Использование технологии развивающе-коррекционных комплекса с видеобиоуправлением при подготовке детей-инвалидов к обучению.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Вуколова Елена Николаевна

Материал раскрывает особенности использования технологии развивающе-коррекционных комплекса с видеобиоуправлением при подготовке детей-инвалидов к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты населения Администрации Владимирской области

ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Использование технологии развивающе-коррекционных комплекса с видеобиоуправлением при подготовке детей-инвалидов к обучению

(с демонстрацией работы оборудования)»

Подготовила:

педагог-психолог

отделения реабилитации

детей с ограниченными

возможностями

Вуколова Е.Н.

Ковров 2017

Как известно, основной вид деятельности ребенка – игра. Именно через игру дети познают окружающий мир, получают социальные навыки и начинают сознавать себя. Интерактивными играми в наше время уже никого не удивишь. Современные дети не только развлекаются, но и получают новые знания при помощи компьютера.

Развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением - это инновационная технология, используемая в комплексной подготовке детей-инвалидов к обучению в школе в рамках программы «Мир один на всех».

В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями для подготовки детей-инвалидов к обучению используются 4 развивающе-коррекционных комплекса с видеобиоуправлением: «Тимокко», «Возьми и сделай», «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет.».

Применение данных комплексов позволяет использовать интерактивные игровые технологии для реабилитации детей с особыми потребностями.

Особенно комплексы эффективны для работы при расстройствах:

* расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ);

* детский церебральный паралич (ДЦП);

* гипотония, нарушения тонуса мышц плечевого пояса, осанки;

* нарушение развития координации;

* несвязанные с развитием моторные расстройства (травмы, хирургия мозга, генетические синдромы);

* аутизм;

Комплексы предназначены для тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, улучшения качества движения, координации движений, эффективны для работы с детьми от 3-х до 8 лет по следующим направлениям:

* Развитие внимания и навыка сосредоточения;

* Тренировка памяти и скорости реакции;

* Развитие координации движений;

* Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук;

* Профилактика нарушений осанки;

* Комплексная подготовка к школе, адаптация к нагрузкам в младших классах, преодоление трудностей в обучении.

Программное обеспечение каждого развивающе-коррекционного комплекса с видеобиоуправлением включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

В ходе психологической коррекции с применением комплексов с видеобиоуправлением, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

Каждый из четырёх развивающее-коррекционных комплексов включает:

* Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;

* Веб-камеру;

* Цветные шарики-перчатки;

* Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с программой, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.

Занятия с использованием комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет», «Возьми и сделай» проводились в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями с начала 2016г.

Занятия с применением данной технологии проводились с 26 детьми-инвалидами 5-7 лет, участвующими в мероприятиях по подготовке к обучению, что составляет 39% от всех детей-инвалидов дошкольного возраста, получавших социально-психологические услуги в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Дети данной группы имеют нарушения здоровья по различному профилю: детский церебральный паралич – 8 детей, сахарный диабет 1 типа – 3 детей, ювенильный артрит – 2 детей, аутизм – 2 ребенка, болезни органов зрения – 2 ребенка, а также по одному ребенку с диагнозом структурная миопатия, органическое поражение центральной нервной системы, церебральная недостаточность, задержка психоречевого развития, врожденный порок сердца, спаечная болезнь кишечника, постоперационное состояние после удаления злокачественного образования, вторичная глухота, врожденная гидроцефалия.

Общие коррекционно-реабилитационные задачи, которые возможно решать при использовании комплексов с видеобиоуправлением:

* Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве;

* Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё;

* Повышение внимательности и способности понимать "правила игры";

* Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия;

* Укрепление и стимулирование слабых мышц плечевого пояса и рук;

* Улучшение координации рук и глаз, повышение скорости реакции;

* Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.

Каждый комплекс содержит в зависимости от решаемых методических задач от 4 до 15 игр.

Комплекс «Тимокко».

Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне.

Комплекс подходит и для развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Комплекс включает 5 игр:

* «Воздушные шары»;

* «Падающие фрукты»;

* «Ванна с пузырями»;

* «Повар-барабанщик»;

* «Фотоальбом».

Данный комплекс эффективно применяется в реабилитационной работе с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей-

инвалидов при недостатках функции внимания, со склонностью к гиперактивности, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при посттравматических нарушениях движения и координации.

Дополнительные решаемые задачи при использовании комплекса:

* Освоение новых движений и моделей взаимодействия;

* Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

Комплекс «Возьми и сделай».

Предназначен для работы с детьми младшего возраста, для начальных этапов работы с детьми среднего возраста и для обучения двигательным навыкам детей с ДЦП, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах.

