Социализация на первом году жизни воспитанника в доме ребенка
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Блок программы по социализации детей в домах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deprivatsiya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Депривация-лишение или начало ограничения удовлетворения каких-либо потребностей организма в течение длительного времени.

        Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является психическое звено. Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы.

        Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к достижению успешности ребенка является важнейшей задачей персонала дома ребенка. Очень важно формирование привязанности к взрослым, что способствует снятию тревоги и появлению у детей необходимого чувства защищенности.

        Для обеспечения оптимального  физического и психического развития, устойчивого состояния здоровья ребенка, следует уделять особое внимание развитию его личностных качеств, необходимых для существования в открытом социальном сообществе. Но при этом совершенно особую роль приобретает возникновение социальной потребности- общение со взрослым человеком, его внимание, забота. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. Поэтому так важно в условиях дома ребенка, где малыш лишен материнского общения,  воспитателями, ухаживающими за младенцем, найти максимальные возможности эмоционального и заботливого взаимодействия с ним. Уже в первые месяцы жизни дети обладают способностью реагировать на голос близких, лицо, контакт глаз, улыбку, тактильные ощущения.

        Организация бодрствования и занятий первого года жизни детей, должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковыми словами. После 6 месяцев, когда малыш начинает понимать слова взрослого, важна не только эмоциональная и интонационная окраска речи, но и её содержание.

         Индивидуальные занятия планируются отдельно для каждой возрастной группы или подгруппы. Заниматься одновременно с несколькими детьми, но не более 3-5 можно после 5-6 месяцев.

Все групповые занятия проводятся без специальных организационных моментов (не усаживать насильно), а привлекать детей (взрослый сосредотачивает внимание на игрушке и т.д.). С 3 месяца жизни развивают слуховые и зрительные ориентиры.  С 4 месяца развитие движений руки. С 5,5-6 месяцев ребенка учат ползать. Детей 10-12 месяцев учат переносить действия освоенные с одним предметом на другие. Эти действия дети смогут перенести в свои игры. В 11-12 месяцев проводят занятия с картинками.

          В конце первого года жизни ребенка учат понимать простые предложения, в которых название игрушек, животных соединённых  действиями (собака ест).

Цели и задачи на которые следует обратить внимание при занятиях с детьми разных возрастных групп первого года жизни, и действия воспитателя по развитию детей этого возраста.

До 3х месяцев:

  1. Развитие зрительного и слухового сосредоточения, умение следить за разговаривающими людьми, движущимися и звуковыми предметами.
  2. Развитие ответных эмоционально-положительных реакций (улыбка, комплекс оживления).
  3. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.
  4. Развитие упора ног.

От 3 до 6 месяцев:

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия (умение прислушиваться, следить за предметами, находить глазами невидимый источник звука, различать интонацию обращенной к ребенку речи, узнавать знакомых взрослых и их голоса, узнавать свое имя ( в 6 месяцев)
  2. Развитие эмоционально-положительных реакций ( комплекс оживления и смех)
  3. Развитие гуления и лепета
  4. Развитие движений руки (брать игрушки, перекладывать из руки в руку и т.д.)
  5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию (лежать на животе, переворачиваться, подползать к игрушкам и т.д.)
  6. Укрепление упора ног
  7. Развитие умения прислушиваться к музыке, различать спокойную и оживленную мелодию, ритмично двигать руками и ногами и гулить под пение взрослого.

От 6 до 9 месяцев:

  1. Развитие понимания речи взрослого
  2. Развитие лепета и способности подражать новым слогам
  3. Развитие умения действовать с игрушками
  4. Развитие движений. Учить ползать, садиться, вставать, переступать.
  5. Проведение игр-развлечений. Радовать детей, вызывать улыбку.
  6. Развитие умения слушать плясовые и спокойные мелодии.
  7. Проведение групповых занятий для развития умения понимать речь, для развития внимания и развлечения детей

От 9 до 12 месяцев:

  1. Развитие понимания речи взрослого
  2. Развитие активной речи, умение подражать новым слогам, а затем словам
  3. Развитие действий с предметами. Учить выполнять действия по показу и просьбе, и только по просьбе взрослого, развивать координацию движения руки, выполнять простые действия с сюжетными игрушками.
  4. Развитие движений. Учить ходить вперед с поддержкой за обе руки и за одну руку, стоять без опоры, ходить вперед без поддержки
  5. Проведение игр-развлечений (радовать детей, вызывать улыбку)
  6. Развитие умения слушать пение взрослого, звучание музыкальных инструментов, подпевать, отвечать движениями на игровые движения взрослого и плясовую музыку.
  7. Проведение групповых занятий: показы для развития речи и ориентировки в пространстве, в окружающей среде (8 занятий в течение недели). Для развития понимания речи, активной речи и действий с предметами- 7 занятий в неделю. Игры для развития движений- 4 занятия в неделю. Игры-развлечения 6 занятий в неделю. Музыкальные занятия- 3 раза в неделю.

Примерный план групповых занятий с детьми в возрасте от 6 месяцев до года

1 период бодрствования

2 период бодрствования

3 период бодрствования

Понедельник

Показ летающей птички на резинке

  1. Показ действий с куклой
  2. Музыкальное занятие

Игра в прятки

Вторник

Показ игрушек, расположенных в разных местах

1.Разбрасывание и собирание шариков

2. кормление котенка или щенка

Развлечение.

Показ заводных игрушек (волчек)

Среда

Показ летящей бабочки

  1. Катание мяча
  2. 2. Показ игрушек из чудесного мешочка

Развлечение.

Разбрасывание воздушных шаров или пускание мыльных пузырей

Четверг

Показ игрушек, расположенных в разных местах

  1. Музыкальное занятие
  2. Разбрасывание и собирание шариков

Развлечение. Показ заводных игрушек.

Пятница

Показ сюжетной игрушки в действии

(зайчик, лошадка)

  1. Показ действий с куклой
  2. Разбрасывание и собирание шариков

Игра в прятки

Суббота

Показ игрушек, расположенных в разных местах

  1. Показ игрушек из чудесного мешочка
  2. Игра «Ладушки»

Катание мячей

воскресенье

Показ сюжетной игрушки в действии

  1. Показ плавающих игрушек
  2. Игра с водой «буль-буль»

Игра в прятки

         

         Постоянно повторяющиеся способы воздействия на ребенка создают ему психологический комфорт, очень важный для его развития. Частые и резкие перемены в этих воздействиях нежелательны, так как являются для ребенка фактором, нарушающим его эмоциональное состояние.

        Процесс социализации на первом году жизни завершается тем, что ребенок как бы овладевает социальной средой, которая является источником его благополучного существования и создает оптимальные предпосылки для дальнейшего физического и психического развития, а также формирования здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

   В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-...