Программа по работе с родителями и законными представителями «Система взаимодействия с семьями воспитанников старшего возраста с задержкой психического развития»
рабочая программа

Точилкина Оксана Ивановна

В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными потребностями (с ЗПР).

Работа специалиста часто осложняется ростом количества неполных, неблагополучных семей, детей, воспитываемых опекунами. Также родители и лица, их заменяющие, часто не владеют необходимыми педагогическими навыками и знаниями для обучения  и развития ребенка. Поэтому работа учителя-дефектолога требует особого подхода в работе с такими семьями.

Опыт работы с родителями и законными представителями детей с ЗПР был обобщен и систематизирован.  Была создана  «Программа по работе с родителями и законными представителями «Система взаимодействия с семьями воспитанников старшего возраста с  задержкой психического развития». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Программа по работе с родителями

и законными представителями

 «Система взаимодействия с семьями воспитанников

старшего возраста

с задержкой психического развития»

                                                           Составитель:

учитель-дефектолог

I квалификационной категории

Точилкина О. И.

                                                                                         

г. Югорск

Содержание

1. Введение.

стр. 3

2. Организация работы учителя-дефектолога с родителями и лицами, их заменяющими.

стр. 5

            2.1. Цели, принципы работы.

стр. 5

            2.2. Формы организации работы.

стр. 7

            2.3. Диагностика семьи.

стр. 14

            2.4. Перспективный план работы учителя-дефектолога с родителями и лицами, их заменяющими.

стр. 20

3. Приложение.

стр. 23

4. Список литературы.  

стр. 34

1. Введение

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями и лицами, их заменяющими, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, развитии и обучении своих детей, испытывают определенные трудности.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.

В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие – другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Часто трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания и развития ребенка, отсутствием выдержки, педагогического такта.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать и развивать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д.

    В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с особыми образовательными потребностями (с ЗПР).

Работа специалиста часто осложняется ростом количества неполных, неблагополучных семей, детей, воспитываемых опекунами. Также родители и лица, их заменяющие, часто не владеют необходимыми педагогическими навыками и знаниями для обучения  и развития ребенка. Поэтому работа учителя-дефектолога требует особого подхода в работе с такими семьями.

Опыт работы с родителями и законными представителями детей с ЗПР был обобщен и систематизирован.  Была создана  «Программа по работе с родителями и законными представителями «Система взаимодействия с семьями воспитанников старшего возраста с  задержкой психического развития». Эта Программа, в последующем, стала приложением к рабочей программе учителя-дефектолога и успешно используется в работе с родителями детей с ЗПР.

2. Организация работы учителя-дефектолога с родителями и лицами, их заменяющими.

2.1. Цели, принципы работы.

По нашему мнению, работа учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями (с ЗПР), имеет целью:

• оказать квалифицированную поддержку родителям;

• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;

• создать условия для активного участия родителей в воспитании, обучении и развитии ребенка;

• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

В основу нашей работы с семьями были положены следующие принципы:

• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психиатр, невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития.

• принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

• принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе – принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;

• принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественной психологии и педагогике. При этом, необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. педагога-психолога и др.).

Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

2.2. Формы организации работы.

Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями.

Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:

• консультативно-рекомендательная;

• лекционно-просветительская;

• практические занятия для родителей («Школа родителей»);

• организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;

• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

• подгрупповые занятия.

• работа консультационного пункта психолого-педагогической помощи;

• психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ

 

Рассмотрим подробно каждую из них.

1. Консультативно-рекомендательная работа.

Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.

На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача-психоневролога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка.

В ходе первичного приема специалисту-дефектологу следует обратить свое внимание на позицию матери по отношению к ребенку и особенностям самого ребенка. Кроме того, нужно учитывать состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем). Это важно, так как в разных случаях от специалиста требуется по-разному построенная беседа:

• это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие типа: «Я знаю, это тяжело» и т. д., а также расположение родителей к себе;

• возможно, родители нуждаются в получении точной информации о нарушении, объяснении нормальности такого своего состояния;

• или же для них становится необходимым совместное составление плана дальнейших действий и т. д.

Положительным результатом первичной психолого-медико-педагогической консультации считается такой, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.

При повторных посещениях консультации семьей различные специалисты прослеживают динамику психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.

