предметов  в ближнем и дальнем пространстве. Ориентируется на плоскости  альбомного листа, фланелеграфа  (вверху, внизу, в середине, а  левую, правую стороны самостоятельно не определяет). Знает, называет свои имя,  фамилию, отчество не называет.  Словесный портрет не составляет.  Мышцы рук вялые. Узнаёт, называет пальцы рук.  Выполняет поочерёдное сгибание и разгибание пальцев на левой и правой руке. Выполняет пробу «Кулак – ребро – ладонь», «Ушки зайчика», «Кольцо», «Коза», некоторые пальчиковые гимнастики в медленном темпе и по показу или вместе с педагогом. Пуговицы, молнии не застёгивает.  Инструментами для рисования (кисточкой, карандашами, трафаретами), аппликации (ножницами) владеет слабо.

Графический навык    слабо сформирован: карандаш удерживает правой  рукой, захват правильный. Выполняет  штриховку горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями. Навык копирования простых фигур по точкам  отсутствует. Умение обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от  бумаги  низкого уровня.

Развивать:

-целостность восприятия предметов, объектов при выделении основных признаков;

-приёмы осязательного обследования геометрических форм, тел, натуральных предметов, игрушек;

- мелкую моторку  при выполнении пальчиковых гимнастик, проб;

- зрительно – моторную координацию при  лепке, работе с трафаретом, раскрашивании, рисовании, штриховке  вертикальными, горизонтальными линиями;

-пространственное восприятие при ориентировке на себе, от себя, на  альбомном листе;

- социально бытовую ориентировку в процессе прогулок, экскурсий по детскому саду, участкам, ближайшему микрорайону; при рассматривании картин, книг, фотоальбомов.

- Зрительные, пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами, с речевым сопровождением,  игры с предметами в соответствии с требованиями лечебно – восстановительной работы.

- Игры, упражнения  по развитию, активизации и тренировке зрительных функций различения, фиксации, прослеживания, локализации.

Дидактические игры и упражнения:

- на развитие и закрепление умения анализировать основные признаки предметов

- на отбирание и словесное обозначение величин реальных предметов, установление взаимосвязей между предметами по величине

- на развитие умения располагать на фланелеграфе, столе, листе  предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, на развитие глазомера;

- на развитие мелко й моторики: «Мозаика», конструирование, лепка, рисование по трафарету, по контуру, раскрашивание, составление целой картинки из частей, дорисовывание предметов;

- на обучение предметно-практической деятельности;

- игры с Монтессори материалом;

-на развитие обследования предметов осязательно

 - на познание самого себя

-на знакомство с  помещениями детского сада.

-застёгивание пуговиц, молний, складывание своих вещей на стул и т.д.;

Пользование предметами быта в групповой комнате, кабинете.

Психическое развитие

Ответственный: педагог- психолог

Для ребенка характерно общее недоразвитие всех психических функций; интеллектуальная недостаточность сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Понятийные формы мышления и  речь плохо развиты, требуется постоянная помощь взрослого в овладении новым материалом, повторение и дробление информации и инструкций, дополнительное разъяснение и показ.

Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Самостоятельных выводов даже при хорошо знакомых посылках не делает.

 Ребенок хочет участвовать в учебном процессе, но логику заданий не улавливает (поднимает руку, а отвечать не может).

Со знакомыми людьми контактна, не агрессивна.

1. Развитие мыслительных операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение.  

2. Развитие  такие параметров высших психических функций, как объем восприятия, объем и прочность памяти, объем, распределение и переключаемость внимания.

3. Развитие понятийных форм мышления.

4. Пополнение  и уточнение  знаний и представления об окружающем мире людей, предметов и явлений через  расширение объема активного и пассивного словаря.

Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку; на мысленное установление сходства и различия, умение  делать выводы;  на установление связей между предметами и явлениями;  на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами.

Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте.

Игры и упражнения на развитие распределения внимания .

Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению.

Игры и упражнения на развитие переключение внимания .

Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния.