Комплекс включает 5 игр:

* «Воздушные шары»;

* «Что под зонтиком»;

* «Звездный путь»;

* «Рисование»;

* «Волейбол».

Дополнительные решаемые задачи при использовании комплекса:

* Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.

* Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.

Комплекс «Буквы. Цифры. Цвет.».

Наиболее полно возможности комплекса используются при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Игры, включенные в комплекс, предоставляют возможность объединять занятия по развитию двигательной мануальной активности с изучением букв, цифр, цветов, основ счета. Сочетание двигательной и когнитивной нагрузки развивает способность распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

Комплекс включает 15 игр:

* «Знакомство с цифрами»;

* «Посчитай на английском»;

* «Посчитай на русском»;

* «Мозаика»;

* «Мыльные пузыри»;

* «Знакомство с буквами»;

* «Русские буквы»;

* «Английские буквы»;

* «Воздушные шары»;

* «Найди пару»;

* «Знакомство с цветами»;

* «Мольберт»;

* «Предметы»;

* «Пейнтбол»;

* «Палитра».

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при задержке интеллектуального развития.

Дополнительные решаемые задачи при использовании комплекса:

* Тренировка на увеличение диапазона движений.

* Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

Комплекс «Игры с Тимом».

Комплекс предназначен для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры, включенные в комплекс, требуют наибольших интеллектуальных усилий и предоставляют широкие возможности тренировки точных двигательных навыков, при высоком уровне концентрации внимания и координации движений. Также, использование данного комплекса предоставляет возможность организовать занятие сразу с двумя детьми.

Комплекс включает 4 игры:

* «Инопланетяне»;

* «Велосипедист»;

* «Паровозик»;

* «Распорядок дня»;

Помимо тренировки когнитивных навыков у здоровых детей, комплекс дает уникальную возможность развивать навыки взаимодействия и познавательную сферу у детей, имеющих трудности в социальной адаптации, при аутизме. Занятия подходят для тренировки внимания, памяти, и, что особенно ценно, обеспечивают тренировку не только действия, но и сдерживания избыточной двигательной активности, существенно повышая двигательный контроль.

Дополнительные решаемые задачи при использовании комплекса:

* Повышение скорости реакции, улучшение памяти.

* Освоение новых движений и моделей взаимодействия.

*Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

Таким образом, игры, включенные в комплексы, предоставляют широкие возможности для проведения развивающее-коррекционных занятий для детей с нарушениями в развитии. С высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широкие возможности для развития интеллектуальной, мотивационной, волевой, социальной готовности ребенка-инвалида к обучению в школе.

В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями технология комплексов с видеобиоуправлением использовалась на занятиях с 26 детьми в рамках подготовки детей-инвалидов 5-7 лет к обучению в школе в ходе реализации программы «Мир один на всех».

У всех детей данной группы на занятиях с использованием комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет», «Возьми и сделай» отмечается усиление познавательной активности, повышение уровня произвольности поведения в выполнении игрового задания, следовании словесной инструкции педагога. Отслеживается высокая мотивация достижения успеха детей, нацеленная на полное выполнение задания.

В ходе интерактивных игр дети, в веселой и интересной для них форме выполняют задания на развитие когнитивных навыков, познавательных процессов и развитие скорости реакции. В ходе игр на запоминание последовательности звуков, действий у детей повысился уровень произвольного запоминания (игры «Повар-барабанщик», «Найди пару»). Повышение уровня пространственного мышления отмечается у детей после выполнений заданий на построение последовательности на плоскости (игра «Паровозик»).

У детей, особенно имеющих нарушения двигательной сферы и координации, отмечается развитие навыков контроля движения, дифференциации и точных движений рук при выполнении интерактивных упражнений (игры «Падающие фрукты», «Ванна с пузырями»);

Занятия с использованием комплексов с видеобиоуправлением помогли повысить познавательную мотивацию детей к физической и познавательной деятельности на занятиях с использованием традиционных форм подготовки к обучению.

Использование комплексов с видеобиоуправлением «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет», «Возьми и сделай» особенно эффективно в работе с детьми с детским церебральным параличом, мышечными дистрофиями, спинально-мышечными атрофиями, аутизмом.

Использование на занятиях интерактивных игр по технологии видеобиоуправления в работе педагога-психолога помогает детям с инвалидностью преодолевать трудности в познавательной и двигательной сфере с воодушевлением и интересом, что сделает процесс реабилитации увлекательным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога оптимизирует коррекционно-развивающий  процесс и повышает качество обучения детей с ЗПР....

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Проект на тему: "Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий".

Проект на тему:«Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Эффективность использования комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» на индивидуальных занятиях логопеда

Эффективность использования развивающе- коррекционного комплекса с видеобиоуправлением «Тимокко» (совместная разработка НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области совре...

Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....