Методическая разработка "Игры с квадратом"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

В материале предоставлен опыт работы одного из направлений по профилактике дисграфий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kvadratom_2.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №  39 "Золушка " г.Туапсе.

Составитель : учитель- логопед       Мохова Ирина Александровна

                     Из опыта работы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ: «ИГРЫ  С  КВАДРАТОМ».

ИГРЫ С КВАДРАТОМ.

  • «Нахождение букв в геометрической фигуре » - в приведенных квадратах предлагается найти спрятавшиеся буквы, например: У, М,Л, С,Г и т.д., выложить их контур из палочек.
  • «Рамки и вкладыши Монтессори» (4) - идея взята из трудов М.Монтессори. Идет развитие детей в нескольких направлениях:
  1. Вырабатывается умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости(зрительно и на ощупь).
  2. Готовит детей к  овладению письмом и рисованием- вырабатывать умение  владеть карандашом, дает «твердость» руки, различать границы фигур, видеть линии- контуры.
  3. Знакомство с геометрической терминологией- названия фигур.

 ЗАДАНИЯ:* «Найди вкладыши к рамкам и вставь их»

                          *» Обведи контур фигуры»

                          *»Кто нарисует больше фигур?»

                          *»Обведи вкладыши»- заштрихуй по образцу, разными способами.

                          *»Раскрась фигуры цветными карандашами»

                          *»Сделай фигуру с двойным контуром»

                          *»Сделай орнамент из фигур»

                          *»Узнай фигуру на ощупь» и т.д. Можно использовать самые разнообразные и другие задания.

  1. «Сложи квадрат» (4)- эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось сложить квадрат из нескольких кусочков различной формы. Б.П.Никитин предложил 24 различных вариантов разрезания квадрата с использованием разных цветов. Вершина усложнения игры- придумывание и усложнение новых квадратов.

  1.  «Домино»- используются различные виды.

  1. «Точечки»-

ЗАДАНИЯ :

В.1. «Разложи квадраты по цвету»

В.2. «Разложи квадраты по- порядку»

В.3. «Разложи красные, затем желтые и зеленые квадраты»

В.4. «Посчитать  точечки на квадратах»

В.5. «Сколько точек в одном ряду?» и т.д.

  •    Использование квадратной сетки    2 на 2.

         

 

  ЗАДАНИЯ:

     

  1.  «Передвигать плоские, объемные  фигурки людей(животных, предметы ЛЕГО, Киндер- сюрприза, различные предметы, геометрические фигуры и т.д.)»- по указанию логопеда, педагога: Правый верхний квадрат, левый нижний квадрат и т.д.
  2.  «4 лишний»- расположить 4 предмета, картинки. Ребенку необходимо выявить лишний предмет по какому- либо признаку, определить в каком квадрате он находится. Обосновать свой ответ.
  3. «Срисуй , запиши, выложи(можно использовать кассу букв) буквы»-

К

м

  -

Е

Й

 -

 у

Л

Ё

И

  1. «Сделай квадраты одинаковыми»

З

Р

  -

З

     

У

З

  -

З

 С

Я

Я

К

В

К

Задание № 3,№4 можно использовать с разным количеством клеток.

  1. «Срисуй цифры, буквы»

-

-

   -

Цифры используются как в написании индекса на письмах, буквы таким же образом

  •                        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КВАДРАТНОЙ  СЕТКИ   3 НА 3 и с большим количеством квадратов.

Осваивается понятие «Центр», «Середина»и движения от центра в разных направлениях.

ЗАДАНИЯ:

  1. «Крестик- нолик»
  2. «Муха» (по Л. Г. Милостивенко)(2).
  3. «Играем в мяч». Инструкции:

- Мяч в центре.

- Мяч покатился в левый верхний угол…(переместить мяч в нужный  угол)

- Мяч покатился в правый нижний угол…

            4. «Узнай букву»

      С                    Г                      П                    Н                    О                    Ч

             ЗАДАНИЯ   по кубикам «Сложи узор»- развивающая игра по программе «Детство».

В комплекте 16 кубиков для составления 1- 2- 3 -4 цветных узоров . Аналог игры Б.П.Никитина (4) «Сложи узор»(С У). Дети выполняют определенные задания на складывание узоров, предметов, квадратов, дорожек, животных, букв русского и латинского алфавита, цифр и т.д. Ребенок постарше может придумать свой рисунок. В этих заданиях у ребенка развивается  сообразительность, пространственное воображение, способность к мыслительной деятельности, операциям анализа и синтеза, воспитывается аккуратность, внимательность, усидчивость, целеустремленность.

5.»Запомни и разложи».

