муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3» Кобзева Марина Александровна, учитель-логопед, Дмитриева Иванна Валерьевна, ПДО по ритмике.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кобзева Марина Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Кобзева Марина Александровна, учитель-логопед,

Дмитриева Иванна Валерьевна, ПДО по ритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kobzeva.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Кобзева Марина Александровна, учитель-логопед,

Дмитриева Иванна Валерьевна, ПДО по ритмике.

Интегрированный подход

к организации образовательной деятельности дошкольников

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем нашего времени.  Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Наши дети буквально «приросли» к телефонам, телевизорам, компьютерам. В результате – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания, а речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием ребенка.

Все вышеизложенное и побудило нас заняться проблемой устранения нарушений звукопроизношения посредством использования степ- логоритмики.

Мы постаралась систематизировать знания, полученные в ходе изучения литературы по данной проблеме, наметили пути коррекционной работы по автоматизации звуков с применением степ-логоритмики в группе комбинированной направленности детей 5-7 лет.

Степ-аэробика - это один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг". Под воздействием упражнений на степ-платформе улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений по темпу и интенсивности. Ее выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различных частей тела (руками, головой). Каждый аэробный комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких результатов:

- стать сильным и гибким, стройным и подтянутым;

- получить ощущение физического и психического расслабления;

- улучшить координацию движений, развить чувство ритма;

- повысить физическую активность.

Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

- в форме непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-30 мин;

- как часть занятия с предметами и без;

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

Степ-платформа используется разнообразно:

- в качестве оборудования для формирования основных видов движений: (бег, ходьба, прыжки, ползание);

- для подвижных игр как детей старшего, так и младшего дошкольного возраста, проведения эстафет, индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. 
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции и развитие фонематического слуха;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.                                      

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Все вышеизложенное и побудило нас заняться проблемой устранения нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, с использованием степ-логоритмики.

Степ-логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений основных движений, подвижных игр на степах.

Детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Логоритмические игры с использованием степ-платформы, направленные на развитие координации речи с движением, одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. Наличие танцевальных элементов способствует повышению функциональных способностей детского организма.         

В процессе таких занятий, мы пришли к выводу, что логоритмические игры с использованием степ-платформы оказывают положительное влияние на:

- развитие внимания, памяти, сообразительности, ориентировки в пространстве, творческой активности детей;

- формирование двигательных навыков при выполнении заданий, повышение активности речи;

- воспитание чувства ритма, гармоничности движений.        

Предполагаемый результат:

- дети активно участвуют в разных видах занятий по физкультуре, ритмике;

-  выполняют логоритмические движения на степ-платформе: «Базовый шаг», «Шаг вправо-влево со степа», «Выпад на степ», «Шаг через платформу», «Шаг- колено», «Шаг- бэк», «Шаг- кик», «Ви- степ»;

- дети согласуют речь и движение;

- дети соблюдают общие требования и правила при выполнении различных физических упражнений и игр.

Данный опыт по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников нацелен на коррекцию нарушенных звуков в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством их автоматизации с использованием степ-платформ.  Актуальность разработки данного материала вызвана тем, чтобы показать, какие нетрадиционные приемы можно использовать в коррекционной деятельности с детьми.

Нами были разработаны интегрированные занятия по развитию логоритмических упражнений с использование степ-платформ. Данный опыт работы будет интересен и полезен педагогам по ритмике, учителям-логопедам, воспитателям, родителям воспитанников.

             

 Список литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами». - М.: 2006.
  2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: 2012.
  3. Ильина О.В., Дудка И.С., Гальцова П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТС Сфера, 2008.
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. - М.: 1973.
  6. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.
  7. Лопухина И.С. Речь, ритм, движени.- М.: 2001.
  8. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: 2014.
  9. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: 2002.
  10.  Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: 2009.
  11.  Издательский Дом Образование Плюс Логопед в детском саду. - М.: 2009.
  12.  МЦФЭР Ресурсы образования Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - М.: 2009.
  13.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район...

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Образовательная программа дошкольного образования  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка» (далее Пр...