Методическое объединение для педагогов-психологов ДОУ «Сенсорная комната: оборудование и организация работы в ней».
консультация по коррекционной педагогике

Методическое объединение представляет собой семенар-практикум по обмену опытом между педагогами-психологами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение для педагогов-психологов ДОУ

«Сенсорная комната: оборудование и организация работы в ней».

Цель: знакомство педагогов-психологов города Калуги с особенностями организации сенсорной комнаты и возможностями использования её потенциала в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. познакомить с интерактивной средой сенсорной комнаты;
  2. дать первоначальные представления по использованию оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста;
  3. развивать творческие компетенции педагогов-психологов, а также воображения, ассоциативного мышления.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово заведующего МБДОУ
  2. «Процедура приветствия».
  3. Диагностика работоспособности группы.
  4. Информационное сообщение на тему «Сенсорная комната».
  5. Формирование у участников МО позитивного настроя на работу (упражнение «Домики»).
  6. Информационное сообщение на тему «Оборудование сенсорной комнаты»;
  7. «Мозговой штурм».
  8. Информационное сообщение на тему «Организация работы в сенсорной комнате».
  9. Заключительная часть. Рефлексия.
  10. Чаепитие.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Пожалуй, мы начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы передаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кто получил мяч, в свою очередь передаёт его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

– Молодцы! Устраивайтесь на свои места. А своё виртуальное путешествие я бы хотела начать необычно, в коридоре. Посмотрите на эту дверь и ответьте мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, находится за этой дверью?

 Правильно, это дверь в сенсорную комнату нашего дошкольного учреждения.

 Скажите, пожалуйста, а что же по вашему мнению представляет из себя сенсорная комната?

 Для чего она нужна?

 А вы знаете, какое оборудование должно быть в сенсорной комнате?

 А умеете ли с ним работать?

 А теперь ответь на главный вопрос: вы хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

– Но для начала давайте проверим на сколько вы готовы к работе, то есть проведём небольшой тест на работоспособность.

Цель упражнения: диагностика работоспособности группы.

Ведущий объясняет участникам, что точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.

Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!». Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57 – 63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

Молодцы, как показала диагностика в данный момент у большинства из вас высокий уровень работоспособности. Так, что не будем его снижать и продолжим наше МО.

– И как при изучении любой новой темы куда же без теории?!

– Итак, что же такое «сенсорная комната»?

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В подобной окружающей среде с помощью варьирования различных составляющих ее элементов создается ощущение комфорта, что помогает установить положительный контакт между психологом и ребенком.

Кроме термина «сенсорная комната» в литературе можно встретить и другие, например, комната психологической разгрузки, комната релаксации, мультисенсорная комната, комната «Снузлин» (термин, составленный из голландских слов «обонять» и «осязать»). Но все эти названия обозначаю одно: некое помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребёнок (или взрослый), пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при незначительном сопровождении специалиста исследует окружающее.

        Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х активно стала применять сенсорные комнаты в коррекционных и лечебных целях Великобритания. Постепенно диапазон их использования значительно расширился. Они становились незаменимым средством в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

Сенсорная комната с успехом применяется при следующих заболеваниях и состояниях:

  • психоневрологические нарушения, так как воздействие на мозг сенсорными стимулами через 15 – 20 минут пребывания в сенсорной комнате способствует достижению состояния релаксации, на фоне которой нормализуются многие функции человеческого организма;
  • ЛОР – заболевания, так как различные успокаивающие звуки обеспечивает тренировку слухового внимания;
  • Амблиопия (слабовидение), так как стимуляция зрительной системы световым лучом различной длины волны и интенсивности способствует улучшению зрительных функций, лечению и профилактике общего и зрительного утомления;
  • нарушение осязания (при различных неврологических, соматических, сенсорных патологиях);
  • нарушение функции органов опоры и движения;
  • соматические заболевания, сопровождающиеся снижением психоэмоционального состояния и повышенной тревожностью;
  • депрессия.

