«Создание оценочной системы к диагностическому материалу для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

 Рушанова Алися Рустямовна

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992), «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995) ДОУ достаточно самостоятельны как в выборе образовательных программ, так и во внесении изменений в уже имеющиеся.

      Перед педагогами  стоит задача не только подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, но и максимально использовать образовательную среду учреждения для наиболее полноценного развития воспитанников. Для успешного решения этих задач необходимо провести тщательную диагностику дошкольников, которая позволит определить путь обучения и развития каждого ребенка.

     Следует отметить, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются одной из многочисленных групп. В настоящее время учеными доказано, что чем раньше начато специализированное обучение, тем  успешнее и эффективнее дальнейшее развитие ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Создание оценочной системы к диагностическому материалу для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Введение

       В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992), «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995) ДОУ достаточно самостоятельны как в выборе образовательных программ, так и во внесении изменений в уже имеющиеся.

      Перед педагогами  стоит задача не только подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, но и максимально использовать образовательную среду учреждения для наиболее полноценного развития воспитанников. Для успешного решения этих задач необходимо провести тщательную диагностику дошкольников, которая позволит определить путь обучения и развития каждого ребенка.

     Следует отметить, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются одной из многочисленных групп. В настоящее время учеными доказано, что чем раньше начато специализированное обучение, тем  успешнее и эффективнее дальнейшее развитие ребенка.

Для осуществления процесса обучения педагогу необходимо установить уровень овладения ребенком знаний по различным разделам программы, а так же выявить особенности развития психических процессов.  Имеющиеся диагностические пакеты не всегда позволяют  точно определить уровень развития ребенка. Либо  не всегда позволяет определить динамику развития (особенно у детей с пограничными состояниями).

     Таким образом, мы видим острую необходимость более точной диагностики, которая будет включать в себя как качественные, так и количественные характеристики.

      Исходя из всего вышесказанного,  нашей творческой группой была поставлена цель: систематизировать и  обобщить педагогический опыт в диагностике детей дошкольного возраста с ЗПР, адаптировать  имеющийся диагностический материал к условиям ДОУ и категории детей, через разработку количественных  и качественных характеристик, которые позволят осуществить дифференцированный подход при обучении.

      В соответствии с целью нами были определены следующие задачи:

  • изучить специальную литературу по данному вопросу;
  • вычленить критерии оценок к диагностическим заданиям;
  • описать уровни развития  психических процессов у детей.

      Обобщая опыт диагностики детей ЗПР старшего дошкольного возраста, педагоги-дефектологи опирались на уже имеющиеся в современной педагогике материалы и разработки.  А также на представления о том, что успех обучения и воспитания, развития и коррекции зависит от понимания педагогом состояния каждого ребенка, от знания причин его трудностей.

Часть I.

В России функционирует дифференцированная сеть дошкольных учреждений для детей с теми или иными образовательными потребностями. Очень важно вовремя выявить детей, нуждающихся в помощи, которую им могут оказать в соответствующих учреждениях. В связи с этим необходимо проводить комплексную диагностику, которая позволит определить индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, его возможности в обучении.

      Общей целью диагностики является, с одной стороны, обследование уровня развития детей (выявление особенностей); с другой стороны качественный анализ уровня психического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей, характеристики нарушений психики и на этой основе создания оптимальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений.

     Следует также отметить, что не менее важным является и количественное определение уровня развития детей. Поскольку это дает возможность более дифференцированного подхода в диагностике отклонений, а также показывает педагогу незначительную динамику в развитии ребенка.  Что в свою   очередь облегчает подбор оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия.

       При  проведении диагностики необходимо установить с обследуемым ребенком доброжелательный контакт:  в свободной игре, изобразительной деятельности, беседе. А затем приступить к исследованию особенностей развития его психических процессов (внимание, восприятие, память, мелкая моторика,  мышление), личности в целом и состояния учебных навыков.

      В процессе проведения исследования следует обращать внимание на ряд следующих моментов.

1. Характер деятельности при выполнении задания.

Нами были выделены следующие критерии:

  • интерес ребенка к заданию (формальный, не стойкий, на протяжении всего задания);
  • понимание, принятие цели задания (ставит цель самостоятельно, принимает цель взрослого, не принимает цель задания, «соскальзывает» с заданной цели);
  • способы действия (творческий подход, рациональные, заученные действия, неподходящие действия);
  • работоспособность (легко ли истощается, часто ли отвлекается);
  • помощь взрослого (прямая, косвенная, просит ли помощи у взрослого);
  • контроль при выполнении задания (видит ли свои ошибки, пытается ли исправить ошибки самостоятельно).

2. Оценка результата.

Нами были выделены следующие критерии:

  • адекватность оценки;
  • полнота;
  • самостоятельность.

3. Эмоциональная реакция на факт обследования.

Нами были выделены следующие критерии:

  • реакция на неудачу;
  • реакция на успех;
  • степень выраженности эмоций;
  • речевое оформление своих эмоций.

Исходя из предложенных критериев,  нами были выделены следующие качественные и количественные характеристики показателей диагностики.

Показатели

Высокий уровень (4 балла)

Выше среднего (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Ниже среднего (1 балл)

Низкий уровень (0 баллов)

Характер деятельности при выполнении задания

Ребенок проявляет интерес к зданию, может самостоятельно поставить цель, действует рационально, осуществляет перенос способа действия в аналогичные ситуации, анализирует свои ошибки и исправляет их самостоятельно.

Ребенок проявляет интерес к заданию, не всегда может поставить цель, но принимает цель взрослого, действует рационально, необходима косвенная помощь при выполнении, либо может попросить помощи     самостоятельно, видит «грубые» ошибки при выполнении, может их исправить.

Проявляет интерес к заданию, принимает предложенную взрослым цель, часто «соскальзывает», использует заученные действия, часто отвлекается, требуется прямая помощь, не всегда видит свои ошибки, с помощью взрослого может их исправить.

Проявляет интерес к диагностическому материалу, не принимает цель, но при помощи взрослого может начать действовать в рамках задания, быстро истощается, свои действия не контролирует

Задание не вызывает интереса, ребенок не принимает цель, хаотично манипулирует с материалом, либо использует неподходящие действия, часто отвлекается, помощь не эффективна, контроль отсутствует.

Оценка результата

Оценка адекватная, полная, самостоятельная, ребенок анализирует свои действия.

Оценка адекватная, не полная, не самостоятельная, может выделять явные причины своих неудач, обозначая их речью.

Оценка адекватная, ребенок не акцентирует внимание на неудачах либо видит причины неудач из вне, принимает оценку взрослого.