2. Лекционно-просветительская работа.

В ходе коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания, развития и обучения детей. При этом на первой лекции им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны родителям, а также предлагается дополнить теми вопросами, которые не представлены, но важны для них, то есть о чем им хотелось бы узнать.

По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященных медицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты.

В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся один раз в месяц. Посещая их, родители не только приобретают знания, данные в определенной системе, но и, знакомясь друг с другом, видят, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придает родителям уверенности, снимает напряжение (что они одиноки, никто их понять не сможет и т. д.). Кроме того, слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы и уже стараются задавать вопросы сами, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

3. Практические занятия для родителей.

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию, развитию познавательных процессов, всех компонентов речи и т. д.

Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – лекция на определенную тему, затем практическое занятие, проводимое один раз в 2 месяца, длительностью до одного часа. В частности, «Школа родителей», которая проводится в нашем ДОУ.

Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.

Например, мастер-класс для родителей ДОУ «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений» в «Школе родителей». Сначала родителям предлагается прослушать лекционный материал – это исторические факты, виды памяти, свойства, особенности. Используются для демонстрации материала схемы, презентации. Затем переходим к практической части – мастер-классу. Педагог показывает как можно дома организовать с детьми игры для развития памяти используя игрушки, подручные материалы (платок, пуговицы и другое). Родители проигрывают друг с другом эти игры. В конце мастер-класса родители получают памятки по развитию памяти детей. Родителям предлагается написать отзывы о мероприятии, пожелания.

Так, в рамках «Школы родителей», проведены следующие мероприятия:

- Мастер-класс для родителей ДОУ «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»;

- Практическое занятие для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Упражнения для развития речевого дыхания».

4. Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников.

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т. д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

В подготовке и проведении бесед и «круглых столов» желательно участие психолога, который поможет рассадить родителей определенным образом, направит беседу в нужное русло, поддержит в беседе нерешительных родителей и т. д.

Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личностный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты разрешения некоторых из них. Как правило, подобные встречи родителям необходимы и с психологом.

Проводятся детские утренники, праздники («Осенины», «День матери», «Новый год», «День защитника отечества», «8 Марта», «Веснянка» и другие). В их подготовке и проведении участвуют специалисты, музыкальный руководитель, а также сами родители. Такие праздники важны и в ходе коррекционно-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоваться за малыша (праздники проводятся в атмосфере радости и доброжелательности, доставляют детям огромную радость).

5. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

На индивидуальных занятиях учителем-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

При проведении индивидуальных занятий учителю-дефектологу необходимо учитывать, что родители не всегда психологически готовы к  взаимодействию со специалистом для оказания коррекционной помощи своему ребенку. Причиной этого является то, что специалист начинает работать сразу, не ожидая, пока родители смогут его «услышать» и понять. Дифференцированный подход в процессе коррекционно-педагогической работы выглядит следующим образом.

а) если родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к предполагаемой взаимосвязанности).

На первых занятиях они не способны воспринимать объяснения педагога, поэтому специалист-дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д. В начале последующих занятий специалист-дефектолог просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.

б) если родители жалуются либо отрицают все (это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строятся несколько иначе. Маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого учителем-дефектологом: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка», «Солнышко и дождик», в прятки с колокольчиком и т. д. При этом активно участвуют все трое: учитель-дефектолог вместе с ребенком (как одно целое) и мама – напротив (как партнер по игре). Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (встать маме вместе с малышом). Ребенок находится спиной к взрослому, который, обхватывая малыша руками, держит его руки в своих и выполняет все необходимые движения вместе с ребенком как одно целое.

в) если родители ищут пути решения проблем (это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»).

Они готовы услышать учителя-дефектолога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи учитель-дефектолог приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

6. Подгрупповые занятия.

На завершающем этапе работы с родителями учителем-дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Учитель-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Как показали исследования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольны тем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями психофизического развития боятся возможной конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми, не зная, как выйти из нее или как ее предупредить.

Учитывая все это, необходимо проведение подгрупповых занятий. Учитель-дефектолог ставит своей целью обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.

В проведении подгрупповых занятий желательно активное участие психолога (возможно использование игротерапии и др.).

Формы организации занятий с детьми раннего возраста и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.

