Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений
консультация по коррекционной педагогике

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Снижение или слабость зрительных функций в период детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою функцию. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. 

Работа по профилактике и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста направлена на охрану и укрепление их здоровья в течение всего периода пребывания в дошкольном учреждении.

Её основные задачи:

  • Создание условий для всестороннего развития детей, совершенствования предметно – развивающей среды.
  • Укрепление жизнеспособности детского организма путем привития куль туры здоровья.
  • Формирование представлений об органе зрения и способах сохранения зрения.
  • Воспитание практических навыков и приемов охраны и укрепления зрения в повседневной жизни.

Эти задачи решаются как на специальных занятиях, так и в процессе выполнения режимных моментов и в самостоятельной деятельности. Основными методическими приемами обучения детей являются показ и объяснение педагогом своих практических действий, которые в дальнейшем закрепляются в словесных высказываниях, что способствует формированию обобщенных представлений об органе зрения – глазах.

Для решения этих задач необходимо создавать специальную коррекционно-развивающая среда, которая будет побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.

Следует подбирать меры способствующие развитию зрительного восприятия. 
Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Которая проводится не менее 3 раза в день в течении 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение, а это способствует коррекции зрительных нарушений и предупреждению развития глазных заболеваний.

Кроме этого, в каждой возрастной группе, рекомендовано создавать условия для проведения упражнений для глаз, имеются специальные тренажеры.

При работе с офтальмотренажерами решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т.д.)
  • Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор; способность видеть то, что нас окружает.
  • Развивать навыки пространственной ориентации; способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
  • Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Упражнения со зрительными стимулами.

На конце указки прикрепляем яркий предмет (бабочка, лошадка, самолетик и т.д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении. Сопровождая движения словами: «Посмотри вверх-вниз, влево – вправо, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно сопровождать стихами.

Использование лазерного фонарика.

Игровые упражнения: «Где зажегся огонек», «Волнистая дорожка», «Пила» и др.

Работа с малыми офтальмотренажерами, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.

«Разноцветные кружочки». На таблице слева и справа нанесены равное количество кружочков определенного размера (от 5 до 0,5 см) и цветов (красного, синего, желтого, черного). Детям предлагаем задания: 

- покажи все большие (маленькие) кружочки;

- покажи красные кружочки в порядке убывания (возрастания);

- какие кружки расположены рядом с большим красным кружком;

- «Найди такой же» (игра в парах).

Цвет стимулирует зрительную реакцию ребенка, обладает большей эмоциональной выразительностью. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.

Аналогичные таблицы «Веселые цифры», «Учим буквы».

«Полоски длинные, короткие».

Слева и справа на таблице нанесены полоски определенной длины от самой длинной 50 см. до самой короткой 10 см., всего 5 полосок. Ребенку предлагают:
- найди 2 равные по длине полоски;

- покажи самую короткую и самую длинную полоску;

- от самой короткой до самой длинной.

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность их одновременного обозрения.

Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации; прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.

«Елочка».

На листе бумаги контуром изображена елочка. Толщина линии – 1см. Плакат размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. 

Упражнения со схемами проводится в положении стоя или сидя. Педагог предлагает детям занять удобную позицию, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере:

  • Этап подготовительный.

Ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.

  • Этап основной. 

Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

Этап  заключительный.

  • Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

«Найди зверюшек».

Упражнение способствует развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.
На таблице нарисовано 2 контура – силуэта животных, частично задевающих друг друга. Сначала, это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2, но выполненных одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать животных и сказать, кто это.

«Стрелоплан».
Стрелоплан позволяет ребенку зрительно перемещаться по таблице, «встречая» зверюшек;
- делить прямоугольник по диагонали на 4 треугольника;

- менять направление, выбирая самую «короткую», «длинную» дорогу до зайчика и т д.

Работа с офтальмотренажерами, расположенными на стенах групповой комнаты.
Направление которой: «Снятие физического и психического утомления» - это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами улучшения зрения и зрительного восприятия.

С ними проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Зрительные ориентиры находятся на стене, полу, потолке. Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами.

«Путешествие Колобка». «Пройди глазами по дорожке вместе с Колобком».
«Кораблик». «Проследи глазами по контурам кораблика». «Улитка». «Проследи глазами по дорожкам». «Паутина». «Проследи глазами по дорожке и скажи, листики, какого дерева ты встретил».

«Елочка». Упражнение предназначено для снятия утомления.

После продолжительной зрительной работы вблизи, учите детей перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагайте посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине занятия, 1,5 – 2 минуты.

«Лабиринты».
На таблице начерчены 4 разноцветные дорожки, пересекающиеся в разных направлениях друг с другом. Ребенку предлагается провести зверюшек по определенной дорожке, соблюдая точно все направления (проговаривая их).совершая разнообразные движения глазами, дети тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление, а также способствует коррекции осанки. Дети со сходящимся косоглазием проходят их выше уровня глаз, дети с расходящимся - ниже уровня глаз.

В работе с детьми, имеющими нарушение зрения большое значение, имеет и профилактическая работа. 

Офтальмологи рекомендуют, цветовое разрешение в зеленых, желтых, оранжевых тонах.

На занятии детей надо рассаживать сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя. Дети со сходящимся косоглазии работают на вертикальной поверхности, а дети с расходящимся на горизонтальной. Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные.
При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей. Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора. Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Таким образом, профилактическая коррекционная работа с детьми, имеющих дефект зрения способствует тому, что к концу пребывания в детском саду дети усваивают сенсорные эталоны: цвет, форма, величина; научатся ориентироваться в пространстве, что поможет им успешно обучаться в массовой школе.