Ребенок дает «+» оценку своей деятельности, объяснить свою оценку не может, требуется помощь взрослого при определении неудач, не всегда принимает оценку взрослого, мало в ней заинтересован.

Оценка отсутствует либо неадекватная, объяснить свою оценку не может.

Эмоциональная реакция на факт обследования.

Ребенок выполняет задания с энтузиазмом, огорчается при неудачах, но не бросает задание, оформляет речью и объясняет свои эмоции.

Ребенок стеснителен, насторожен,  необходима эмоциональная поддержка, похвала, радуется успеху, огорчается при неудачах.

Яркие эмоции на успех, при неудаче отказ от деятельности, не всегда возвращается к заданию даже при поддержке взрослого, речью свои эмоции не оформляет.

Эмоции слабо выражены, зависят от общего  настроения ребенка, встречается фамильярное отношение к педагогу.

Безразличие либо эйфория.

При диагностике детей важно помнить о том, что необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки. Необходимо поощрять ребенка в процессе работы. Предлагать задания ребенку необходимо «от простого к сложному». Целесообразно придать процессу обследования игровой характер, это позволит привлечь внимание ребенка и снизит утомляемость.

Часть II.

Для обследования детей мы используем примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей.

Мелкая моторика

- Задания с игрушками и предметами: «пирамидка», «почтовый ящик», (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»), «молоточек», «замочки». М. М. Безруких «Ступеньки к школе».

 - задания на листе бумаги «Лабиринт», (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»); «Раскрашивание», «Вырезывание», «Дорисуй …», «Графический диктант» (Н. Ю. Борякова «Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития»).

 

Внимание

«Найди и вычеркни» (Корректурная проба Пьерона-Рузера); «качели», «найди различия», «Найди мальчика», «лабиринт» (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» таблицы 31, 32, 33, 84).

Восприятие

- Задания с игрушками и предметами: «почтовый ящик» (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»)

- задания с таблицами: «Найди шкафчик», «Найди пару», «Найди полотенце», «Подбери ключ к замку», «Большой - маленький»,  «Подбери по размеру», «Разрезные картинки», «Коврики Равенна» (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» таблицы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9-11, 16-25).

Память

 «Повтори за мной» (Н. В. Гатанова тесты для  детей),  «10 слов»,  «Пиктограмма», «Рассказ», «Слова – пары»(Сборник тестов для детей Ильина М.Н. Парамонова Л.Г.) «10 предметов», «Найди картинку» (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» таблица 39-40)

Мышление

«Картины со скрытым смыслом», «Нелепицы», «Серии сюжетных картин», «4-й лишний», «Загадки», «Классификация» (С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» таблицы: 41, 42, 43, 44, 45-48, 62-64, 65-68, 69-70, 73-75, 76, 77).

Элементарные математические представления

(С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» таблицы: 87-110)

Счет

«Соедини», «Считай от…до», «Назови соседей числа»;

Число, цифра

«Покажи цифру», «Найди цифре место», «Числовые домики».

Множество

«Отсчитай», «Сделай больше (меньше) на…», «Столько сколько»

Временные представления

Серии сюжетных картин с изображением различных временных отрезков

Геометрические фигуры

Решение примеров и задач (конец второго полугодия подготовительной к школе группы)

Диагностика мелкой моторики.

У детей наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, наиболее страдает моторика кистей пальцев рук. Особенно частыми нарушениями моторики являются:

- неловкость движений

-нарушение координации движений

- синкинезии

- повышенный мышечный тонус.

  1. Задания с игрушками и предметами.

     Цель: исследовать координацию движений рук, состояние тонких движений кисти, наличие синкинезий, адекватность и рациональность способа действий.

Название упражнения

Дети до 5 лет

Дети старше 5 лет

Пирамидка

Из 4-5 крупных колец

Из 6-8 колец небольшого размера

Матрешка

5-ти составная

8-ми составная

Почтовый ящик

С 4-х лет

Молоточек

Шарики

Гвоздики

Замочки

Различные варианты застежек крупного размера

Мелкие застежки

Критерии оценки.

  1. скоординированность движений рук.
  2. наличие синкинезий.
  3. скорость выполнения задания.

Результат.

0 баллов – задание не принимает, действует вне рамок задания.

1 балл – движения рук раскоординированы, синкинезии присутствуют, чаще всего ребенок отказывается от выполнения задания, помощь не эффективна.

2 балла – ребенок старается выполнить задания, движения рук неуверенные, напоминают примеривание, синкинезии отсутствуют, низкая скорость выполнения заданий, требуется постоянная помощь взрослого, совместные действия.

3 балла – действия ребенка адекватны, движения рук скоординированы, синкинезии отсутствуют, низкая скорость выполнения заданий, ребенок может сам попросить взрослого о помощи.

4 балла – движения рук уверенные, синкинезии отсутствуют, задания выполняет самостоятельно, скорость выполнения высокая.

2. Задания на листе бумаги.

     Цель: выявление ведущей руки, умение держать карандаш,  особенности зрительно-моторной координации, графические навыки, наличие синкинезий.

Название упражнения

Дети до 5 лет

Дети старше 5 лет

Лабиринт

Дорожки лабиринта  широкие

Дорожки лабиринта узкие

Раскрашивание

Рисунки с крупными предметами

Рисунки предметов с мелкими деталями

Вырезывание

Крупные предметы

Мелкие предметы

Дорисуй …

Крупные геометрические фигуры, либо предметы,  не требующие особых графических навыков.

Более детальное изображение предметов.

Графический диктант

Несложные узоры из прямых линий

С 6 лет можно предлагать копирование текстов.

Критерии оценки.

  1. умение ориентироваться на листе бумаги.
  2. характер линии (сила нажима, остановки, плавность).
  3. принятие помощи.
  4. умение держать карандаш.
  5. скорость выполнения.

Результат.

0 баллов – ребенок задание не понимает, манипулирует с бумагой (рвет, мнет и тд)

1 балл – ребенок не справляется с заданием, плохо ориентируется на листе, карандаш держит зажатым в кулак, линии отрывистые, сила нажима велика (до прорывов), часто выходит за края, помощь не эффективна.

2 балла -  ребенок ориентируется на листе бумаги, линия прерывистая слабая, частые остановки, может выходить за края до3-х раз,  низкая скорость выполнения, требуется помощь взрослого (совместные действия).

3 балла – ребенок ориентируется на листе бумаги, линия прерывистая, уверенная, может выходить за края до 2-х раз, делает 2 остановки, средняя скорость выполнения, ребенку требуется косвенная помощь.

4 балла – ребенок ориентируется на листе бумаги, линия уверенная, плавная, без остановок, правильно держит карандаш, высокая скорость выполнения.

Примечания.