7. Работа консультационного пункта психолого-педагогической помощи. Консультации для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения:

- оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста и подготовке их к школе;

- формирование у родителей понимания проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, физическом и психическом развитии;

- обучение методам, специальным навыкам и приемам взаимодействия с детьми;

- повышение педагогической компетентности родителей для оказания помощи своему ребенку.

Например, в рамках «Школы родителей» проведена консультация для родителей подготовительных групп «Речевая готовности детей к школе». Родители ознакомлены с параметрами готовности ребенка к школе, с тем, какие процессы должны быть сформированы у ребенка к началу обучения, с трудностями, с которыми могут столкнуться дети и родители в процессе обучения. Для родителей подготовлена памятка «Этапы звуко-буквенного анализа для дошкольников».

8. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ

Решает вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ, вопросы рекомендаций по оказанию помощи ребенку с особыми образовательными потребностями (с ЗПР) и его семье, дальнейшему образовательному маршруту.

2.3. Диагностика семьи.

Для оказания квалифицированной и своевременной помощи родителям и лицам, их заменяющим необходимо проводить диагностику семьи.

Диагностика родителей и лиц, их заменяющих, строится в направлении выявления особенностей воспитания ребенка, его обучения и развития. Для изучения этих особенностей мы используем следующие методы исследования:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Беседа.

Наблюдение – доступный метод, это прямая регистрация событий очевидцем. Полученные данные регистрируются в протоколе: дата, время наблюдения, регистрация содержания общения родителей и лиц, их заменяющих. В наблюдение, которое проводится с диагностической целью, вмешательство недопустимо. Можно пользоваться кодовыми словами или обозначениями, которые заносятся в блокнот. Если у педагога хорошая память, то запись можно вести в конце дня.

В работе учителя-дефектолога наиболее ценны данные наблюдений того, как родители проявляют интерес к наглядному материалу, к информационным папкам, интересуются ли развитием и результатами обучения своего ребенка. Так же важно, как взрослый общается с ребенком, интересуется ли он его успехами за этот день или его интересует только то, как ребенок спал, кушал.

Анкетирование – незаменимый метод получения информации. Анкета предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Человек, отвечающий на вопросы анкеты, называется «респондент». В данном случае респондентом могут быть как родители, так и педагоги. Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме, т. е. не дается вариант ответа. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены. Рекомендуется предусмотреть максимально возможные варианты ответов. Помимо открытых и закрытых вопросов есть и полузакрытые вопросы, или комбинированные, которые предполагают свободный ответ на поставленный вопрос. Если соответствующего ответа нет, то респонденту предлагают его дописать.

Анкета начинается с введения, где подчеркивается активная позиция респондента, в данном случае родителя. Вступительные вопросы выполняют функцию – заинтересовать респондента и облегчить ему вхождение в работу. Открытые вопросы помещают в середине анкеты, а заключительные должны быть относительно нетрудными. Наиболее острые и интересные вопросы располагают в последней трети листа. В конце анкеты выражается благодарность.

Посредством анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, допускаемые трудности и ошибки.

Анкетирование родителей в работе учителя-дефектолога является основным методом исследования, так как позволяет узнать максимальное количество информации о самой семье, о воспитании в семье, о знаниях и умениях членов семьи в сфере развития и обучения ребенка и др. Взрослый может в свободное для него время, в спокойной ситуации, обдумав ответы, максимально откровенно ответить на вопросы анкеты. Это очень удобно для родителей, которые редко могут посещать консультации дефектолога, родительские собрания. В этой ситуации дефектолог может подобрать наиболее удобное для родителей время и при консультации перейти сразу к главным вопросам.

Диагностика семейного воспитания проводится и при помощи бесед. Беседа – это форма и метод исследования. Важнейший ее принцип – двусторонняя активность участников беседы. Педагог придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности  и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы педагогу.

Метод диагностики в форме беседы часто используется в работе дефектолога. Родителям важно чтобы их выслушал специалист и дал квалифицированные ответы на вопросы. Очень часто только во время беседы можно узнать истинные причины низкой динамики развития ребенка, трудности, препятствующие развитию и обучению ребенка (неграмотность родителей, значительная занятость, отсутствие опыта в воспитании и развитии ребенка, материальные трудности). Во время беседы дефектолог часто устанавливает эмоциональный, личностный контакт с родителями, что способствует более успешной работе в воспитании, развитии и обучении ребенка с особыми образовательными потребностями (с ЗПР).

Изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения для определения перспектив развития, обучения и воспитания ребенка, содержания работы и форм организации работы с семьей показали следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации:

Источники информации

Начало обучения

Через год обучения

- смотрите и слушаете передачи по телевидению

15%

20%

- читаете специальную литературу

10%

60%

- из жизненного опыта: как учили Вас

70%

10%

- рекомендации учителя-дефектолога

20%

100%

- нет знаний по развитию и обучению ребенка

30%

7%

При проведении исследования отношение родителей к источникам информации через год обучения в ДОУ изменилось в положительную сторону. Родители стали чаще обращать внимание на специальную литературу коррекционной направленности, чаще стали смотреть передачи по воспитанию и развитию детей, меньше стали пользоваться жизненным опытом прошлого, стали использовать современный опыт родителей. Все родители подчеркнули положительную помощь дефектолога в развитии, обучении и воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями (с ЗПР). Это отразилось и на посещении консультаций, бесед с дефектологом. Родители с желанием посещают консультации, беседы, выполняют рекомендации, обращаются за помощью. Родители отметили более высокий уровень своих знаний по развитию, обучению, воспитанию своих детей.

Помогают ли эти знания

Начало обучения

Через год обучения

- да, помогают

20%

90%

- скорее нет, чем да

20%

0%

- знания слишком общие

40%

10%

- не касаются конкретно моего ребенка

10%

0%

- даются в сложной форме

10%

0%

- другое

0%

0%

- нет, не помогают (почему?)

0%

0%

После года посещения ДОУ родители отметили то, что знания, полученные ими из разных источников, стали им больше помогать, они стали лучше ориентироваться в источниках информации.

Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны

Начало обучения

Через год обучения

- переписка с учителем-дефектологом

20%

30%

- групповые собрания

20%

80%

- индивидуальные консультации, беседы с учителем-дефектологом

35%

100%

- информационные стенды

30%

50%

- другое

0%

0%

Результаты исследования после года обучения показали, что родители стали чаще выбирать следующие формы получения информации, которые наиболее удобны для них: индивидуальные консультации дефектолога 100%, групповые собрания 80%.  Это говорит о том, что родители чаще стали обращаться к помощи специалистов ДОУ.

Анкетирование показало, что в работе с родителями много сложных и многоплановых вопросов, решение которых не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работ. Работу с родителями мы стали строить с учетом дифференцированного подхода. На аналитическом этапе мы определяем тип семьи по уровню семейного воспитания.

По итогам исследования семей в ДОУ:

– 10 % относятся к 1-му типу. Опыт этих семей надо изучать, пропагандировать, хотя и этим семьям необходима помощь педагогов;

 – 40 % семей относятся ко 2-му типу. Это семьи благополучные, готовы к взаимодействию, но вследствие занятости, перегрузок имеют трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат.

 – 40% семей относятся к 3-му типу. Для них типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей, авторитарные методы воспитания.

– 10% семьи 4-го типа. Это неблагополучные семьи, в которых присутствует алкоголизм, безнравственное поведение.

Тип семьи по составу семьи (из 12 семей):

  • полные семьи – 5 семей;
  • неполные семьи – 5 семей  (воспитывает один родитель, чаще – мама);
  • воспитывают опекуны – 1 семья;
  • многодетные семьи – 1 семья (6 детей).

2.4. Перспективный план работы учителя-дефектолога с родителями и лицами, их заменяющими.

В течение образовательного периода мы еженедельно планируем работу с семьей.

Обеспечить равноправное взаимодействие учителя-дефектолога с родителями помогают следующие принципы:

  • не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
  • находиться в партнерской позиции с родителями;
  • показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
  • вести конструктивный диалог с родителями.

Перспективный план работы учителя-дефектолога с родителями и лицами их заменяющими.

Формы работы с родителями

Период

Наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.

В течение всего образовательного периода.

Проведение опросов, анкетирования родителей с целью привлечения их к различным проблемам воспитания, развития и обучения детей.

При поступлении ребенка в ДОУ, в начале и в конце образовательного периода (сентябрь, май), по мере необходимости.

Плановые консультации с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка.

При поступлении ребенка и по результатам диагностики (сентябрь, январь, май).  