Игры и упражнения для развития зрительной ,  слуховой , тактильной , двигательной памяти.

Речевое развитие

Ответственный: учитель-логопед

Понимание обращенной речи на бытовом уровне.

Связная речь сформирована на низком уровне.

Составление рассказа по картине и по серии картин недоступно.

Пересказ затруднен.

При составлении рассказа-описания перечисляет лишь отдельные признаки.

Словарный запас ограничен, затрудняется в названии частей предметов.

Грубо нарушен грамматический строй речи.

Отмечается нарушения согласования различных частей речи.

Навык словообразования в стадии формирования.

Большое количество ошибок в воспроизведении слогового контура слов.

Наиболее типично сокращение количество слогов.

Звукопроизношение нарушено: свистящие заменяет на шипящие, шипящие – губно-зубные, Ч на Т, соноры Л на У, Р на Л’.

Развивать умение  вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделят название предметов, действия, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего понимания слов.

Активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка.

Развивать самостоятельно фразовую речь.

Учить различать речевые и неречевые звуки.

Формировать правильное звукопроизношение: постановка и автоматизация шипящих звуков.

Развивать быстроту координации движения.

Формирование учебных навыков:

а) направленность внимания на учителя-логопеда;

б) понимание и выполнение инструкций;

в) осуществление самоконтроля;

г) коррекция поведения и игровой деятельности.

Развитие лексической стороны речи:

 а) знакомство с основными словами;

б) конкретизация знакомых и новых слов;

в) формирование обобщающей функции слова.

Развитие грамматически правильной речи (словесные, дидактические, наглядные игры).

Развитие навыков связной грамматически правильной речи (умение отвечать на вопросы).

Развитие внимания к звуковой стороне речи: выделение и определение звуков в окружающей действительности.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).

Формирование правильного звукопроизношения:

а) постановка свистящих звуков;

б) автоматизация свистящих звуков.

Физическое развитие

Ответственный: инструктор по физической культуре

Ходит прямо, не «шаркая» ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполняет задания: остановиться, присесть, повернуться.

При беге сохраняет равновесие.

По ограниченной плоскости сохраняет равновесие.

Ползает на четвереньках, лазает по гимнастической стенке произвольным способом.

При прыжках отталкивается плохо на двух ногах.

Умеет катить мяч в заданном направлении, бросает мяч двумя руками; ударяет мячом об пол.

Метает предметы.

Плохо отталкивается в прыжках на двух ногах.

Учить выполнять упражнение на координацию ног: касаться носком одной ноги пятки другой: пяткой ноги касаться носка, но выставлять поочередно ноги вперед, в сторону, назад.

Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах.

Учить перекладывать мяч из одной руки в другую.

Учить метать в корзину (со звуковыми ориентирами).

Учить отталкиваться на двух ногах.

Ходьба с заданием  на носках, руки вверх, высоко поднимая колени, руки в стороны.

Бег с подскоками, бег по ребристой дорожке.

Ползание на четвереньках с подлезанием под дуги.

Ползание по гимнастической скамейке.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Метание набивного мешочка правой и левой рукой .

Подписи членов ПМПк:

Руководитель ОУ _________________________________________________________

Заместитель заведующего по ВМР ___________________________________________

                                                     

Педагог- психолог_________________________________________________________

Воспитатель_______________________________________________________

Учитель- логопед ____________________________________________________________

Инструктор по физической культуре ____________________________________________

Дата_________

Приложение 5

План взаимодействия специалистов в процессе психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ

Этап

Цель

Содержание

Участники

1.Этап сбора и анализа информации

Сентябрь-октябрь

Оценка  контингента воспитанников для учёта особенностей развития , определения специфики и их образовательных потребностей;

оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

 

Информационно -аналитическая деятельность

1.Анализ  рекомендаций ПМПК (по каждому воспитаннику).

2. Консультация врача- офтальмолога по особенностям работы с воспитанниками, исходя из диагноза  нарушения зрения.