Для детей сеансы в сенсорной комнате показаны в следующих случаях:

  • неврозы и неврозоподобные состояния;
  • задержки психомоторного и речевого развития;
  • резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др.;
  • аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции;
  • детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии;
  • нарушения слуха, зрения, речи;
  • стрессы;
  • агрессия;
  • нарушение сна;
  • страхи;
  • нарушение эмоциональных контактов и конфликты;
  • соматические заболевания.

Таким образом, сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Она предназначена для оказания комплексной помощи детям (и взрослым): это и развитие психических процессов, и снятие эмоциональной напряженности, и мышечной усталости, а также достижение состояния релаксации и душевного равновесия. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

То есть, из выше сказано, можно определить цель занятий в сенсорной комнате – это сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Следовательно, можно сформулировать задачи, которые можно решать используя «волшебную» среду сенсорной комнаты. Это:

  1. создание положительного эмоционального состояния;
  2. преодоление нарушения в эмоционально-волевой сфере (уменьшение тревожных состояний, снижение агрессии, обучение саморегуляции);
  3. профилактика психофизических (мышечных) и психоэмоциональных нагрузок;
  4. формирование восприятия цвета, звука, ритма (стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитие зрительно-моторной координации, развитие общей и мелкой моторики);
  5. облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  6. формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
  7. развитие позитивного общения детей (и взрослых) и взаимодействия друг с другом;
  8. повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие тактильных, зрительных ощущений, воображения и творческих способностей детей;
  9. тренировка памяти, внимания, интеллекта, речи, фантазии, оригинальности мышления;
  10. стимулирование ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  11. развитие двигательных функций, согласование движений собственного тела, улучшение координации движений;
  12. расширение кругозора и пространственных представлений;
  13. коррекция нарушений в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении);
  14. решение проблем с социальной адаптацией.

Кроме того, самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.

– Таким образом, мы с вами видим, что сенсорная комната – это замечательная среда, которая может здорово помочь педагогу-психологу в его профессиональной деятельности. Что она имеет ряд преимуществ. Такие как:

  • изолированность от окружающего мира как стрессогенного фактора (работа ведётся обязательно на фоне положительных эмоций клиента – индивидуальный проект);
  • возможность профессионального использования психокоррекционных методик различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм клиента оборудования сенсорной комнаты;
  • высокие мотивационные возможности оборудования обостряют чувствительность ребенка, активизируют его мысли (сенсорная комната обеспечивает почти мгновенное установление теплого контакта между педагогом и ребенком – а это как мы знаем ведет к повышению эффективности и результативности работы);
  • мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования – межанализаторная связь, то есть происходит ненаправленная коррекция;
  • активизируется мозговая активность, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → происходит доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация);
  • изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности и мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека.

– Вот и получается, что сенсорная комната имеет только положительные стороны. Но всегда, в бочке мёда, есть ложка дёгтя. Поэтому и здесь есть свои «НО».

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Так, например, учитывая то, что на занятиях применяются различные источники света, звуков, запахов, перед началом основной работы необходимо познакомить детей (да и взрослых) с каждым прибором, научить концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д.

Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Так, например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как другие проекторы одновременно включаться не должны.

Кроме того, для проведения занятий с различными категориями детей (и взрослых) в сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми (и взрослыми), имеющими следующие проблемы:

  • астенические проявления, так как активная стимуляция детей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для детей с нормальной работоспособностью. Время варьирует от 7 до 15 – 20 минут;
  • коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими;
  • синдром гиперактивности (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.
  • эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия с детьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар. Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён;
  • психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами;
  • нарушения зрения, так как занятия с такими детьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в сенсорной комнате с детьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога;
  • нарушение слуха. В этом случае система работы ориентирована в основном на тактильное и зрительное восприятие.

Полностью противопоказаны занятия в сенсорной комнате детям с аллергией и с различными инфекционными заболеваниями.

– Я вижу вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Домики».

Цель: расшевелить группу, позитивно настроить на работу. 

Время выполнения: 5 минут.

Процедура: упражнение выполняется в группе. Психолог предлагает участникам разбиться на тройки. Двое берутся за руки (изображая, таким образом, домик), а третий участник – житель домика. «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая рук. После распределения ролей «Домики» и «жители» в них психолог даёт инструкцию:  «Внимание, я вам сейчас буду давать различные команды, а вы выполнять различные действия. Когда я говорю:

  • «жители ищут домики» – жители покидают свои домики и должны найти себе новые – дома при этом стоят;
  •  «домики ищут жителей» – домики ищут себе жителей, люди стоят на месте;
  • «землетрясение» – двигаются и дома и жители по отдельности;
  • «идет дождик» – жители прячутся в домиках;
  • «бездомный человек» – водящий может занять место в любом домике, а кто-то из участников становится ведущим и будет моделировать ситуацию дальше».

Молодцы!

– Что ж, давайте уже отправимся в наше виртуальное путешествие по сенсорной комнате нашего дошкольного учреждения. Смотрите, сколько здесь интересного. Давайте знакомиться со всем этим «волшебством».

        Вообще все оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:

  1. Релаксационный блок.
  • Пуфик-кресло (кресло-груша, кресло-мешок) с гранулами – удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Своеобразный легкий массажик можно ощутить при смене позы (такое легкое щекотание). Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Так как кресло-груша в основном используется для комфортного сидения, то его можно использовать в любых релаксационных упражнениях. Например: (один делает сидя в кресле, остальные на стульях)

Упражнение «Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха и ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Вот муха садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. А теперь она улетает.

Упражнение «Горячий воздушный шар»

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

Релаксация «Радуга» (под музыку)

Целый день мы путешествовали с вами по волшебной стране! Давайте ляжем / сядем отдохнем, устраивайтесь поудобнее, слушайте и меня.

Глазки закрываются,

Отдых начинается.…

Чтоб расслабиться сегодня,

Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох –

Мысли легкие сейчас.

Вдох и тихий-тихий выдох –

Тело, словно в облаках.

Наши ручки так устали,

Нам лепили, рисовали,

Пусть немножко отдохнут.

И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,

Целый день они скакали,

Пусть немножко отдохнут

И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох –

Мысли легкие сейчас.

Вдох и тихий-тихий выдох –

Тело, словно в облаках…

Так приятно расслабляться,

Но пора всем просыпаться.

Хорошенько потянитесь!

И друг другу улыбнитесь!

Пошевелите руками, ногами и медленно встаньте.

  • Детская подушечка с гранулами – небольшая подушка, с помощью которой ребенок может принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие подушечку, способствуют мягкой тактильной стимуляции. Подушечку приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание ребенка.
  • Маты напольные, служат для создания мягкого пола, на котором ребенок (и взрослый) могут лежать, сидеть, двигаться без риска ушибов. Маты можно использовать как для отдыха, релаксации, так и для физических упражнений.
  • Сухой душ. Я думаю, что многие из вас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Но в сенсорной комнате дождь не настоящий, а «волшебный». Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.

Упражнение «Коса»

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Дети устраиваются рядом с сухим душем и перебирают ленты, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

Упражнение «Наматывание»

Цель: развитие восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на разноцветные ленты, называя их признаки (мягкие, длинные, разноцветные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами лент, наматывая их на пальцы и говоря: «Ленты мягкие, поэтому они гибкие, их можно наматывать. Например, на пальчик». Дети вместе с педагогом наматывают ленты на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д. Педагог постоянно комментирует свои действия и действия детей.

  • Светильник «Пламя» (светильник, имитирующий свечу). Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Огонь» светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и потрогать.
  • Висящая система «Мелодичный звон». Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации. Кроме того, эти звуки могут служить сигналом для перехода из одной деятельности к другой, тем самым способствуя переключению внимания и развитию процессов саморегуляции. В соответствии с канонами Фен-Шуй приводит в действие положительную энергию. В работе с детьми может использоваться для активизации самостоятельных действий ребенка, развития познавательного интереса, тренировки дыхания.
  • Водный фонтан. Журчание воды оказывает благоприятное воздействие на общее самочувствие, звук журчащей воды успокаивает, а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу.

Упражнение «У водопада»

(Выполняется при использовании модуля «Волшебный фонтан»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад» или «У ручья»)

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.