     На квадратах  расположены  предметные картинки, дети их запоминают и через 15 секунд должны расположить ряды картинок из своего набора.

  1.     «Разложи картинки».

                                   

Р

 

Л

С

роза

рама

рука

лось

лупа

лошадь

сук

Само

лет

сом

Можно использовать картинки на разное расположение звука(начало, конец, середина)

  1. «Игры с буквами» :

К

О

ВА

Прочитай слог в клетке слева вверху, справа вверху…

Прочти слово с использованием вектора(стрелочки):

КОЗА, ВАЗА, РОЗА, ЛОЗА.

 

ЗА

ЛО

ЛО

  1. «Подбери слова».

К

Р

О

К

Р

У

К

Р

А

Рак, сук, док.                                  Род, рок, рай.                            сон, аул, сад.    

                         

 

К

                                             

Кот, кони, крыса.     Можно слова записывать, составлять из букв разрезной азбуки.

  1. «Зашифрованные буквы»

Запиши в пустых квадратиках буквы, которые спрятались в центральном  квадрате.

 

   Р

  1. «Шифровальщик» - по первым  буквам названия предметов составь новое слово.

меч

яблоко

часы

игла

ключ

    М

    Я

   Ч

   И

  К

Вариант 1.

1

А,К

   2

  1

  1

2

Б,Л

  Л

  А

  К

3

В,М

4

Г,Н

   5

  0

  3

5

Д,О

   Д

  О

  М

6

Е,У

7

Ж

  8

  6

  2

8

З

  З

  У

  Б

9

И

Можно составлять слова из большего количества звуков. Схему- ребус использовать из букв всего алфавита.

 Вариант 2.  «Составь  слова».

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

1

Л

Б

З

2

А

Я

3

М

Ы

У

4

Е

Ь

П

5

Н

Э

6

Ю

Ф

О

Р

                                                                                                  И т. д.

2 Б

6 Г

1 В

3 Д

1 Г

 А

 Р

 Б

У

З

1 В

6 В

5 Д

  Б

  Ы

  К

   Р

  О

   

Вариант 3.  «Составь  имя».

 ЛИ

 ДА

 СА

 ЛУ

 ЛИ

 ЗА

МА

 ЛЁ

 ЛЯ

 ЛИ

 ПА

 МИ

 НЮ

 ША

 Лида, Лиза, Лиля, Лили.                Маша, Нюша, Леша, Саша, Паша, Миша и т.д.

Вариант 4.  «Где  цифры, где  буквы ?»

М

1

8

О

9

4

5

4

Л

12

6

20

7

2

О

8

Д

4

10

3

Е

5

7

1

Ц

А теперь впиши только буквы и составь слово.

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

  1.    « КРОССВОРДЫ». Используется различная сетка и разное количество квадратов начиная от простого к сложному.(5,11)
  2.    «ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ (по клеточкам)» (12).
  3.    КУБИКИ Н.А.ЗАЙЦЕВА.  (8).

                  ИСПОЛЬЗУЕМАЯ     ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Волина «Праздник букваря», «Учимся  играя»
  2. Л.Г.Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма»
  3.      
  4. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  5. «Кроссворды для детей» .Составитель  М.Зимина.
  6. О.В. Джежелей «Читаем по слогам»
  7. Е.Козловский «Нескучайка»
  8. Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет», Методичка «Игры и упражнения по методике Н.А.Зайцева»
  9. Е.В. Колесникова «От А до Я. Рабочая тетрадь»
  10.  Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать»
  11.  А. Заикина, М. Заикин, С. Заикин «Умные кроссворды»
  12. В.Т.Голубь «Графические диктанты»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детей На тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей группы. Разработала Янпольская Есения Валерьевна, воспитатель МБДОУ

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детейНа тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой   младшей груп...

Методическая разработка по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".

Занятие на тему "Геомктрические фигуры: круг, квадрат, треугольник" для детей второй младшей группы....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми 2 младшей группы с использованием «Квадрата Воскобовича» «Путешествие Квадрата. Семафор».

Цель: продолжить знакомство с квадратом Воскобовича и приемами складывания.Задачи:  - создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.- закреплять умение конструировать уже знако...

"Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию "Путешествие в лес. Геометрические фигуры круг ,треугольник,квадрат"

Конспект непосредственно-образоваельной деятельности по математике,пуешествие в лес,-Закрепить понятия: один, много, больше, меньше,.-длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый,тонкий...

Учебно-методическое пособие по математике.Развивающая игра "Прозрачный квадрат"

Развивающая ига "Прозрачный квадрат"Цель :Закрепление знаний детей о геометрических фигурах : квадрате,треугольнике и т.д.Закрепление знаний о величине ,цвете.Развивать пространственные орие...