Преемственность в работе логопеда ДОУ и учителя.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Преемственность с позиции школы- опора на знания умения навыки которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с позиции ДОУ- это ориентация на требования школы, формирование знаний, умений, навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под преемственностью  в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.

Преемственность с позиции школы- опора на знания умения навыки которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с позиции ДОУ- это ориентация на требования школы, формирование знаний, умений, навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Перед вами модель преемственности.

Учитывая нарушения речи детей предлагается взять за основу стимулирующий мотивационный компонент (личностный аспект ребёнка) и процессуально-деятельностный. Схема сформулирована Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным. « В её основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования преемственность которых создаёт единство психического развития ребёнка» В.В.Давыдов

 Анализируя данные мониторинга здоровья первоклассников видим, что здоровых детей мало. Одной из задач здоровьесберегающей педагогики является сохранение высокой работоспособности, исключая переутомление. Одна из главных причин, мешающих успешно адаптироваться ребёнку в школе, является речевое недоразвитие.

Взаимодействие дошкольной и школьной логопедической служб помогает осуществлять комплексный подход в коррекции речевых нарушений и сводит к минимуму трудности возникающие у детей.

Вопрос преемственности дошкольного образования и школы актуален и в настоящее время.

Условия для успешного осуществления преемственности:

–усовершенствование форм методов логопедического воздействия. Возможность использования многообразных форм развития и обучения детей с речевыми нарушениями на интегрированной основе, включая детские виды деятельности.

-совершенствование образовательного содержания коррекционных программ в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Обеспечение востребовательности «предыдущего в настоящем»

-поддержка речевой индивидуальности ребёнка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактика вторичных нарушений. Ознакомление с анамнезом, планом сопровождения, икрм ребёнка. Разработка индивидуального коррекционного развивающего маршрута на основании заключений ПМНК. Отслеживание результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.

-поддержание развивающей предметной среды, как в ДОУ так и в начальной школе. Функционально-моделирующее содержание детской деятельности.

В настоящее время интеграция в общество детей с ОВЗ является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями речи.

Дефицит концентрации памяти, внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому понятие « готовности к школьному обучению» для детей логопедических групп является одним из актуальных. С одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны констатируется дисграфия и дислексия. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиции системного строения речевой деятельности и не допустить отставания в усвоении программного  материала. Во главу угла каждый учитель ставит характер допущенных ошибок, чтобы спланировать коррекционную работу, а учеников учит самоконтролю. Создаёт ситуации «успеха», поощрение и поддержка его первых достижений.

Причины препятствующие преемственности:

  • Дети идут в разные школы, сложно проследить динамику их развития.
  • Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о содержании логопедичекой  работы в ДОУ и учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с программами школ.

Таким образом вопрос преемственности остаётся актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ

Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов ДОУ...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя

В данном материале представлена краткая таблица по работе учителя-логопеда и воспитателей, которая, с одной стороны, разделяет, а , с другой строны, дополняет коррекционную работу по преодолению речев...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».

Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при  совместной, квалифицированной, комплексной и систематической  работе логопеда, во...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей...

Родительское собрание «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Родительское собрание  «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»...