Дети полукругом размещаются у фонтана, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 – 3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Присмотритесь какой водопад… Войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода. Почувствуйте, как вода струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Дальше она стекает по вашим плечам и помогает им стать мягкими и расслабленными. Вода стекает на вашу спину, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А ещё вода течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть вода течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Вода стекает и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

  • музыкальный центр с записями релаксационной музыки. Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга и активирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.

Упражнение «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

  • установки для ароматотерапии, наборы масел. В основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных масел. Практически все натуральные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, спазмолитическими, обезболивающими, антивирусными и противовоспалительными свойствами. Они положительно действуют на нервную систему и психоэмоциональное состояние, обладают расслабляющим или стимулирующим эффектом (в зависимости от выбранного масла), стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма. Кроме того, эфирные масла еще обладают ещё и омолаживающим эффектом. Запахи эфирных массе, воздействуя на органы обоняния, активируют лимбическую систему головного мозга человека, ответственную за эмоции. При этом происходит выделение биологически активных веществ и «гормонов удовольствия», которые вызывают чувство благополучия и умиротворения, снижают тревогу, благотворно действуют на сон и работоспособность человека.
  1. Активизирующий блок (оборудование со светооптическими эффектами):
  • пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то опускаются вниз. На них можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и кажется, что они виляют хвостиками. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижать ладони к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Вглядываясь в зеркала, кажется что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы. Играя с пузырьковой колонной, дети учатся активизировать зрительное восприятие, развивают зрительно моторную координацию, учатся концентрировать внимание, у них идёт формирование фиксации взора.

В работе с пузырьковой колонной можно использовать такие упражнения как:

Упражнение «Поймай пальчиком»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку». Каждый ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Дети «ловят» рыбок, то правой, то левой рукой.

Упражнение «Найди такую же рыбку»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбок». Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в ее отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).

Упражнение «Верх – низ»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ – верх).

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?». Дети определяют расположение рыбок (верх – низ).

Упражнение «Цветное настроение»

Цель: стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход: дети наблюдают за изменениями воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

  • сенсорная тропа – дорожка из ткани, которая либо разделена на секции с разными наполнителями, либо состоит из секций с различной поверхностью (мягкой, жесткой, гладкой, рифленой). С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходят ногами (причём для получения лучших ощущений, рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках), затем ощупывают руками. Работа с сенсорной тропой полезна для развития тактильного восприятия. Кроме того, сенсорная дорожка, воздействуя на рецепторы стопы, стимулирует внутренние органы, способствует развитию координации и профилактике плоскостопия, оказывает оздоровительный эффект. Хождение по сенсорной дорожке рекомендуется не только детям, но и взрослым, поскольку это прекрасное средство для снятия усталости стоп.

Упражнение «Путешествие по тропе»

        Ребёнок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребёнок.

Упражнение «Найти такой же»

Ребёнку предлагается закрыть глазки и пощупать ту секцию, которую предложит воспитатель, руками, а затем найди её, но уже на ощупь ногами»

Упражнение «Весёлая полянка»

Ходьба по сенсорной дорожке (змейке), где можно использовать разного вида ходьбу (особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами). Ходьбу можно сопровождать четверостишием:

Наши маленькие ножки

дружно ходят по дорожке

раз, два, три, четыре, пять

пойдём по полю мы гулять.

  • дискотечный шар – включив его, можно увидеть бесконечное множество разноцветных бликов на стене, и потолке или полу. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героями которой стали дети.  

Упражнение «Поймай взглядом»

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на создающий разноцветные блики шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, – она хочет с вами поиграть». Дети ловят взглядом каждый свою звездочку.

  • песочный стол. Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем. Игры в песке позитивно влияют на психоэмоциональное самочувствие, снимают психическое напряжение, помогают преодолеть страхи, развивают глазомер, усидчивость, мелкую моторику, творческие способности и фантазию.

Упражнение «Фотография»

Цель: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

Упражнение «Рукавички» 

(модификация методики ГА. Цукерман)

Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т.д.; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

Упражнение «Сказочная страна»

Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:

  • какие существа ее населяют;
  • какой у них характер;
  • что они умеют делать;
  • откуда пришли в эту страну;
  • в каких взаимоотношениях находятся межу собой;
  • всем ли существам хорошо в это этой стране, и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше;
  • что можно изменить;
  • какие события будут происходить в этой стране;
  • что жители будут делать дальше;
  • есть ли название у получившегося рисунка;
  • что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить...