При наличии синкинезий – 0,5 балла от общего результата.

Уровень развития мелкой моторики

Низкий уровень (0 баллов) – не развита точность движения рук и координации. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти, сопутствующие движения.

Ниже среднего (1 балл) – значительно нарушена точность движения рук и координации. с трудом удерживает карандаш, ножницы, могут наблюдаться сопутствующие движения.

Средний уровень (2 балла) – нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдается нарушение мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании карандашом, ножницами, ручкой, иглой.

Выше среднего (3 балла) – не значительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Не значительно снижена зрительно-моторная координация. Умеет правильно держать карандаш, ножницы (старшая группа), ручку, иглу (подготовительная группа)

Высокий уровень (4 балла) – точность движения рук, согласованность движения обеих рук. Развита зрительно – моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы (старшая группа), ручку, иглу (подготовительная группа)

Диагностика внимания

Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Внимание присутствует в любой сознательной деятельности, оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов.

Свойства внимания

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

 объём  — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивость

Характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

Распределение

Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов.

«Найди и вычеркни»

Цель: исследовать концентрацию внимания

Критерии.

  1. способность выделить заданный предмет из множества
  2. способ выполнения задания (хаотичное, последовательное)

Результат.

0 баллов - задание не понимает, помощь не принимает, даже после обучения, не способен сконцентрировать внимание на строчке, интерес отсутствует.

1 балл -  задание не понимает, интерес не устойчивый, после обучения способен выполнить не значительную часть задания, при выполнении задания совершает ошибки, внимание быстро рассеивается, способен увидеть объект в любой части задания, не обращая внимания на начало.

2 балла - способен выполнить задание при постоянной организующей помощью взрослого, в процессе выполнения задания перестает удерживать внимание на строчке, способен увидеть объект только в начале строки, присутствует интерес.

3 балла - способен выполнить задание с незначительной помощью взрослого, может самостоятельно исправить 1-2 ошибки, присутствует интерес.

4 балла - с заданием справляется самостоятельно, в полном объеме, присутствует интерес.

«Качели»

Цель: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах

Критерии.

1. количество названых отличий.

2. количество показов исходной картинки.

Результат

0 баллов - интерес не проявляет, задание не понимает, отличия не называет, или перечисляет изображенные на картинке предметы.

1 балл - задание понимает,  после нескольких показов может назвать отличия.

2 балла -  задание понимает, принимает, способен выполнить  задание с организующей помощью, не способен назвать все предметы.

3 балла - выполняет задание с незначительной помощью взрослого в полном объеме.

4 балла - проявляет интерес, с заданием справляется самостоятельно, в полном объеме.

«Найди различия»

Цель: исследовать распределение, переключение внимания.

Критерии

1.способность переключить внимание с одного объекта на другой.

2.количество отличий.

Результат.

0 баллов - задание не понимает, интерес не проявляет, даже после обучения ограничивается перечислением нарисованных предметов.

1 балл - проявляет интерес, при помощи взрослого способен найти явные, крупные отличия. Самостоятельно переключить внимание с одного объекта на другой не может.

2 балла - легко находит крупные отличия, при поиске мелких деталей нуждается в постоянной помощи взрослого, присутствует интерес.

3 балла - проявляет интерес, самостоятельно находит яркие, крупные отличия; Мелкие детали способен найти с незначительной помощью взрослого. Легко переключает внимание с одного объекта на другой.

4 балла - с интересом сравнивает картинки, легко находит все различия.

 «Найди мальчика»

Цель: исследовать концентрацию внимания

выявить умение соотносить предмет с образцом

Критерии.

  1. количество показов.
  2. умение соотнести образец с результатом.

Результат:

0 баллов: задание не принимает, интерес не проявляет.  

1 балл: образец с предложенными вариантами не соотносит, показывает наугад, объяснить свой выбор не может

2 балла: интерес к работе проявляет, называет объект опираясь только на один признак при постоянной организующей помощи.  

3 балла: способен выполнить задание при незначительной помощи взрослого.

4 балла: с заданием справляется самостоятельно, в полном объеме, проявляет интерес.

«Лабиринт»

 Цель: исследовать устойчивость и распределение внимания.

Критерии

  1. способ соединение двух объектов
  2. количество возвратов

Результат

0 баллов: интерес к работе не проявляет, задание не понимает.

1 балл: интерес к работе не устойчивый, при выполнении задания на лабиринт внимания не обращает, соединяет объекты по прямой линии. После обучения не способен удержать внимание на движении указки.

2 балла: присутствует интерес, ведет указкой по лабиринту, но в случае выбора неправильного пути не возвращается, а «перепрыгивает» через границу.

3 балла: интерес устойчивый, выполняет задание с незначительной помощью взрослого в полном объеме, присутствует эмоциональная реакция

4 балла: способен удерживать внимание на ведении указки, проявляет устойчивый интерес. Может выполнять усложненные варианты задания.

Уровень развития внимания:

Низкий уровень (0 балла) – внимание не произвольное, объем резко снижен, не воспринимает одновременно несколько предметов, не способен сконцентрироваться на выполнении заданий, не способен переключить внимание с одного объекта на другой, без организующей помощи взрослого.

Ниже среднего (1 балла) – объем внимания ограничен, способен воспринимать несколько предметов одновременно с организующей помощью взрослого, способен сконцентрировать внимание на объекте с организующей помощью и контролем со стороны взрослого не большой отрезок времени, внимание быстро рассевается. Внимание не произвольное.

Средний уровень (2 балла) – объем внимания снижен, способен выполнить задание при постоянной организующей помощью взрослого, в процессе выполнения задания перестает удерживать внимание.  Способен сконцентрировать внимание на объекте кратковременно, «соскальзывает» с задания, концентрация слабая, переключаемость затруднена.

Выше среднего (3 балла) – объем внимания не значительно снижен, способен воспринимать до 4-х предметов одновременно, внимание устойчиво, мало отвлекается.  Внимание легко переключается с одного объекта на другой, способен самостоятельно концентрировать внимание на ярких деталях предметов. Внимание произвольное.

Высокий уровень (4 балла) – объем внимания широкий, способен воспринимать до пяти предметов одновременно, устойчиво, не отвлекается в процессе выполнения заданий, легко переключается с одного вида деятельности на другой, высокая концентрация. Внимание произвольное.

        

Диагностика восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

 

1. Восприятие формы

    «Почтовый ящик»

Цель:  выявить сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью;  способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения);

2. восприятие и называние основных форм.

Результат

0 баллов – ребенок не понимает задание, не выполняет его или действует неадекватно. Нет интереса к заданию. После показа способа выполнения продолжает действовать также. Не воспринимает форму, не знает названий основных форм.

1 балл – понимает задание, но выкладывает фигуры без учета формы, хаотично, прилагая усилия. После показа способа выполнения пользуется способом «перебора вариантов», допуская множество ошибок. Присутствует кратковременный интерес к заданию, не заинтересован в конечном результате. Показывает 1-2 формы по просьбе взрослого, самостоятельно формы не называет.

2 балла – понимает и принимает задание, проявляет интерес к выполнению, выполняет методом проб и ошибок. Требуется постоянная организующая  помощь взрослого. Знает и называет самостоятельно 1-2 формы, путается при восприятии сходных форм.

3 балла – понимает и принимает задание, действует с интересом, подбирает формы на зрительной основе, допуская незначительные ошибки. Заинтересован в конечном результате. Воспринимает и называет основные формы с небольшой помощью взрослого.

4 балла – выполняет задание самостоятельно, на зрительной основе, без ошибок, действует целенаправленно. Сохраняется стойкий интерес на протяжении всего задания. Знает и соотносит основные формы, правильно их называет

2. Восприятие цвета «Найди шкафчик», «Найди пару»

Цель: Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения);
  2. Восприятие, дифференцирование и называние основных цветов.

Оценка выполнения:

0 баллов – не понимает задание, отказывается от выполнения или действует за рамками задания. Не соотносит и не дифференцирует цвета, не знает названия, безразличен к заданию и результату. Помощь взрослого не принимает.

1 балл – проявляет незначительный интерес, но действует наугад, не может объяснить свой выбор. Помощь не эффективна. Самостоятельно цвет не называет, по инструкции взрослого показывает 1-2 цвета. При выполнении задания теряет цель.

2 балла – проявляет интерес, действует методом «проб и ошибок», после помощи взрослого действует целенаправленно.  Самостоятельно не называет цвет, но показывает по инструкции взрослого, допускает ошибки при различении сходных цветов.

3 балла – действует с небольшой помощью взрослого, сохраняя стойкий интерес, заинтересован в конечном результате. Соотносит и дифференцирует цвета, выделяет заданный цвет по слову, называет цвет, допускает 1-2 ошибки.

4 балла – действует самостоятельно, сохраняя стойкий интерес, заинтересован в конечном результате. Соотносит и дифференцирует цвета, выделяет заданный цвет по слову, самостоятельно называет цвет, не допускает ошибок, доступны оттенки.

3. Восприятие формы и величины (размера)

       3.1 «Найди полотенце», «Найди ключ к замку»

Цель: выявить способность выделять признак формы, знание названий основных геометрических фигур, а также способность воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения);
  2. Умение воспринимать, дифференцировать и называть основные геометрические фигуры, умение соотносить объекты с учетом признаков (цвета и формы);

Результат

0 баллов – ребенок не понимает задание, не проявляет интерес к происходящему или действует за рамками задания. Помощь взрослого не принимает. Не называет основные формы, не показывает по просьбе взрослого, фигуры не соотносит.

1 балл – проявляет незначительный интерес, но не заинтересован в конечном результате, действует наугад. Требуется подробное объясне6ие взрослого, показ способа действия. Помощь не эффективна. Самостоятельно не называет основные геометрические фигуры, по слову взрослого показывает 1-2. При соотнесении фигур не учитывает цвет и форму.

2 балла – действует после подробного объяснения, проявляет интерес к заданию и результату. Различает геометрические фигуры с небольшой помощью, самостоятельно называет 1-2. Допускает ошибки при дифференциации сходных фигур. При соотнесении фигур по цвету и форме допускает  ошибки.

3 балла – действует после краткой речевой инструкции, проявляет интерес к заданию и результату. Соотносит и называет основные геометрически фигуры, допускает 1-2 ошибки при назывании и дифференциации сходных форм, исправляется после помощи взрослого. С небольшими ошибками соотносит фигуры с учетом цвета и размера.

4 балла - действует после краткой речевой инструкции, проявляет стойкий интерес, действует целенаправленно. Знает и называет основные геометрические фигуры, соотносит объекты с учетом цвета и формы, не допускает ошибок.

3.2 Восприятие величины (размера) «Большой - маленький», «Подбери по размеру»

Цель: выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», « маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания и процесс деятельности.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, методом проб и ошибок, зрительно);
  2. Умение воспринимать и называть величину, находить предметы одинаковые по величине (размеру)

Оценка выполнения:

0 баллов – не понимает задание, отказывается выполнять, не воспринимает величину предметов, помощь не принимает.

1 балл – ребенок проявляет незначительны интерес, но не заинтересован в конечном результате, действует наугад, выбор объяснить не может. Помощь не эффективна.

2 балла – выполняет после подробного объяснения, проявляет интерес к заданию и результату. Делит все величины на «большое - маленькое». Не видя разницу предметов одинакового размера, наугад пытается выделить величину

3 балла – выполняет задание после краткой речевой инструкции, проявляет интерес к заданию и результату. Воспринимает, различает величину предметов, правильно называет. Допускает ошибки при нахождении предметов одинаковых по величине (размеру).

4 балла – выполняет задание после краткой речевой инструкции, проявляет стойкий интерес, действует целенаправленно. Выполняет задание самостоятельно, ошибок не допускает.

4. Восприятие пространственных отношений

Ориентировка в пространстве относительно своего тела.

Цель: Выявить умение ориентироваться в пространстве относительно себя, ориентироваться в схеме собственного тела.

Критерии:

  1. показ сторон относительно себя
  2. показ частей тела.

Оценка выполнения:

0 баллов – не понимает задание, отказывается выполнять, не находит правую и левую стороны, не знает частей своего тела.

1 балл – проявляет незначительный интерес, действует наугад. Показывает части тела. Относительно себя не ориентируется.

2 балла – выполняет задание после подробного объяснения, проявляет интерес. Знает и показывает части тела, выделяет верх и низ, путается при нахождении правой и левой стороны, необходима организующая помощь взрослого.

3 балла – ребенок выполняет задание после по краткой речевой инструкции, проявляет интерес к заданию и результату. Находит правую и левую стороны, называет и показывает части тела. Ориентируется в пространстве при незначительной помощи взрослого.

4 балла - ребенок выполняет задание после краткой речевой инструкции, проявляет стойкий интерес, действует целенаправленно. Выполняет задание самостоятельно, ошибок не допускает.

5. Целостное восприятие.

5.1. Разрезные картинки

Цель: выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интересов.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, методом проб и ошибок, на зрительной основе);
  2. Умение  анализировать объект, соотносить части и целое.

Оценка выполнения:

0 баллов – не понимает задание, отказывается выполнять, не находит вставок.

1 балл – проявляет незначительны интерес, но не заинтересован в конечном результате, действует наугад.  После показа способа действия находит простые вставки.

2 балла – выполняет задание после подробного объяснения, проявляет интерес к заданию и результату. Затрудняется при соотнесении частей и целого. Принимает помощь взрослого. Собирает 3-х, 4-х составную картинку.

3 балла – выполняет  задание после по краткой речевой инструкции, проявляет интерес к заданию и результату. На зрительной основе собирает 4-х составную картинку без образца.

4 балла - выполняет задание после краткой речевой инструкции, проявляет стойкий интерес, действует целенаправленно на зрительной основе составляет 6-тисоставную картинку без образца. С образцом собирает сюжетную картинку.

5.2. «Коврики Равенна»

Цель: выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Критерии:

  1. Способ выполнения задания (наугад, методом проб и ошибок, на зрительной основе);
  2. Умение  анализировать, воспринимать объект.

Оценка выполнения:

0 баллов – не понимает задание, отказывается выполнять, не находит вставок.

1 балл – проявляет незначительный интерес, но не заинтересован в конечном результате, действует наугад.  После показа способа действия находит простые вставки (таблицы 16, 17, 18).

2 балла – выполняет задание после подробного объяснения, проявляет интерес к заданию и результату. Необходима постоянная помощь взрослого; «соскальзывает» с задания, не доступны для выполнения таблицы 23, 24, 25.

3 балла – выполняет  задание после по краткой речевой инструкции, проявляет интерес к заданию и результату. Допускает ошибки при выборе сходных рисунков в сложных таблицах (23, 24, 25)

4 балла - выполняет задание после краткой речевой инструкции, проявляет стойкий интерес, действует целенаправленно, самостоятельно.

Уровень развития восприятия:

Низкий уровень (0 баллов) – отсутствуют знания об основных свойств предметов. Не осознает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита. Пространственное восприятие не сформировано, не ориентируется в схеме собственного тела.

Ниже среднего (1 балл) –  находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает. Испытывает затруднения при ориентировке в схеме собственного тела.

Средний уровень (2 балла) – находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознано воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. Показывает части собственного тела, знает верх и низ, затрудняется в нахождении правой и левой стороны, необходима организующая помощь взрослого.

Выше среднего (3 балла) – находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путем целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает не сложные, целостные изображения по части и умеет включать часть в целое. Показывает части собственного тела, ориентируется в пространстве с помощью взрослого.

Высокий уровень (4 балла) –  соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части, и умеет включат часть в целое. Свободно ориентируется в схеме собственного тела и пространстве.

Диагностика памяти

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. В зависимости от используемого анализатора выделяют следующие виды памяти: двигательная, слуховая, образная, словесно-логическая.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды:   зрительную;   слуховую;  осязательную; обонятельную; вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

«Повтори за мной»

Цель: выявить уровень двигательной памяти.

Критерии:

 1. ориентировка на символ

 2. правильность выполнения движения

Результат:

  1. баллов – задание не принимает.

1 балл - Ребенок, путая символы, допускает ошибки в  движениях, помощь не эффективна

2 балла - выполняет с помощью педагога.

3 балла - выполняет с незначительными ошибками, которые может самостоятельно исправить.

4 балла  - выполняет самостоятельно без ошибок.

 

«Десять слов»

Цель: выявить уровень слуховой памяти.

Критерии: количество верно воспроизведенных слов.

Результат:

0 баллов - Задание не понимает.

1 балл - Ребенок воспроизводит до 4 слов.

2 балла - Ребенок воспроизводит до  5-6 слов.

3 балла - Ребенок воспроизводит до   7-8 слов.

4 балла - Ребенок воспроизводит  9-10 слов.

«Пиктограмма»

Цель: выявить уровень смысловой памяти.

Критерии: 1. количество воспроизведенных фраз

                     2. последовательность слов во фразе

Результат

0 баллов - задание не принимает

1 балл - Воспроизвел 1 фразу, требуется значительная помощь педагога в виде схематичных изображений, последовательность слов во фразе меняется, но общий смысл фразы сохраняется.

2 балла - Воспроизвел 2 фразы с опорой на схематичное изображение, переставляет слова во фразе, количество слов не меняется.

3 балла - Воспроизводит 3 фразы, самостоятельно изображает пиктограмму, при перестановке слов во фразе может исправить ошибку.

4 балла - Воспроизводит 3 фразы,  самостоятельно  изображает пиктограмму, без ошибок.

 «Рассказ» 

Цель: выявить способность воспроизвести смысл рассказа близко к тексту

Критерии: 1. точность воспроизведения.

                     2. скорость запоминания.

0 баллов - задание не принимает.

1 балл - Скорость запоминания низкая, требуется более 2 повторений, помощь не эффективна.                                                                                                      

 2 балла - Пересказал после двух повторений, точность воспроизведения страдает. Количество предложений может увеличиться.

3 балла - Пересказал  после двух повторений без ошибок.

4 балла - Пересказал  после первого прочтения, самостоятельно, без ошибок.

«Слова-пары»

Цель: выявить  способность воспроизводить слова используя ассоциации.

Критерии: 1. скорость запоминания.

 2. точность воспроизведения.

 3. использование наглядности.

Критерии

 0 баллов - задание не принимает.

 1 балл - скорость запоминания низкая, называет менее 3 пар слов, воспроизведение механическое,  использование наглядности не эффективно.

2 балла - называет 4-5 пар слов с косвенной помощью, с незначительными ошибками.

3 балла - называет 6-7 пар слов с незначительными ошибками, которые исправляет самостоятельно.

4 балла - называет самостоятельно без ошибок.

«10 предметов»

Цель: Выявить уровень образной памяти.

Критерии: 1. количество воспроизведенных картинок

 2. скорость запоминания

Результат

0 баллов -  Задание не принимает.

1 балл - Ребенок после 3-4 попыток педагога воспроизвел до 4 слов.

2 балла - Ребенок  после 2-3 попыток педагога  воспроизвел 5-6 слов

3 балла - Ребенок после 1 перечисления педагога воспроизвел 7-8 слов.

4 балла - Ребенок самостоятельно, назвал 9-10 картинок.

 «Найди картинку»

Цель: Выявить уровень образной памяти.

Критерии: 1. количество отмеченных картинок.            

2. количество ошибок.

Результат

0 баллов (низкий уровень) – задание не принимает

1 балл - Ребенок после 3-4 просмотров находит до 4 картинок.

2 балла - Ребенок после 2-3 просмотров находит 5-6 картинок.

3 балла - Ребенок после 1 просмотра находит 7-8 картинок.

4 балла - Ребенок после 1 просмотра находит 9-10 картинок.

Уровень развития памяти:

 Низкий уровень(0 баллов) объем памяти резко снижен,  процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.

Ниже среднего (1 балл) объем памяти узкий, медленное запоминание, не прочное и быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

Средний уровень (2 балла) объем памяти несколько снижен. Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные не точности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

 Выше среднего (3 балла) объем памяти достаточный. Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Высокий уровень (4 балла) широкий объем памяти. Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Диагностика мышления

Мышление - высший познавательный психический  процесс, свойственный только человеку.

Мыслительная деятельность совершается  при помощи мыслительных операций - сравнения, анализа, синтеза, абстракции и конкретизации, обобщения.

Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное – решение задачи осуществляется через физическое преобразование ситуации, опробование свойств объектов (первая ступень развития мышления).

Наглядно-образное  - связано с представлением ситуаций и изменений в них.

Словесно-логическое - характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств. В структуре словесно-логического мышления формируется и функционируют различные виды обобщений.

 

«Понимание картин со скрытым смыслом»

Цель: Выявить умение детей понимать сюжет картин со скрытым смыслом и  устанавливать причинно-следственные связи.

Критерии оценки:

-выявить способность  понять сюжет в целом

-установить причинно-следственные связи

-определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей

Результат:

 0 баллов: Задание  не принимает, интереса к заданию не проявляет

1 балл: ограничивается перечислением того, что видит на картинке, не понимает  мимику и жесты персонажей. Смысл картины не доступен, помощь не эффективна.

2 балла: способен описать то, что видит на картинке. В целом скрытый смысл картинны не доступен.

3 балла:                            

испытывает трудности  при способности понять сюжет, но наводящие вопросы помогают понять смысл картины.  

4 балла: понимает сюжет, на основании мимики и жестов персонажей, определяет мысли и чувства людей, устанавливает причинно-следственные связи.

«Нелепицы»

Цель: выявить умение понимать нелепость картины, запаса общих сведений об окружающим, характер эмоционального проявления, наличие чувства юмора.

Критерии оценки:

-понимание нелепости изображенного

- запас общих сведений об окружающем

-умение использовать помощь

Результат:

0 баллов: Задание не принимает, эмоций при просматривании таблиц не проявляет.

1 балл:   перечисляет увиденное на таблице. Эмоций  не проявляет.

2 балла: При наводящих вопросах педагога выделяет основные нелепые ситуации. При просмотре таблиц  есть эмоциональная  реакция.

3 балла: При незначительной помощи взрослого называет  нелепые ситуации, реагирует на картину ярко, эмоционально.

4 балла: Рассматривает картинку целенаправленно, в определенной последовательности, самостоятельно называет большое количество нелепостей. Свои эмоции может обозначить в речевой форме.

«Восприятие и понимание серии связанных  единым сюжетом картин».

Цель: Исследовать умение ребенка обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Критерии оценки:

- умение устанавливать причинно-следственные  связи

- уровень обобщения,  оценки воспринимаемым ситуациям,

- уровень речевого развития ребенка.

- умение использовать помощь

Результат:

0 баллов: Задание не понимает либо ограничивается названием элементов картин.

1 балл:  Перечисляет  изображенные  на картинках объекты, может составить фразу или простое предложение  по отдельной картинке.

2 балла: Выполняет задание при постоянной  организующей  помощи. Может составить несколько предложений по картинкам.

3 балла: Способен установить последовательность серии картин и с незначительной помощью составить рассказ.

4 балла: Правильно определяет последовательность картинок, самостоятельно составляет рассказ, делает обобщения, устанавливает причинно-следственные связи.

«Классификация предметов»  (изображений)

Цель: Исследовать способность ребенка обобщать и абстрагировать, устанавливать логические связи.

Критерии оценки:

- характер процесса обобщения и абстрагирования,

-способность группировки объектов на основе существенных признаков, -способность устанавливать логические связи.

Результат:

0 баллов: Задание не понимает, хаотично перекладывает карточки.

1 балл: Осуществляет объединение предметов в группы на основе ситуационных или просто наглядных признаков.

2 балла: На знакомом материале действует без ошибок. Оставшийся материал делит без учёта ведущего признака.

3 балла: Самостоятельно выполняет задание, объединяя картинки на основе существенных признаков. На 2 группы не делит или может выполнить с косвенной помощью.

4 балла: Самостоятельно группирует объекты на основе существенных признаков, действия обдуманны, необходимые обобщения производит, логические связи устанавливает.

«Четвертый лишний»

Цель: Исследовать способность выделять в предметах их  существенные признаки и на этой основе делать необходимые умозаключения.

Критерии оценки:

- способность  выделять в предметах их существенные признаки

- делать  обобщения

- способность речевого обобщения выделенных признаков

Результат:

0 баллов: Задание  не принимает.

1 балл: Объединяет в группы предметы,  руководствуясь ситуационными признаками.

2 балла: При организующей помощи задание выполняет. Помощь педагога эффективна.

3 балла: Выполняет самостоятельно, затрудняется объяснить выбор. После оказанной помощи  в первом задании,  с последующим заданием справляется самостоятельно.

4 балла: Правильно выделяет в предметах их существенные признаки и делает на основе этого необходимые обобщения, способен объяснить свой выбор. Способен выполнять более сложные задания.

 «Загадки»

Цель: Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок, умение использовать свои знания и имеющийся жизненный опыт, интерес к выполнению задания.

Критерии оценки:

-понимание ребенком иносказательного смысла загадок

-способность к активной поисковой деятельности

- использование наглядности

Результат:

0 баллов: Задание не понимает, интереса не проявляет.

1 балл: Отгадывает только известные ему загадки, не умеет использовать собственные наблюдения и имеющиеся представления при отгадывании новых для него загадок. Либо использует знакомые ему отгадки  для  новых загадок.

2 балла: Испытывает трудность при отгадывании, оказанная помощь эффективна. Необходима наглядность. Проявляет интерес.

3 балла: Отгадывает загадки при оказанной косвенной помощи в виде наводящих вопросов.

4 балла: Отгадывает незнакомые загадки, используя свой прошлый опыт, и проявляет радость при отгадывании загадок.

 Уровень развития мышления

Низкий уровень (0 баллов) – мыслительные операции не сформированы. не классифицирует, обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Помощь не эффективна.

Ниже среднего (1 балл) – исключает, классифицирует, обобщает, опираясь на не существенные признаки, не может объяснить свой выбор. Не видит единого сюжета в серии сюжет картинок, не устанавливает причинно-следственные связи, ограничивается перечислением изображенных объектов. Анализ и синтез не доступен. Действует только на наглядном уровне. Мышление не произвольное. Понимание скрытого смысла выражений и изображений не доступно.

Средний уровень (2 балла) – не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивы. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений мышление не самостоятельное.

Выше среднего (3 балла) – исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространенные причинно - следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет строить элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Справляется с простыми заданиями на вербальном уровне.

Высокий (4 балла) - исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой дифференциации. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространенные причинно - следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности устойчивые.  Строит умозаключения. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Способен работать на вербальном уровне.

Диагностика элементарных математических представлений.

Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР, предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формировании способов измерения, а так же выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Счет.

Цель: выявление уровня овладения прямым (обратным, порядковым) счетом, знания места числа в числовом ряду, осознанность при выполнении заданий.

Задания.

«Соедини», «Считай от…до», «Назови соседей числа» задания выполняются устно.

Критерии оценки.

  1. осознанность выполнения задания
  2. наличие ошибок, способность их исправить
  3. помощь взрослого

Результат.

0 баллов – счет отсутствует, задания не выполняет.

1 балл – механический счет (прямой, обратный), помощь не эффективна, может отказаться от выполнения заданий.

2 балла – ребенок часто сбивается при счете, пропускает числа, не замечает ошибок, постоянно возвращается к началу задания, требуется постоянная помощь взрослого.

3 балла – ребенок может сбиваться при счете, но замечает свои ошибки, исправляет их самостоятельно либо при косвенной помощи взрослого.

4 балла – счет самостоятельный, без ошибок, самостоятельно выполняет аналогичные задания.

Число и цифра.

Цель: выявление умений выполнять счетные операции, понимание состава числа, умение соотносить количество с цифрой, знание зрительного образа цифр.

Задания.

«Покажи цифру», «Найди цифре место», «Числовые домики».

Результат.

0 баллов – от задания отказывается либо действует неадекватно.

1 балл – названия цифр и чисел путает, от помощи отказывается, количество с цифрой не соотносит, состав числа может называть механически.

2 балла – название цифр путает, для соотношения количества с цифрой требуется пересчет, состав числа доступен только при помощи взрослого либо путем присчитывания по 1.

3 балла – соотносит количество с цифрой, знает зрительные образ цифр, допускает ошибки при составе числа, необходима косвенная помощь взрослого.

4 балла – выполняет задания без ошибок и самостоятельно.

Множество.

Цель: выявление типа счета (визуальный, на пальцах, присчитывание по 1, механический), умение составлять заданные множества, владение способами уравнивания.

Задания.

«Отсчитай», «Сделай больше (меньше) на…», «Столько сколько»

Критерии.

  1. тип счета.
  2. способ уравнивания.

Результат.

0 баллов – счет отсутствует, доступны множества «один - много» знаки путает, способами уравнивания не владеет.

1 балл – механический счет, может продолжать считать, выходя за пределы множества, составляет множества только при помощи взрослого, уравнивает используя наложение, помощь не всегда эффективна.

2 балла – счет на пальцах, составляет множества (до 5/10),  требуется постоянный пересчет, уравнивает только при помощи взрослого,  чаще использует наложение.

3 балла – присчитывает по  1,  при затруднениях переходит на пальцы, умеет составлять заданные множества, уравнивает при незначительной помощи взрослого.

4 балла – счет визуальный, задания выполняет самостоятельно, владеет способами уравнивания, составляет множества.

Решение примеров.

Цель: выявить уровень овладения операциями «сложение», «вычитание», умение составлять примеры (с наглядной опорой и без нее), знание знаков, обучаемость ребенка.

Критерии.

  1. связь знаков с операциями «сложение», «вычитание».
  2. использование наглядности.
  3. тип счета.
  4. умение составлять и записывать пример.

Результат.

0 баллов – ребенок отказывается от задания, самостоятельно записать и составить пример не может.

1 балл -  владеет решением в пределах «+/- 1», записывает и составляет примеры только совместно со взрослым, путает знаки.

2 балла – владеет операциями «+/- 5», составляет пример с наглядной опорой, требуется помощь взрослого при записи примеров.

3 балла – владеет операциями «+/- 7», составляет и записывает пример  на слух, возможны ошибки при решении, счет на пальцах.

4 балла – владеет операциями «+/- 10», составляет и записывает примеры на слух, решает двусоставные примеры, выполняет задания на обучаемость.

Решение задач (в конце 2 полугодия 2 года обучения).

Цель: выявить понимание ребенком задания, способность анализировать условия задачи, составлять задачи по иллюстрациям, выявить характер подхода к решению задачи.

Критерии.

  1. использование наглядности
  2. владение счетными операциями
  3. знание структуры задачи.

Результат.

0 баллов – ребенок не понимает задания, отказывается от выполнения.

1 балл – используя иллюстрацию, при помощи взрослого, старается составить задачу, но «соскальзывает» с задания, может выполнить счетные операции, подход к решению задачи неосознанный.

2 балла – после подробного объяснения способен составить пример и решить его.

3 балла – ребенок осознанно подходит к решению задач,  при помощи взрослого составляет  по иллюстрации и решает ее самостоятельно.

4 балла – подход к решению задач осознанный, задания выполняет самостоятельно и без ошибок, может на слух составить схему задачи, записать пример и решить его.

Временные представления.

Цель: выявить овладение ребенком временных представлений. Доступность понятий  (год, времена года, месяц, неделя, сутки, части суток), осознанность при выполнении задания.

Критерии.

1.последовательность при перечислении временных понятий.

2. выделение основных признаков временных понятий

3. использование наглядности

 Результат.

0 баллов – временные представления не сформированы, задания не выполняет.

1 балл – ребенок механически воспроизводит название  времен года и т.д., путает последовательность, помощь не эффективна.

2 балла – доступны понятия «части суток, времена года» как противоположности «день-ночь», «зима-лето», последовательность не воспроизводит, требуется постоянная помощь взрослого.

3 балла – ребенку доступны понятия «времена года, неделя, части суток», название дней недели воспроизводит в стихотворной форме, может путать последовательность, но при косвенной помощи исправляет ошибки.

4 балла – ребенку доступны  временные понятия, он самостоятельно объясняет взаимосвязь между ними, связывает временные понятия с определенными видами деятельности.

Геометрические фигуры.

Цель: выявить знания детей о геометрических фигурах: их название, умение выделять фигуры из общей картинки.

Критерии.

  1. соотношение фигуры с названием.
  2. умение дифференцировать фигуры.
  3. тип наглядности (предметный рисунок, схема)

Результат.

0 баллов – название с фигурами не соотносит, чаще всего отказывается от задания.

1 балл – ребенок выделяет только круг и квадрат, овал, прямоугольник и ромб рассматриваются ребенком как круг и квадрат.

2 балла -  ребенок выделяет круг, квадрат, треугольник только в простых вариантах заданий.

3 балла – ребенку доступны схематические задания, но он выделяет только крупные фигуры, необходима помощь взрослого.

4 балла -  ребенку доступны схематические задания, видит и называет все фигуры, можно предлагать задания на составление предметов из набора геометрических фигур.

Уровень сформированности математических представлений.

Низкий уровень (0 баллов) - счет отсутствует, понятия о цифре и числе не сформированы, доступны понятия только -  «один – много», способами сравнения и уравнивания множеств не владеет. Временные представления отсутствуют. Название с фигурами не соотносит.

Ниже среднего (1 балл) - счет механический,  названия цифр и чисел путает, количество с цифрой не соотносит, состав числа может называть механически. Составляет множества только при помощи взрослого, уравнивает используя наложение. Механически воспроизводит название  времен года и тд., путает последовательность.  Названия геометрических фигур не знает, но может показать по слову круг, квадрат.

Средний уровень (2 балла) – навыки счета не устойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Составляет множества (до 5/10),  требуется постоянный пересчет, уравнивает только при помощи взрослого,  чаще использует наложение. Ребенок выделяет круг, квадрат, треугольник только в простых вариантах заданий доступны понятия «части суток, времена года» как противоположности «день-ночь», «зима-лето», последовательность не воспроизводит.

Выше среднего (3 балла) - присчитывает по  1,  при затруднениях переходит на пальцы, умеет составлять заданные множества, уравнивает при незначительной помощи взрослого. Выделяет только крупные фигуры, необходима помощь взрослого. Доступны понятия «времена года, неделя, части суток», название дней недели воспроизводит в стихотворной форме, может путать последовательность, но при косвенной помощи исправляет ошибки.

Высокий уровень (4 балла) – считает в прямом и обратном порядке. Счет осознанный. Владеет порядковым счетом. Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия. Знает цифры и оперирует ими, а так же арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает арифметические задачи(подготовительная группа). Доступны  временные понятия, он самостоятельно объясняет взаимосвязь между ними, связывает временные понятия с определенными видами деятельности. Видит и называет все геометрические фигуры.

Заключение.

Диагностикам выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые маршруты развития и определить их эффективность.

Педагоги творческой группы, обобщив свой опыт работы с детьми ЗПР, адаптировали  имеющийся диагностический материал к условиям ДОУ и категории детей, разработали количественные  и качественные характеристики, которые позволят осуществить дифференцированный подход при обучении. Разработали таблицы к предложенным диагностическим заданиям, для внесения результатов обследования каждого ребенка (приложение 1), разработали итоговую таблицу для выявления общего уровня развития детей группы (приложение 2).

В ходе работы были успешно решены поставленные задачи.

В дальнейшем на базе ДОУ «Детский сад № 249 комбинированного вида» планируем использовать разработанную оценочную систему. На ряду с этим, считаем актуальным, разработать план – программу с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. – Книга 1, 2.), которая будет предусматривать всестороннее развитие ребенка.

Литература

  1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии:  учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию « Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.: ВЛАДОС, 2005.
  5.  Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.: ВЛАДОС, 2005.
  6.   Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 1998.
  7. Козлова А.М., Никифорова Е.В., Скопинова Н.А. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
  8. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985
  9.  Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/ Под ред. Е.А. Каралашвили. -0 М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. Пособие/ сост. и авт. коммент. Ф.Ф. Водоватов. – М.: «Академия», 2006.
  11. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие/ Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2005.
  12.  Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие/ Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2004.
  13. Столяренко Л. Д. Психология. – ростов н/Д.: «Феникс», 2003
  14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга первая/Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2007.
  15.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга вторая: тематическое планирование занятий/Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  16. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей Кл. коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит ВЛАДОС, 2001.
  17. Юдина Е.Г. педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. Уч.. – М.: Просвещение, 2002.

Приложение 1.

Протокол обследования

Ф.И. ребенка______________________________________________________

Дата проведения

1-й год обучения         _________          ____________          ____________

2-й год обучения        _________          ____________         ____________

Мелкая моторика

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Пирамидка

Матрешка

Почтовый ящик

Молоточек

Замочки

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Графомоторные навыки

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Лабиринт

Раскрашивание

Вырезывание

Дорисуй …

Графический диктант

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Ведущая рука ________________________________

Общий итог 

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Психические процессы

Восприятие

 Цвет

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Стр 11, табл 1

Стр 11, табл 2

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Почтовый ящик

«найди шкафчик»

«найди пару»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Величина

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Стр 11, табл 3

Табл 4

Табл 5

Стр 11, табл 6

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий итог 

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Внимание

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«найди и вычеркни» концентрация

«чего не хватает» концентрация

 «найди отличия» переключение

 «найди такой же» распределение

 «Лабиринт» устойчивость

Итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Память

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Двигательная

тест Н. В. Гатанова

Слуховая «10 слов»

Словесно-логическая  «Пиктограмма»

 «Рассказ»

«Слова – пары»

Итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий итог 

память

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление

Название задания (упражнения, теста)

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

С. гшода

к. года

н. года

с. года

к. года

Понимание картин со срытым смыслом

«нелепицы»

  Восприятие и понимание серии связанных  единым сюжетом картин.

Классификация предметов  (изображений)

«4-й лишний»

Понимание загадок

итог

Примечания_________________________________________________________________________________________________________________________

Общий итог 

Психические процессы

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Математические представления

Счет

прямой

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«Соедини»

«Считай от…до»

«Назови соседей числа»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратный 

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«Соедини»

«Считай от…до»

«Назови соседей числа»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядковый

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«Соедини»

«Считай от…до»

«Назови соседей числа»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий итог 

Счет

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Число и цифра

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«Покажи цифру»

«Найди цифре место»

«Числовые домики»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Множества

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

«отсчитай»

«Сделай больше (меньше) на…»,

«Столько сколько»

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение примеров _____________________ (конец второго года обучения)

 Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение задач __________________________ (конец второго года обучения)

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Временные представления

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Время года

Время суток

Дни недели

месяцы

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Геометрические фигуры

Название упражнения

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Квадрат

Круг

Треугольник

Прямоугольник

овал

итог

Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий итог 

Математические представления

Оценка результатов

I год обучения

II год обучения

н. года

с. года

к. года

н. года

с. года

к. года

Приложение 2.

п/п

Фамилия имя ребенка

Психические процессы

Математические представления

Мелкая моторика

восприятие

внимание

память

мышление

итог

счет

число и цифра

Множества

Решение примеров

Решение задач

Временные представления

Геометрические фигуры

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Психические процессы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).

Мы не ставим цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнк...