План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Николаева Екатерина Валерьевна

План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:

актуальность работы над заданной темой;

цель и задачи;

элементы логоритмических занятий;

планирование по месяцам на 1 учебный год;

список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_nikolaeva_logoritmika.docx20.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планирование самообразования музыкального руководителя

Николаевой Е.В. на тему:

«Логоритмика – связь слова, музыки и движения»

Работа начата: 01.09.2018 г.

Предполагается закончить: 25.05.2020 г.

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни – это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А.И. Буренина

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

У детей с ОНР плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у них страдают  ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети  малоэмоциональны и  неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных,  музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

    Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Цель:преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развитие ориентации в пространстве и зрительно-моторных координаций;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма;
  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Список литературы:

  1. Г.П.Федорова «Поиграем, потанцуем»: СПб, Издательство «Акцидент», 1997г.
  2. О.А.Новиковская«Логоритмика»: СПб, «Корона принт», 2005г.
  3. А.И.Буренина  «Ритмическая пластика для дошкольников»:СПб, 1994 г.
  4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов:  М., 1997год.
  5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

Планирование на 2018-2019 уч.год:

Месяц

Методическая работа

Практическая работа

Сентябрь

М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

Разработка планов занятий.

Подбор практического материала.

Октябрь

О.А. Новиковская «Логоритмика»

Игры на развитие речевого дыхания.

Изготовление папки-передвижки «Логоигры».

Ноябрь

Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи»

Внедрение игр и упражнений на укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Декабрь

А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников»

Игры на развитие силы высоты голоса.

Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Январь

Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика»

Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь».

Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

Февраль

Т.А. Овчинникова «Пение и логопедия»

Игры-диалоги на развитие музыкально-ритмических движений.

Март

Е.Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста)

Игры и упражнение, направленные на развитие голосовых навыков.

Апрель

Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

Игры на развитие правильного звукопроизношения.

Май

И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков»

Методические рекомендации «Логопедические распевки».

Мастер класс « Дыхательная гимнастика Стрельниковой».

Активно в работе в течение всего времени используются интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования музыкального руководителя на 2017-2022 уч.гг.

План по самообразовании муз.рук на 2017-2022 уч.г...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

План самообразования музыкального руководителя

План самообразования музыкального руководителя...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Конспект круглого стола для музыкальных руководителей в форме интерактивной игры "Музыка и движение"

Интерактивная игра прошла на методическом объединении музыкальных руководителей....