Статья из опыта работы «Роль психотехнической игры при работе с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике

Елькина Елена Александровна

Данный материал раскрывает роль психологической тгры при работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад комбинированного вида №79 Выборгского района

Статья из опыта работы

«Роль психотехнической игры

 при работе с  дошкольниками»

Воспитатель

Елькина Елена

Александровна

Санкт-Петербург

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Поэтому деятельность педагога должна быть направлена, в том числе, и на обеспечение эмоционального комфорта воспитанников, их психологической безопасности. Полноценному  включению ребенка в социум, в образовательную деятельность мешают его тревожность, неуверенность, психологическая замкнутость, переживания… Обязанность педагога помочь ребенку обрести внутреннюю гармония,  преодолеть свою неуверенность, настроить на сотрудничество. Ведь дети еще неспособны распознать и описать свои эмоции и  эмоции других. Кроме того, запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, злость) ведет к развитию агрессии, замкнутости. Особенно актуальным (по личному опыту) это является для детей, проходящих адаптацию, для воспитанников с ОВЗ. Для того чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание. Добиться психологического благополучия  можно различными педагогическими методами: музыкотерапия, сказкотерапия, уголки релаксации и др. 

Однако отдельно следует отметить игры на снятие психологического напряжения.  Ведь игра – средство совершенствования психических функций, коррекции неблагоприятных черт характера, устранения всевозможных страхов, перестройки отношений между ребенком и его ближайшим социальным окружением. Игра – самый доступный, понятный ребенку вид деятельности. Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе.

Вот некоторые примеры игр, используемые при работе:

«Назови ласково»

Дети по очереди называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

«Пожелания» (авторская игра)

Предложить детям сесть в круг. Воспитатель дает детям ранее изготовленный макет солнышка (количество лучиков по количеству детей) и предлагает подарить друг другу по лучику при этом что-то пожелав.

«Подари улыбку»

Дети под спокойную музыку улыбаются друг другу, далее педагог просит погладить по плечу соседа.

«Добрый ежик» (авторская игра)

Один из детей изображает ежика. Сначала педагог просит  ребенка изобразить «колючки», другие дети пытаются погладит «колючего» ежика, при этом изображая соответствующие эмоции. Далее педагог предлагает спрятать «колючки», дети снова гладят «ежика»

«Тот, кто сидит в пруду» (авторское упражнение)

Лучше проводить по подгруппам. Воспитатель раздает детям небольшие зеркала. Предлагает детям вспомнить сказку «Тот, кто сидит в пруду», задает наводящие вопросы (кто был в пруду, почему испугался Крошка Енот и т.д.).  Далее детям предлагается изобразить, смотря в зеркало разные эмоции. Сначала отрицательные (гнев, злость, недовольство). Потом воспитатель просит детей изобразить положительные эмоции (радость, смех, доброжелательность). В конце педагог спрашивает: какие отражения детям понравились больше.

«Раскрась настроение»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветик - семицветик, потом объясняет, что каждый лепесток соответствует определенному настроению: красный - бодрое, активное настроение (хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры), желтый - веселое настроение (хочется радоваться всему), зеленый - общительное настроение (хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними), синий - спокойное настроение (хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно),

фиолетовый - мне трудно понять свое настроение, серый -  скучное настроение (не знаю чем заняться), коричневый – я злюсь, обижен, черный – мне грустно, я расстроен.  После этого педагог дает детям раскраску и предлагает раскрасить ее тем цветом (или цветами), какое у ребенка сейчас настроение. После завершения работы воспитатель рассматривает раскраски и беседует с детьми об их настроении.

«Стул почета»  

Дети по очереди встают на стул и говорят : Я лучший, потому что… Каждый характеризует себя с положительной стороны. Остальные дети хлопают.          

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Потерявшийся котенок» (авторская игра)

Воспитатель вносит игрушку котенка (или любого другого животного)  и рассказывает детям, что малыш ушел от своей мамы и потерялся. Он очень напуган,  огорчен.  Ему страшно. Давайте поможем котенку, успокоим его. Дети по очереди утешают котенка, говорят ласковые слова, гладят. В конце «появляется» мама-кошка,  благодарит детей за помощь.      

Литература:

  1. Зеленцова – Пешкова Н. В. "Игротерапия для дошкольников". – Ростов -на - Дону: Феникс, 2014.- 156 с.
  2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. «Психологические занятия с дошкольниками». – Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
  3. Перунский В. В., Розанова Е. Г. «Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции». – М.: ВЛАДОС, 2013.- 124 с.

                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Что такое динамический час?Структура динамического часа.Формы проведения динамического часа....

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Статья "Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)".

Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности активности инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать пол...

Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"

Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенны...