Консультация для родителей и педагогов: " Детская инициативность"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Панина Наталья Сергеевна

Детская инициатива прежде всего внутреннее побуждение к новым формам деятельности,руководящая роль в каком -либо действии.Она является важнейшим показателем познавательной активности дошкольника.Что же делать?

 

1. Не перегружать. Стало модным так планировать жизнь ребенка, чтобы у него ни минуты не оставалось «на глупости». Расписание продумано до запятой — если он не делает домашнее задание, то занимается спортом, учит языки, осваивает творческие навыки, изучает дисциплины, которые не входят в школьную программу. Увы, слишком жесткий распорядок душит любую инициативу. У ребенка должно быть время, чтобы поскучать, поискать занятие по душе, попробовать разное и осознать, что ему нравится, а что нет.

2. Дать право решать самому. В каждом возрасте ребенок в чем-нибудь уже способен делать выбор сам — купить зеленую майку или красную; сначала погулять, а потом сделать уроки или наоборот; поехать на каникулы в детский лагерь или со взрослыми на море. Родители должны задать рамки, чтобы детское решение было безопасным и разумным — нельзя зимой пойти гулять без пальто и не годится приступать к домашнему заданию в полночь. Но в очерченном контуре дети должны учиться выбирать с ранних лет.

3. Ослабить контроль. Не надо нависать над головой, комментировать, поправлять, критиковать или даже хвалить каждое действие ребенка. Ему нужен не алгоритм и набор подсказок, не формирование условных рефлексов на «правильные» и «неправильные» действия, а практика в поиске решений и выходов из тупиков, опыт ошибок, разочарований и прорывов. Умудренность взрослых может увести в сторону, надо до всего дойти самому.

4. Поддерживать даже в спорных увлечениях. Мы хотим, чтобы ребенок изучал китайский язык, а он выбирает бокс? Не будем бить его по рукам, поддержим его, даже если уверены, что у него ничего не получится. Пусть попробует: во-первых, мы можем ошибаться, во-вторых, ребенку необходим опыт и неверных решений. И если мы были правы, не будем злорадствовать, а, наоборот, настоим на том, чтобы не бросал начатое слишком рано — он в любом случае обретет полезные навыки и закалит характер.

5. Находить и отмечать сильные стороны ребенка. Успех сопутствует тем, кто занимается делом, которым увлечен и к которому есть способности. Ребенок не всегда видит, в чем его сила, — родители могут подсказать и заодно помочь ему обрести уверенность в себе. Опираясь на свои способности и таланты, развивая их, ребенок достигнет большего, чем если будет концентрироваться на том, в чем слаб, надеясь подтянуться до среднего уровня. Невозможно быть отличником во всем — надо выбирать.

6. Не переходить на личности. Воспитание невозможно без критики. Все мы живые люди, иногда эмоции зашкаливают, и сгоряча мы можем наговорить много обидных слов. Это нормально, но есть одно табу — нельзя критиковать личность ребенка, нужно говорить о конкретных действиях. Мы говорим не о том, что он такой-сякой, а о том, что́ он сделал не так. Не «ты тупой и безмозглый!», а «ты поторопился, невнимательно прочитал задание, поэтому неверно его выполнил», или не «что с тебя взять!», а «ты не подумал о последствиях своего выбора, теперь приходится расплачиваться».

7. Показывать ребенку, что мы его любим даже в случае неудач. Если замахиваешься на что-нибудь значительное, обязательно совершаешь ошибки, набиваешь синяки и шишки. Даже небольшое поражение — это серьезное испытание для ребенка. В этот момент не только падает его самооценка, он боится, что если не оправдает родительских ожиданий, то будет нелюбим, отвергнут. Собрать силы и повторить попытку легче, если рядом есть люди, которые любят тебя просто потому, что ты — это ты, они не будут сыпать соль на рану и всегда будут на твоей стороне. Наша безусловная любовь — мощнейшая поддержка, помогающая ребенку реализовать свои возможности и таланты в полной мере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов детского сада : «Организация наблюдений с детьми младшего возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать....

Консультация для родителей и педагогов "Детская ложь"

Консультация для родителей и педагогов...

Консультация для родителей и педагогов детских садов "Дыхательная гимнастика"

В данной консультации представлены понятия, цели и задачи дыхательной гимнастики в ДОУ, приведены примеры....

Консультация для родителей и педагогов «Детская застенчивость»

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых....

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей и педагогов "Детская агрессия, что делать?"

В данной консультации раскрыто понятие "Детская агрессивность", названы причины и критерии агрессии, а также раскрыты методы снятия детской агрессивности....