Игры с сенсорными материалами в логопедической практике
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

В настоящее время из-за возрастания числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приемов в логопедической работе. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание, некоторые приемы методики М.Монтессори становятся все более актуальными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_sensornymi_materialami_v_logopedicheskoy_praktike.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с сенсорными материалами

в логопедической практике.

В настоящее время из-за возрастания числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приемов в логопедической работе. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание, некоторые приемы методики М.Монтессори становятся все более актуальными.

Психофизиологической основой речи служит функциональная система, включающая взаимодействие большинства анализаторов. Она опирается на согласованную работу различных областей коры головного мозга.

Наиболее интенсивно органы чувств развиваются в младшем и среднем дошкольном возрасте, поэтому включение сенсорных игр с детьми в работу логопеда дает высокие результаты. Далее приводятся примеры таких игр.

«Мешочки с зернами».

Цель – развитие тактильного гнозиса, вербально - тактильных ассоциаций.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- расширять и уточнять словарь признаков предмета;

- тренировать в составлении предложений;

- формировать навык дифференциации звуков [с] - [ш].

Коррекционно – развивающая: развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.

Корреционно – воспитательная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: 5 пар мешочков с различными видами круп (пшено, рис, овес, чечевица), кофе в зернах, ламинированные карточки с изображением этих круп.

Перед выполнением задания ребенку предлагается ознакомиться с крупами на карточках, затем, тщательно ощупывая мешочки, подобрать парные к картинкам.

Пособие позволяет уточнить и расширить словарь признаков предмета: «Зерна кофе какие?» - «Крупные, овальные, ароматные». «Чечевица какая?» - «Плоская, круглая».

Для развития умения составлять сложные предложения с союзом а ребенок ощупывает мешочки с разными крупами одновременно двумя руками, чувствуете, что крупинки отличаются друг от друга. Для введения игрового момента между двумя мешочками можно положить букву А: «Пшено мелкое, а кофе крупный». «Рис длинный, а пшено круглое».

Использование пособия для дифференциации звуков [с] - [ш] предполагает проговаривание ребенком своих действий: «Этот мешочек с пшеном, этот мешочек с овсом» и т.д.

Данное пособие можно использовать при работе с детьми с задержкой речевого развития для стимуляции появления глаголов изъявительного наклонения. Например:

Логопед: Что ты делаешь?

Ребенок: Ищу, кладу, несу и т.д.

В качестве усложненного варианта ребенка предлагается подобрать пары мешочков без зрительной опоры на картинку, затем с закрытыми глазами.

«Коробочки с запахами».

Цель – развитие обонятельного восприятия, вербально – обонятельных ассоциаций.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- расширять и уточнять словарь признаков предмета;

- тренировать в составлении предложений;

- формировать навык словоизменения существительных в родительном падеже.

Коррекционно – развивающая: развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.

Корреционно – воспитательная: формировать мотивацию к обучению.

Оборудование: пластиковые баночки с крышками с различными эфирными маслами и ароматизаторами: «мята», «лимон», «ваниль», «апельсин», «ель», «кедр», «кофе», картинки с изображением соответствующих ароматов.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, а затем подобрать к каждой из них соответствующий аромат. При введении незнакомого запаха логопед помогает.

Логопедическая работа по формированию словаря признаков и составлению сложных предложений строится по аналогии с первым пособием. Словарь ребенка обогащается прилагательными: «цитрусовый», «резкий», «древесный», «еловый», «кофейный», «терпкий», «сладкий» и т.д.

В качестве тренировки навыка словоизменения существительных в родительном падеже логопед показывает ребенку картинку и соответствующую баночку: «Это запах чего?». Ребенок нюхает, затем отвечает: «Ели», «Ванили», «Мяты», «Кедра» и т.д.

Коробочки с запахами могут использоваться в логопедической работе над лексическими темами «Фрукты», «Деревья», «Цветы» и т.д.

Применяя на логопедических занятиях сенсорный материал можно создать игровую ситуацию, которая способствует формированию положительного отношения к обучению, усиливает познавательные мотивы и речевую активность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни

Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни ...

Развитие детей младшего дошкольного возраста в играх с сенсорными материалами

Игры с сенсорным материалом, как средство развития общения детей младшего дошкольного возраста....

Игры с сенсорными материалами в логопедической практике

Игры с сенсорными материалами в логопедической практикеСегодня в связи с возрастани­ем числа детей с речевыми нару­шениями и сложной структурой дефекта существует потребностьв поиске новых, эф...

Доклад «Элементы сенсорной интеграции в логопедической практике»

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть...