Индивидуальный образовательный маршрут (нарушение опорно-двигательного аппарата)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шевелёва Татьяна Николаевна

Работа музыкального руководителя с детьми имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oporno-dvigatelnyy_apparat.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад № 1  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников

Принято на заседание

педагогического совета

протокол №1

от 27.09.2020

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 1                                                                                                                                

Кирсанова Т.А.

Индивидуальный образовательный  маршрут

для детей  с  ОВЗ (нарушением опорно-двигательного аппарата)

- первая младшая группа -

Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие

(музыкальное воспитание)».

Маршрут разработан  по программе «От рождения до школы»

Разработали: Шевелёва Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель.

Мачинская Татьяна Васильевна

старший воспитатель

г.Озёрск, Челябинская область

Фамилия, имя ребенка     -  ___________________________

Группа № ____

Дата рождения____________

Адрес, домашний телефон ______________________________________

 Посещает МБДОУ - детский сад» с «____» ______________ 20____г.

Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника. Создание комфортных условий   для музыкального  развития ребенка в коллективе сверстников.

Задачи.

 1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточно высокой степенью свободы музыкальных навыков.

2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.

 3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров, заявленных ФГОС

4. Создавать условия для формирования  чувства ритма через музыкально - ритмические  движения и  игру на детских музыкальных инструментах. Предоставляя право выбора и вариативность музыкальной среды.

5.Создавать условия, способствующие  ситуации успеха данного воспитанника в коллективе сверстников.

Основные  направления  коррекционной работы

Учитывая  специфические особенности  ребенка, состояние его здоровья,   на музыкальных занятиях  и  в самостоятельной музыкальной деятельности создаются   специальные педагогические условия для поддержания  его  образовательных и  творческих  интересов.  В процессе музыкальных занятий  обеспечивается  правильное распределение его умственной и физической нагрузок, создается  радостное,  позитивное  настроение  на  участие  во всех видах музыкальной деятельности  (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Принципы и подходы индивидуально – образовательного маршрута:

1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение затруднений в педагогическом процессе  должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.  Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

4. Принцип  индивидуализации и доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Доступность и вариативность  в выборе средств   для музыцирования, атрибутов с учетом особенностей   физиологии данного ребенка. Возможность взаимозаменяемости одних заданий на другие с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностно-ориентированные подходы.

Планируемые результаты освоения образовательного маршрута:

  • наличие повышенного интереса к музыкальному  искусству; стремление к музыкально-творческому самовыражению (пение, танцы, игры-инсценировки, логоритмические упражнения, участие в утренниках);
  • использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);
  • участие в утренниках, развлечениях, уметь двигаться под музыку; умение исполнять ритмические рисунки (хлопки, притопывание)
  • выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры, двигательные и динамические упражнения;
  • умение музицировать, подыгрывать себе на инструменте удобным способом.
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Дата

Вид деятельности

Задачи

Содержание

Результат

Сентябрь

Диагностическое обследование

Исследование общих музыкальных способностей  ребенка:

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.

2. Познавательные музыкальные способности   -  сенсорные   (мелодический, тембровый и динамические компоненты музыкального слуха и чувство ритма) и интеллектуальные способности;

3. Музыкальная память.

1.Движение.

2. Чувство ритма.

3. Слушание музыки.

4. Пение.

Музыкальное занятие

1.Играть на ложках (замена на бубен, в связи с особенностями физиологического строения ребенка),  четко выполняя ритмический рисунок музыкального произведения.

2. Выполнять  Упражнение» Лошадка» Поталовского..

Начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки.

3.Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик» - на развитие тембрового слуха. 4.Повышать интерес к пению, солировать.

1. Р.н.попевка по выбору муз.руководителя  («Динь-дон», «Скок-поскок, и.т.д.)

2. Поталовский . «Лошадка»

3. Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик»

Игра «С погремушками»

4. Слушание и подпевание р.н.п. «Ладушки-ладошки».

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие ритмического восприятия (у взрослого большая матрешка у ребенка маленькая. Ребенок повторяет ритмический  рисунок за взрослым

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление  и напряжение мышц.

-отображение положительных черт характера.

1. «В гости к нам пришли матрешки "

2.» Музыка с родителями»

3 упражнение: «Маленькие и большие ножки».

Октябрь

Музыкальное занятие

1. Различать 2-х частную музыку. Играть на бубне применяя приемы ритмического  постукивания  бубном по колену

2.Развивать образные движения. Слуховое внимание. Слышать смену музыки и двигаться в соответствии с ней.

3Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.

Создавать  у ребенка позитивный настрой, бодрое настроение.

4. Повышать интерес к пению. Петь полным голосом, четко проговаривая слова.

1. «Пляска с притопами» Укр.нар.мел.

2. Игра   «Воробьи и кот».

3. Распевание «Доброе утро»

4. Слушание и  пение «Осень» Кишко,

 «Непослушный дождик»  В. Насауленко

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие тембрового и динамического  слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие песенного творчества.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на: - выражение внимания, интереса и сосредоточенности;

- выразительность жеста.

1.  «Музыкальное лото по памяти»

2. «Музыкальный паровоз»

3. «Гимнастика с мамой»

Ноябрь

Музыкальное занятие

1. Играть на погремушке, четко выполняя ритмический рисунок  2-х частной музыки.

2. Выразительно передавать образ кошки мимикой лица. Выполнять танец на стуле.
. Выполнять  образ  кота.  Реагировать на окончании музыки соответствующими действиями.  

4.  Активно участвовать в игре: «Что нам осень принесла». Создавать условия для развития диалогового пения. Разучивания диалогов

5 Определять  характер музыкального произведения, побуждать высказываться о нем .Разучивание песни.

1. Танец. «Весёлая погремушка» М.Картушина.

2.  Игра «Кот и мыши». Т.Ломовой.

3. Хороводная игра:  «Что нам осень принесла».

4. «Два кота» распевка.

5. «Осень» Кишко.

.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Участие в досугах, развлечениях.

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие звуковысотного восприятия на развитие тембрового слуха игра: «Большой и маленький колокольчик». «Веселая лесенка»

2. Побуждать ребенка в свободной деятельности исполнять знакомые песни.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышц;

- выражение удовольствия и радости;

Ребёнок участвовал в празднике, посвящённом осени, активно пел с группой детей песню «Непослушный дождик»

1. « Веселая лесенка»

2.«Большой и маленький колокольчик»

3. «Маленькие – большие ножки», «Непослушный дождик»

Декабрь

Музыкальное занятие

1.Повышать интерес к пению, на проигрыш выполнять ритмическую игру на  бубне.

2.Вокальные упражнения. Артикуляционная гимнастика (для мышц мягкого нёба» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51 неба и глотки). Жаба Квака.

3.Закреплять текст  песни «Что за чудо».  

Вместе начинать и заканчивать пение Четко произносить слова.

Выполнять образы знакомых зверей.

 Эмоционально отзываться на музыку.

4. Развивать координацию  и моторику движений рук (лепят от большого кома до маленького) Амплитуду движений.

1. Танец «Новогодний».

2. Песня-хоровод: «Звери на елке».

3. Песня «Что за чудо».

4. Игра «Снег пушистый нагребаем».

Совместная музыкальная деятельность

Участие в досугах, развлечениях.

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие ритмического слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания (изобразить на бубне, как бежит мышка, идет медведь, шагают ребята»

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выражение удовольствия и радости;

-выражение страдания и печали.

Ребенок участвовал в празднике «Новый год», исполнял песню с детьми «Что за чудо».

1. "Какой инструмент лишний».

2. « В гости к нам пришли матрешки».

3. « Игра на развитие координации движений».

4.Муз.дид игра «Угадай на чём играю.

Январь

Музыкальное занятие

1. Различать 2-х частную музыку, выполняя танцевальные движения, умение двигаться с атрибутами(ложками)-замена на маракас.

2Валеологическое распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.

3. Петь песню с выразительно исполняемыми жестами.

3. Развивать сноровку, внимание и  быстроту реакции.

 Повторение знакомых игр.

1. Хоровод «Выпал беленький снежок».

2. Валеологическое  распевание: «Доброе утро» (сб.Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.

3. Танец-игра «Снежки» (авторская).

4. Песня «Что за чудо»».

5. Рус. нар.песня – игра со снежками.

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  движений.  

2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания (двигательная активность).

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- выразительность жеста;

-развитие памяти;

1. Муз.дид. игра «Угадай-ка».

2. «Музыкальные загадки» - игра.

3. «Музыка с родителями».

Февраль

Музыкальное занятие

1. Выполнять ритмический рисунок  хлопками (замена притопами)

 2. Выполнять ритмический рисунок   палочкой по металлофону.

3.Валеологическое упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее»

сб.Оздоровительная работа в ДОУ

4.Развивать внимание, умение высказаться по содержанию песни.

«Мы солдаты» муз. Слонова. Разучивание отдельно мелодии и движений.

5. Повторение знакомых танцев и игр.

1. Р.н. попевка по выбору муз.руководителя («Динь-дон», «Скок-поскок, и.т.д.).

3. Валеологическое  упражнение «Доброе утро, улыбнись скорее»

4. Развивать внимание, умение высказаться по содержанию песни.

«Мы солдаты» муз. Слонова. Разучивание отдельно мелодии и движений.

5. Игра «Самолёты» Тиличёвой.

Самостоятельная и совместная деятельность музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  тембрового и динамического слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие музыкальной памяти и внимания.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышц;

-выражение удивления.

1. «Громко – тихо»

2. «Раскрась свой инструмент и назови его». «Ритмические карточки»

3. Упражнение. Отряхни капельки дождя

Март

Музыкальное занятие

Участие в праздниках, досугах, развлечениях.

1. Различать 2-х частную музыку, выполняя игру на погремушке.

2. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера.

3. Запоминать слова, чисто интонировать песню. В песне «Ах, какая мама!» вовремя начинать и заканчивать пение, правильно пропевать  слова.

4. Развивать координацию речи и движения. Чувствовать изменение темпа, меняя

скорость движения.

1.Создавть условия  для развития уверенности ребенка в коллективе сверстников. Создавать ситуацию успеха.

1. Танец «Весёлая игрушка» М.Картушина.

2. Валеологическое распевание: «Доброе  утро»  (сб. Оздоровительная работа в ДОУ) стр. 51.

3. Песня «Ах, какая мама!»

4.  Танец: «Птичка польку танцевала».

1. Сольное исполнение (3 человека) песни «Ах, какая мама!», на празднике, посвященному  8 марта.

2. Исполнение танца  «Птичка польку танцевала».

Самостоятельная  музыкальная деятельность

1Создавать условия для проявления творческих способностей в выборе инструментов и подыгрывание  во время исполнения песни  (инструменты на выбор ребенка-бубен, маракас, ложки, барабан, колокольчики)

1. Р.н.п. «Ах, вы сени»

Апрель

Музыкальное занятие

1.  Различать музыку 2-х частного характера, выполнять игру на бубне (или инструмент по выбору) на первую часть музыки, на вторую часть музыки  ритмично притопывать ногой сидя на стуле.

2.Создавать радостное настроение, желание танцевать с другом. Эмоционально откликаться на музыку веселого, бодрого характера. Слышать смену частей. Меняя движения.

3. Приобщать к активному пению.

4. Развивать танцевальные, изобразительные движения, пантомиму.

1. Хоровод «Светит месяц». Рус.нар.мел.

2. Танец:  «Детки - конфетки» (фонограмма).

3. Песня  «Детский сад»

4. Игровой - коммуникативный танец:  «Нам весело живётся»

Совместная музыкальная деятельность

1.Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие  звуковысотного слуха.  

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на развитие творческого движения и пантомимы. Чередовать напряжение и расслабление мышц тела.

1. « Птичка и птенчики»»

2. «Лесенка»

3. Этюд: «Мяч надувается»,  «Мяч спускается»

Май

Музыкальное занятие

1. Знакомить с песнями о весне, насекомых. Четко проговаривать слова, развивать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Запомнить ритмическую формулу (ТА-ТА, ти-ти-ТА), подыгрывать на  бубне

3. Создавать радостное настроение. Развивать выразительные движения и коммуникативные навыки.

4.Танцы по выбору ребенка

1. Песня «Жук», «Дождик кап».

2. Упражнение  на развитие ритма на бубне или другие инструменты удобные для исполнения ребенком (ложки, бубен, погремушка и т.д.)

3. Танец-игра «Как нам весело живётся». «Хорошее настроение».

4. Хоровод «Ясные денёчки» Филиппенко.  

Самостоятельная музыкальная деятельность

1. Формирование музыкальных способностей посредством  музыкально-дидактической игры  на развитие памяти и слуха.

2. Побуждать ребенка выполнять творческое задание на воображение.

3. Выполнять психогимнастические упражнения на:

- расслабление мышц;

-выражение удовольствия и радости.

1. « Ритмические рисунки»

2. «Угадай, какой инструмент играет»

3. «Музыка с мамой»

Контрольно-итоговый этап

Оценка  динамики  изменений общих  музыкально-двигательных способностей.  

 

1.Слушание музыки.

2. Пение.

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Танцевальные движения.

Динамика состояния ребенка:

Состояние на начало учебного года: ____________ –  познавательно - музыкальный интерес неустойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Задания выполняет с помощью педагога.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребенок зажат, стесняется танцевать в коллективе сверстников (связано с особенностями строения организма)  отказывается брать инструменты. Но имеет достаточно хорошие певческие данные -  звуковысотный слух. Наличие гипертонуса мышц. С трудом  расслабляется. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность занятий (на конец учебного года) имеет высокий уровень знаний, самостоятельно выполняет задание. Действует планомерно, помнит о выполнении задания на протяжении всей деятельности. Проявляет активный интерес, направлен на самостоятельность. Ребенок стал более раскрепощенным, вступает в контакт сверстником. С удовольствием играет в коллективные игры, исполняет любимые танцы. Исполняет танцы  и упражнения с предметами компенсируя движения другой рукой. Подыгрывает на инструментах по своему выбору. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с родителями

Дата

Форма работы

Тема

Октябрь

Консультация

«Музыкальное воспитание в детском саду».

Ноябрь

Консультация

«Музыкотерапия».

Декабрь

Консультация

«Ритмическая гимнастика»  (диск Железновой «Гимнастика с мамой»).

Январь

Индивидуальное  занятие

«Логоритмика, как фактор здоровья ребёнка».

Февраль

Консультация

«Влияние коммуникативных игр  на психику и развитие ребенка».

Март

Памятка

«Игровые и динамические упражнения в домашних условиях».

Апрель

Видео урок

«Музыкально-ритмические упражнения для малышей».

Май

Беседа

Результаты диагностических обследований за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...

Индивидуальный маршрут ребенка с нарушение опорно двигательного аппарата

Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (и...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Методы работы:1.Наглядный     Данный метод подразделяется на две большие подгруппы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Способствует концентрации внимания на важных аспектах во...