Методическая разработка "Формирование представлений о квадрате"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Колтунова Светлана Александровна

Методическая разработка «Формирование представлений о квадрате»

Вид: коррекционное.

         Тип: формирование сенсорных эталонов.

Задачи:

1. Обогащение и расширение чувственного опыта:

-активизация и развитие зрительных функций  (развитие центрального зрения – острота (конструирование из палочек и магнитных шариков – квадрата);

-активизация и развитие сенсорных операций (узнавание (что это) , сличение (соотнесение фигуры с контурным изображением), локализация – найди по двум признакам (форма, величина) в разном пространственном положении (в крупе, горизонтальное и вертикальное расположение объектов), дифференциация – конструирование по образцу (квадрат, домик).

2. Формирование представлений о квадрате (4 одинаковые по длине стороны, 4 угла);

         3. Развитие свойств восприятия: соотнесение по величине (большой, маленький, больше маленького),  сукцессивность (последовательность выполнения - сначала большой квадрат, потом маленький и больше маленького), осмысленность (получился домик из квадратной формы, с маленьким квадратным окном и квадратной дверью по величине больше маленького квадрата);

4.Развитие зрительной наблюдательности (припоминаем и запечатлеваем форму и размер фигур после зрительной гимнастики, затем изображаем в действии) (Петушок что увидел? фигуру, покажите, какой формы, изобразим вместе, какой величины?);

5.Ориентировка в предметно-познавательном пространстве (работа с аппликационной картиной – составление домика из 3-х квадратов, составление квадрата из палочек);

6. Развитие и активизация речи детей:

  • обогащение активного и пассивного словаря (дети проговаривают название фигур, которые видят и создают, называют их величину, воспринимают новую информацию, отгадывают загадку);

Оборудование:

- игрушка Петушок (кукла Бибабо);

- домик (плоскостной);

- квадратная коробка с пшеном;

- формы-квадраты;

- палочки с магнитными шариками;

- весёлая мелодия.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: « Ребята, отгадайте загадку!:

Просто так, по пустяку, не пою «ку-ка-ре-ку», утро привечаю,

солнышко встречаю…»

Дети: «Петушок».

Воспитатель: «Правильно, молодцы».

(в это время из домика появляется петушок и здоровается с детьми)

Петушок: «Здравствуйте, ребята»!

Воспитатель: «Дети, посмотрите какой красивый гость к нам пришёл. Кто это? (ответы детей) Как он умеет «разговаривать»? (ответы детей)

Петушок: «Молодцы, ребята! Проходите ко мне в гости!»

Дети подходят к петушку.

Петушок: «Ребята, давайте поиграем?!»

Воспитатель: «Петушок приготовил нам много игр! Посмотрите, что это?»

Дети: «Коробка».

Воспитатель: «Правильно, молодцы. В коробке лежит крупа. Давайте её потрогаем».

Дети трогают крупу.

Петушок: «Может быть, там что-то есть? Поищите!»

Дети находят в крупе фигуры.

Воспитатель: «Ребята, возьмите каждый фигуру и присаживайтесь на своё место. Кладите фигуру перед собой на фланелеграф. Давайте проведём пальчиком по краю этой фигуры, от одного уголка к другому, вот так (показываю указкой на своей фигуре, прикреплённой к ковролину) это первая сторона, (затем вторая, второй угол, третья, третий угол и четвёртая сторона, четвёртый угол), стороны фигуры отличаются?»

Дети: «Нет, они одинаковые».

Воспитатель: «Правильно, все стороны одинаковые. Сколько их, давайте посчитаем?»

Дети: «4».

Воспитатель: « Да, а сколько углов? 1, 2, 3, 4 (вместе). Хорошо. Эта фигура называется квадрат».

