Музыкально-коррекционные занятия.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мишина Надежда Васильевна

В работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-коррекционные занятия для детей с ЗПР.

В системе комплексного метода работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.

Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Подобные занятия являются своеобразным итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы с детьми за определенный период. Такие занятия проводятся один раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и преследуют следующие задачи:

  • закрепить знания детей по некоторым темам;
  • обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
  • развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
  • развивать пространственную организацию движений у детей;
  • совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
  • учить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
  • учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
  • формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
  • учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Как и все другие занятия в ДОУ компенсирующего вида, музыкально-коррекционные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности, улучшение качественных характеристик движений. Помимо этого подобные занятия развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема, что обеспечивается тщательным отбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением. При проведении таких занятий следует постоянно учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей, а значит чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.

В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).

При построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:

  • умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
  • обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
  • учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
  • обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Структура занятия.

  1. Вводная часть – двигательная разминка, включающая в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.
  2. Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями. Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
  3. Заключительная часть включает в себя музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).

Предлагаемые занятия могут быть использованы в качестве развлечений после знакомства с соответствующими темами. Материал занятий музыкальный руководитель вправе взять выборочно, сократив при необходимости, объем занятия с учетом психофизиологических особенностей детей и специфики работы в дошкольном учреждении.

Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-коррекционного занятия "Весна пришла!"

Музыкально-ритмическое занятие для дошкольников с ограниченными возможностями здоровь, группы "Особый ребенок"...

музыкально-коррекционное занятие во 2-й младшей группе "Колобок"

Музыкально-коррекционное занятие во 2-й младшей группе "Колобок"...

Конспект музыкального коррекционного занятия для детей с ОНР "Прогулка в зимний лес"

Цель: преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.Задачи:- Формировать правиль...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...