Методические рекомендации по использованию окрашенных деталей пазлов в дидактических играх для детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

Окрашенные детали пазлов являются уникальным и универсальным средством для дидактических игр детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Золотой ключик»

(МБДОУ «Детский сад № 63»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ОКРАШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ПАЗЛОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Составитель:

Яна Борисовна Зуева,

 Тифлопедагог

Прокопьевский городской округ

2020

    Прежде чем раскрыть методику проведения дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения нами были рассмотрены  общие требования к характеру стимульного материала. Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие.

      Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 ­ 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном. Стимульный материал должен отвечать ряду условий:

  - пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;

- соотношение с реальным цветом объектов;

- высокий цветовой контраст (80 ­ 95%);

- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др. Величина   предъявляемых   объектов   определяется   в   зависимости   от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом­офтальмологом.

     Расстояние   от   глаз   ребенка   до   стимульного   материала   не   должно превышать   30   ­   33   см,   а   для   слепых   детей   ­   в   зависимости   от   остроты остаточного   зрения.   Размер   перцептивного   поля   предъявляемых   рисунков должен составлять от 0,5 до 50°.

     Угловые размеры изображений ­ в пределах 3 ­ 35°.

      Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания.      В цветовой гамме желательно использовать желто­красно­оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета ­ 0,8 ­ 1,0.

Игры на восприятие цвета  (первый год обучения)

«Кукла играет с пазлами»

Цель: узнавание и называние цветов: красный, желтый, зеленый, синий

Материал: кукла, крупные окрашенные детали пазлов

Инструкция: назови цвет пазлов с которыми играет кукла

«Найди такого же цвета»

Цель: соотнесение деталей по цвету

Материал: 2 набора окрашенных пазлов красного, желтого, зеленого, синего, коричневого и черного цвета

Инструкция: найди деталь такого же цвета и положи рядом.

Предъявляем детали по 1, ребенок выбирает из 3-5.

«Пазлы и коробочки»

Цель: локализация по цвету

Материал: крупные пазлы красного желтого зеленого, синего, коричневого, черного цвета по 3-4 каждого; коробочки или прямоугольники соответствующих цветов

Ход: Перед ребенком на столе смешивают детали 2х или 3х цветов и предлагают выбрать пазлы определенного цвета

Инструкция: «Наведи порядок - выбери красные детали и положи их в красную коробочку, выбери все синие детали и положи их в синюю коробочку»

Игры на восприятие величины (первый год обучения)

«Большой – маленький»

Цель: словесное обозначение параметров величины (понимание, называние)

Материал: пазлы большие и маленькие

Ход: «Покажи большие пазлы, маленькие. Какая эта деталь по величине?»

«Пазлы-братцы»

Цель: раскладывание предметов в порядке возрастания, убывания

Материал: пазлы трех размеров

Инструкция: «Все пазлы разной величины, разложи их от самого большого до самого маленького»

«Найди такую же деталь»

Цель: соотнесение деталей по величине

Материал: 2 набора деталей пазлов  трех размеров

Инструкция: найди деталь такую же по размеру и положи рядом.

Предъявляем детали по 1, ребенок выбирает из 3-5.

Игры на восприятие пространства (первый год обучения)

«Выше-ниже»

Цель: определение удаленности в большом пространстве

Крупные детали пазлов висят на лесках на разной высоте

Инструкция: «Детали какого цвета висят низко? Детали какого цвета висят высоко?»

«Куда упал кусочек?»

Цель: ориентирование в макропространстве

Материал: деталь пазла (желтая, оранжевая),  квадрат зеленого цвета из картона со стороной 25 см  

Ход: педагог случайно роняет деталь пазла на  картон и задает вопрос: «Куда упала деталь?» (в середину, вверх, вниз, вправо, влево)

«На листе»

Цель: ориентирование в ограниченном пространстве

Материал: лист бумаги (оранжевого цвета), крупный пазл зеленого или синего цвета

Инструкция: «Положи деталь на верхнюю сторону листа, на нижнюю, посередине»

Игры на развитие зрительного внимания (первый год обучения)

«Наши гости»

Цель: развитие зрительного внимания

Инструкция: «Разноцветные  пазлы пришли к нам в гости. Какого они цвета?» Выкладываем перед ребенком три крупных  пазла красного, зеленого, желтого цвета. Просим ребенка закрыть глаза и добавляем пазлы  синего  и коричневого цвета. Просим найти только те пазлы, которые приходили в гости. Можно оживить детали, добавив им глазки и улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Дидактическая игра для детей с нарушением зрения " Находилки"

Идея этой игры постигла меня в магазине, когда я увидела гибкие разделочные маты. Эту идею мы доработали с моей коллегой. Возможно, синий цвет не совсем подойдёт для слабовидящих детей, но при желании...

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зр...

Дидактические игры для детей с нарушением зрения

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учрежде...

Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную  подготовку, это дело...