Семинар-практикум " Эффективные приемы работы с детьми с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике

Срещикова София Александровна

Семинар-практикум " Эффективные приемы работы с детьми с ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effekt.priemy_obraz.raboty_s_detmi_s_zpr_1.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Эффективные приемы образовательной работы с детьми с задержкой психического развития

Выполнила: Срещикова С.А.,

учитель – дефектолог

Советский, 2019г.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд существенных особенностей (значительное снижение работоспособности, памяти, внимания; затруднение усвоения навыков чтения, письма счета, легкие нарушения речевых функций, личностных особенностей, недоразвитие эмоциональной сферы, длительное сохранение игровых интересов).

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития строится в зависимости от степени дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей.

В детском саду обучаются два воспитанника с ЗПР. К каждому ребенку применяется разный подход в обучении.

Основными задачи учителя-дефектолога при работе с детьми с ЗПР:

  • создание возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребёнка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР:

  • индивидуальный и дифференцированный подход,
  • снижение темпа обучения,
  • структурная простота содержания знаний и умений,
  • наглядность,
  • возврат к уже изученному материалу,
  • развитие самостоятельности и активности детей.

В работе использую здоровьесберегающие технологии:

  • зрительная гимнастика,
  • развитие общей моторики,
  • оздоровительные паузы,
  • развитие мелкой моторики,
  • массаж и самомассаж,
  • динамические паузы,
  • релаксация,
  • гимнастика дыхательная,
  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),
  • коммуникативные игры,
  • технологии музыкального воздействия,
  • кинезиология

Эффективные приемы работы с детьми с ЗПР:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание, оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний воспитанников, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов занятия, которые нужно запомнить в течение занятия). Используется для оказания помощи при выполнении заданий.

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с задержкой психического развития, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.

Работа воспитанников со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

В связи с тем, что моя творческая тема затрагивает методы арт-терапии, хотелось бы привести в пример эффективного приема работы с детьми с ЗПР: лечебную арт-терапию

Цветотерапия. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему.

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски».
Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого. Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

Использование нетрадиционных техник рисования как средства эстетического воспитания обучающихся с ЗПР

  • Рисование ладошкой
  • Тампонирование (Прием рисования поролоном разнообразной формы. Фигуры из поролона обмакиваются в краску и отпечатываются на бумаге, что позволяет создать эффект объемности изображения).
  • Оттиск мятой бумагой
  • Отпечатки листьев
  • Рисование свечой (Сначала наносится рисунок на лист бумаги свечой, затем все окрашивается акварельной краской).
  • Монотипия (Лист бумаги слаживается вдвое и на одной стороне рисуется половина симметричного рисунка. Краска наносится обильно, чтобы не успела высохнуть. Далее лист складывается по линии сгиба, рисунок симметрично отпечатывается на второй половине листа).
  • Рисование по мокрому
  • Рисование жесткой полусухой кистью
  • Граттаж (Цветной фон наносится на бумагу и подсушивается. Затем фон полностью затирается воском или парафином. Далее смешивается черная гуашь и шампунь, данной смесью покрывается парафиновый лист. В заключении берется заостренная палочка и процарапывается необходимое изображение).
  • Рисование манной крупой (Основа изображения создается с помощью красок. Некоторые элементы покрываются клеем, затем посыпаются манной крупой. Получившаяся композиция окрашивается нужными цветами).
  • Рисунок целлофаном

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой.
  • Улучшается психическое здоровье.
  • Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  • Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
  • Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
  • Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.
  • Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
  • Повышаются адаптационные способности.
  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Также в своей практике я использую книжки из фетра: «Умные книжки»

Это уникальная  игрушка, развивающая мелкую моторику рук,  помогающая овладеть ребенку многими полезными навыками (к примеру, основные виды застежек), знакомящая с основными понятиями (понятие больше — меньше, цвета радуги, счет и многое другое), а также просто незаменимая вещь, чтобы надолго увлечь малыша.

Вышеперечисленные методы изотерапии помогают ребенку также совладать с агрессией и беспокойством. Хотелось рассказать о немало важном: способы построения взаимоотношений с обучающимися с ЗПР, имеющими высокий уровень агрессивности

  1. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.
  2. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки
  3. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
  4. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться , и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
  5. Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
  6. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
  7. Приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизн...

Семинар-практикум для педагогов «Особенности работы с детьми ММД».

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей, факторы влияющие до рождения ребенка, симптомы, методика работы с детьми ММД....

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг.Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с другом за руку, плечами, спинами, поздоровайтес...