Воспитатель: «Молодцы, а теперь кладите квадраты перед собой, и попробуем собрать квадраты из палочек и шариков, которые лежат в ваших тарелочках. Ребята, шариками мы обозначим углы квадрата. Посмотрите, пожалуйста, как нужно собрать из палочек квадрат. Сначала я кладу одну палочку-сторону, затем шарик, затем вторую, шарик, третью палочку, шарик и четвёртую палочку, шарик. Получился квадрат. А теперь вы соберите из палочек квадрат. Собрали. Какая фигура у вас получилась?»

Дети: «Квадрат».

Воспитатель: «Молодцы. А теперь присаживайтесь на квадратные подушечки, посмотрите на экран. Жил-был Петушок, он очень хотел себе квадратный домик, пошёл Петя по дорожке, смотрим на Петушка, следим за ним глазками; и нашёл Петя большой квадрат, это будут стены моего квадратного домика, ведь они все одинаковые, пошёл дальше, видит- маленький квадрат, это будет квадратное окно, идёт Петушок по дорожке (смотрим на Петю), навстречу квадрат поменьше большого, это будет квадратная дверь в моём квадратном домике. Обрадовался Петя! Теперь у него квадратный домик с квадратным окошечком и квадратной дверью!

А теперь ребята вспомним начало истории - жил-был Петушок, давайте покажем Петушка, вот какие у него крылья! Пошёл Петя по дорожке - как ходит Петушок? Правильно - вот так, что он нашёл сначала?»

Дети: «Большой квадрат».

Воспитатель: «Правильно. Давайте покажем. Пошёл Петя дальше. Какой квадрат нашёл?»

Дети: «Маленький».

Воспитатель: «Да, покажем вместе, вот такой маленький квадрат, правильно, а потом нашёл..?»

Дети: «Квадрат побольше маленького».

Воспитатель: «Покажем, вот такой, хорошо. Что Петушок сделал из этих квадратов?»

Дети: «Квадратный домик с квадратным окошечком и квадратной дверью».

Воспитатель: «Домик какой?»

Дети: «Большой».

Воспитатель: «Покажите. Правильно, молодцы, давайте покажем, как радовался Петушок, хорошо. Ребята, давайте теперь каждый попробует собрать такой же домик. Присаживайтесь на свои места. Перед вами на подставке 3 квадрата - большой, маленький и побольше маленького, попробуйте построить на фланелеграфе квадратный домик с квадратный окном и квадратной дверью, как у Петушка. Найдите пожалуйста большой квадрат, кладите его перед собой на фланелеграф, переверните и вы увидите контур, где располагается окно и дверь. Какой по величине квадрат вы возьмёте следующий?»

Дети: «Маленький».

Воспитатель: «Да, следующий Петя взял маленький квадрат, кладите его так, чтобы он не выходил за контур. Молодцы! Какой по величине был следующий квадрат?»

Дети: «Больше маленького. Петушок сделал из него дверь».

Воспитатель: «Правильно, молодцы, кладите его внутрь изображения двери, чтобы он не выходил за контур. Какой красивый квадратный домик получился у Паши,  у Полины и Кати! Молодцы! (Петушок подходит и хвалит каждого ребёнка).

Ребята нам пора прощаться с Петушком. Давайте, скажем до свидания Петушку».

Дети: «До свидания!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.pptx191.78 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

Методическая разработка "Игры с квадратом"

В материале предоставлен опыт работы одного из направлений по профилактике дисграфий....

Технологическая карта по НОД: ОО Познавательное развитие – Формирование элементарных математических представлений Тема: «Квадрат» 3-4 года

Цель: познакомить детей с геометрической фигурой - квадратФорма НОД: совместная деятельностьФорма организации: групповаяИнтеграция областей: социально-коммуникативнаяПланируемый результат: ...

методическая разработка НОД " Круг, квадрат, треугольник"

совершенствовать умение различать геометрические фигуры - круг, квадрат ,треугольник. Развитие мышления, памяти и вооброжения....

Конспект образовательного мероприятия по формированию элементарных математических представлений "Круг, квадрат"

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один,...

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем " День Победы" и "Наша Армия".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем "Наша Армия" и "...