Упражнение «Дорисуй картинку»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Варианты: психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

        Кроме того, можно использовать различные игры по типу отпечатков («Оставляем следы»), закапывания и раскопок («Минирование», «Найти клад» и т.д.)

  • планшет «Рисуем светом». Световые картины рисуют в полной темноте на специальном планшете. Для этого используют особый световой маркер. Чем темнее в комнате, тем ярче будут линии. Изображение сильно светится в течении первых 15 минут, затем оно начинает тускнеть. Полностью изображение исчезнет через 1,5 часа. И планшет снова готов к следующему рисунку! Холст, на котором рисуют световые картины, имеет фотолюминесцентное покрытие. Это значит, что он умеет накапливать свет. От того рисунок и держится 1,5 часа на планшете. Причем покрытие сохраняет в себе световое свечение и от естественного источника, и от искусственного. Сам маркер, которым наносится рисунок – это по сути фонарик с тонким лучом света. Толщина линии, которая окажется на планшете, зависит от удаленности маркера от холста (если провести им, как карандашом по бумаге, то на планшете появятся четкие и толстые линии; если отвести маркер выше, то линии будут утончаться). Нарисовать светом можно совершенно всё, что приходит в голову (без ограничений). Техника рисунка ничем не отличаются от рисования фломастером по листку бумаги. Если вы сомневаетесь в своих творческих способностях, используйте трафареты различных предметов и животных. Впрочем на световом холсте любые линии покажется волшебным узором.

При работе с планшетом «Рисуем светом» можно использовать те же игры и упражнения с рисованием, что и для песочного стола.

Упражнение «Волшебные картинки».

Цель: развивать креативность, гибкость, оригинальность мышления, воображение.

На люминисцентной доске фонариком рисуется какая-либо фигура, её элемент. Участники по очереди превращают фигуру в предметы, объекты, не повторяясь, игра продолжается, пока фигура не померкнет.

Упражнение «Загадки»

Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т.д.) по наводящим фразам. Например:

  • это фрукт;
  • растет на дереве;
  • бывает зеленым, желтым, красным;
  • бывает кислым и сладким;
  • можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

загадано яблоко

  1. Общеоздоровительный блок:
  • наборы мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками;

Упражнение «Ласковый eж»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, eж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Упражнение «Ёжик»

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ёжик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-Ёжик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Упражнение «Попади в мяч!»

Дети стоят с одной стороны комнаты. На другой стороне на стоят большие мячи. Дети выходят на линию (на расстоянии 1 – 2 м от скамейки), где лежат маленькие мячи напротив больших. На сигнал воспитателя: «Приготовились!» дети поднимают мячики, на сигнал «раз!» бросают их в большие мячи, стараясь их сбить. Выигрывает тот ребенок, который попадет в мяч.

  • мягкие модули

Упражнение «Найди пару»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.

Ход упражнения: педагог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.

Упражнение «Группировка»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения.

Ход упражнения: детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Педагог предлагает детям сгруппировать одинаковые предметы: по форме, величине, цвету.

Упражнение «Разложи по порядку»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их сличения; развитие слухового внимания, зрительной памяти.

Ход упражнения: педагог предъявляет детям предметы, расположенные в определенном порядке, не анализируя их. Дети должны разложить предметы в том же порядке. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предметов.

Упражнение «Не ошибись»

Цель: совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов.

Ход упражнения: педагог показывает детям образец постройки, состоящий из предметов разной формы, величины, цвета. Дети рассматривают его и анализируют. Затем педагог предлагает детям составить такую же постройку, правильно соотнося цвет, размер, форму каждой детали (без предварительного анализа деталей). После выполнения задания дети с помощью педагога анализируют свои работы. При наличии ошибок педагог стимулирует детей к самостоятельному их исправлению.