3. Консультация  тифлопедагога по работе с детьми с нарушением зрения (зрительная нагрузка, требования к дидактическому материалу, зрительно- охранительный режим).

4.Комплексное  обследование воспитанников специалистами.

5.проведение ПМПк.

 6. Составление комплексной    индивидуальной  коррекционно- развивающей программы работы с воспитанником.

7. Составление комплексного плана оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи.

Заведующий МБДОУ

Заместитель заведующего по ВМР.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Воспитатели.

Инструктор по ФК.

Музыкальный руководитель.

2.Этап планирования, организации, координации

Октябрь- декабрь

Организованный  образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с  ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

Организационно -исполнительская деятельность

Формирование коррекционных групп.

Составление сетки коррекционных занятий специалистов.

Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с воспитанниками .

Осуществление тематического подхода в планировании коррекционной работы.

Выполнение всеми участниками коррекционного процесса единого зрительно- охранительного режима.

Соблюдение индивидуально- дифференцированного подхода.

Создание специальной предметно- развивающей среды.

Заместитель заведующего по ВМР.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Воспитатели.

Информационно- просветительная деятельность

Консультативно- информационная помощь педагогам в организации индивидуальных занятий с детьми.

Консультативная деятельность с родителями (по плану и по запросу)

Проведение клуба для родителей «Содружество»- ежеквартально

Выпуск журнала для родителей «Территория детства»- ежемесячно.

Анкетирование родителей и педагогов.

 Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов.

День открытых дверей.

Неделя психологии, логопедии, тифлопедагогики.

Заведующий МБДОУ

Заместитель заведующего по ВМР.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Методическая деятельность

Взаимоконсультации

Взаимопосещения занятий- групповых;  индивидуальных;  интегрированных

Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная)

Работа в творческой группе.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

3.Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Январь, май

Констатация  соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Контрольно -диагностическая деятельность

Мониториг эффективности корр работы.

Коллегиальное заключение по оценке динамики развития воспитанников.

Заключение по итогам коррекционной работы ( диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп).

Заведующий МБДОУ

Заместитель заведующего по ВМР.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Воспитатели.

Инструктор по ФК.

Музыкальный руководитель

4.Этап регуляции и корректировки 

Февраль- апрель

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

Регулятивно-корректировочная деятельность

Внесение поправок и дополнений в программы и план.

Формирование коррекционных групп.

Составление сетки коррекционных занятий специалистов.

Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с воспитанниками .

Осуществление тематического подхода в планировании коррекционной работы.

Выполнение всеми участниками коррекционного процесса единого зрительно- охранительного режима.

Соблюдение индивидуально- дифференцированного подхода.

Создание специальной предметно- развивающей среды.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Информационно- просветительная деятельность

Консультативно- информационная помощь педагогам в организации индивидуальных занятий с детьми.

Консультативная деятельность с родителями (по плану и по запросу)

Проведение клуба для родителей «Содружество»- ежеквартально

Выпуск журнала для родителей «Территория детства»- ежемесячно.

Анкетирование родителей и педагогов.

 Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов.

День открытых дверей.

Неделя психологии, логопедии, тифлопедагогики.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.

Методическая деятельность

Взаимоконсультации

Взаимопосещения занятий- групповых;  индивидуальных;  интегрированных

Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная)

Работа в творческой группе.

Учитель- логопед.

Педагог- психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа педагога-психолога и план работы кружка «Интеллект».

Раннее интеллектуальное развитие в детских образовательных учреждениях стало популярным. Родители и профессионально подготовленные педагоги действительно заинтересованы в раннем развитии ребёнка. Особ...

План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»

План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».  Педагог-психолог организует свою работу в образовательном ...

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.Тема: «Работа с детьми группы риска» Цель: 1.      Знакомство педагогов с понятием «группа риска&raqu...

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с с...

Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Реализация педагогического взаимодействия с педагогом - психологом в ходе работы с детьми с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте

Презентация по реализации взаимодействия с педагогом - психологом в ходе работы с детьми ОВЗ в младшем дошкольном возрасте....