Упражнение «Найди»

Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину предметов по заданию; развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Ход упражнения: педагог дает каждому ребенку задания типа: «Возьми красный предмет и дай его мне», «Возьми треугольник и унеси его на мат» и т.д. При повторении упражнения педагог постепенно усложняет задания, включая в них несколько инструкций: «Возьми красный маленький треугольник», «Дай Мишке зеленый квадрат» и т.д.

Упражнение «Чего не хватает»

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем их называния; развитие зрительной памяти.

Ход упражнения: педагог демонстрирует детям несколько предметов, затем просит их закрыть глаза и убирает один предмет. Дети должны определить, какого предмета не хватает. При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество предъявляемых и «пропавших» предметов.

– Ну что ж наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Я постаралась познакомить вас тем оборудованием сенсорной комнаты, который есть в нашем ДОУ. А теперь я предлагаю вам разбиться на группы по три-четыре человека и пофантазировать: представить, что и в вашем ДОУ есть подобная «волшебная» комната (а у кото-то и действительно она есть). Выберите любое понравившееся вам оборудование из всех перечисленных и постарайтесь совместно разработать игру или упражнение с ним, которое можно использовать в работе с детьми в ДОУ. Придумайте название игры, сформулируйте цель, правила и содержание.

Работа в группах 5 – 7 минут. Затем представление каждой группы своих разработок.

– Молодцы! Ещё я бы хотела кратко рассказать об организации работы в сенсорной комнате.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в ДОУ можно использовать:

  • в раннем возрасте (1 – 3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • в дошкольном возрасте (3 – 6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

С занятия организуются от 1 до 3 раз в неделю в зависимости от плана психолога или от обстоятельств. Длительность занятия от 10 мин. до 30 мин. в зависимости от возраста.

Занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах (эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3 – 5 человек), а так же индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических (психологических, эмоциональных) особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  1. психопрофилактические занятия с детьми:
  • психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция и самоконтроль;
  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение передавать свои ощущения в речи;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • уверенность в себе.
  1. Развитие коммуникативной сферы детей:
  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

  1. Развитие психических процессов и моторики детей:
  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:

  • использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
  • непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;
  • релаксационные тренинги для детей (и взрослых), которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Игры и упражнения на развитие психических процессов.
  3. Релаксация.
  4. Рефлексия, подведение итогов.
  5. Ритуал окончания занятия.

Основными методами работы в сенсорной комнате являются:

  • этюды на тренировку отдельных групп мышц;
  • упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения);
  • аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
  • беседы;
  • наблюдение;
  • свето-, цвето-, звуко-, арома- и музыкотерапия.

Таким, образом, каждая встреча в сенсорной комнате для детей (да и для взрослых) как сказка, которую они с нетерпением ждут. После занятий заметно улучшается взаимодействие в группе, а также эмоциональное состояние детей, достигается состояние расслабления, повышается настроение, и возрастает желание прийти сюда еще раз. И мне хочется надеяться, что со временем в каждом ДОУ нашего города появятся сенсорные комнаты, которые помогут нам в нашей деятельности.

– Ну что ж, уважаемые коллеги, в конце нашего методического объединения мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну

сенсорной комнаты? (рефлексия)

Ваше  мнение об актуальности данной темы и целесообразности использования сенсорной комнаты

Насколько полезным для вас был представленный материал

Ваши эмоции по окончанию методического объединения

Ничего не понял

50 на 50

хорошо

отлично

Отзыв, комментарии, пожелания

 

ФИО, МБДОУ

Список литературы по данной теме

  1. Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада.
  4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
  5. Маврина И.А. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. Комплекс наглядно-дидактического материала для индивидуальных занятий.
  6. Метиева Л.П. Развитие сенсорной сферы детей.
  7. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ.
  8. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы / авт.-сост. М.В. Янчук.
  9. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно- методическое пособие.
  10. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Многофункциональная среда сенсорной комнаты –дополнительный инструмент в работе с детьми»

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и   познавательного развития, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служ...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Возможности работы педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты с детьми с ЗПР

Психолог вдетском саду может использовать полифункциональную среду тёмной сенсорной комнаты, работая с детьми  дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. Дошкольный возраст - ...

Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобр...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...