Неплановые консультации с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (при изменении динамики развития ребенка, по запросу родителей и др.).

В течение всего образовательного периода.

Просмотр родителями разных видов детской деятельности, видео, прослушивание аудиозаписи.

В течение всего образовательного периода.

Привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности.

В течение всего образовательного периода.

Родительские собрания.

В начале, в середине, в конце образовательного периода (сентябрь, январь, май).

Экскурсии по ДОУ. Кабинет дефектолога.

При поступлении ребенка в ДОУ, на первом родительском собрании.

Лекционные занятия для родителей для родителей по проблеме.

В течение всего образовательного периода.

Круглые столы, детские утренники, праздники.

В течение всего образовательного периода.

Практические занятия для родителей.

В течение всего образовательного периода.

Подгрупповые занятия.

В середине и в конце образовательного периода (декабрь, май).

Приложения

Приложение № 1

Ознакомительная анкета для родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями (с ЗПР).

Анкета № 1 (ознакомительная)

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1.Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Дата рождения ребенка _________________________________________________

3.Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Состав семьи___________________________________________________

5.ФИО мамы, год рождения, место работы, № телефона

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.ФИО папы, год рождения, место работы и № телефона    

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Другой член семьи, год рождения, место работы, № телефона ___________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кто с ребенком занимается, играет___________________________________

9. Кто ребенка приводит и забирает из садика____________________________

10. Кто с ребенком гуляет ______________________________________________

11. Имеются ли хронические заболевания  у родителей?

__________________________________________________________________

12. Состоит ли ребенок на диспансерном учете с какими-либо заболеваниями  у специалистов (если состоит, то у каких – перечислить)

__________________________________________________________________

13. Какие заболевания перенес (когда и какие перечислить)

__________________________________________________________________

14. Были ли у ребенка травмы головы, потеря сознания, судороги при высокой температуре (если да, то когда)

__________________________________________________________________

15.Сообщите данные о ходе развития ребенка:

- когда появилась лепетная речь?___________

- первые слова?____________

- простейшие фразы?___________

- когда появилась развернутая речь?____________

- когда ребенок стал переворачиваться__________,

сидеть__________,

ходить__________.

16. Какое время ребенок может заниматься одним делом, игрой __________________________________________________________________

17. Какие нарушения в развитии ребенка вы замечаете? (память, мышление, внимание, мелкая моторика и др.) _____________________________________

__________________________________________________________________18. В каком возрасте вы заметили нарушения развития познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия) у ребенка?

19.Чем ребенок больше всего любит заниматься? ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

20. Какие особенности характера ребенка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать) ____________________________________ ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

22. Какое детское дошкольное учреждение посещал ребенок и сколько? __________________________________________________________________

23. Ваши предложения, пожелания ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                          

Спасибо за помощь!

Приложение № 2

Анкета № 2

Уважаемые родители!

Учитель-дефектолог проводит опрос с целью помочь Вам в развитии и обучении детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

Прочтите вопросы и поставьте знак «+» справа, если этот вариант ответа соответствует Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

1. Кто заполняет анкету (законный представитель ребенка: мама, папа или лицо, заменяющее его: бабушка, дедушка, брат, сестра, опекун и др.)

2. Возраст ребенка

3. Сколько ребенок посещает данное ДОУ

4. Из каких источников Вы получаете знания по развитию и обучению ребенка?  

- смотрите и слушаете передачи по телевидению

- читаете специальную литературу

- из жизненного опыта: как учили Вас

- рекомендации дефектолога

- нет знаний по развитию и обучению ребенка

5. Помогают ли Вам эти знания?

- да, помогают

- скорее нет, чем да

- знания слишком общие

- не касаются конкретно моего ребенка

- даются в сложной форме

- другое

- нет, не помогают (почему?)

6. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в развитии и обучении своего ребенка?

- непослушание ребенка

- испытываете недостаток педагогических знаний

- ребенок неусидчив, невнимателен

- трудностей нет

- другое?

7. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

8. Какие черты огорчают?

9. Какие методы воспитания Вашего ребенка Вы используете?

- порицание

- наказание

- поощрение

- запрещение

- другое

10. Нужна ли Вам помощь в развитии и обучении ребенка

- да

- нет

- иногда

11. Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с дефектологом детского сада?

- о подготовке ребенка к школе

- о психологических особенностях дошкольников

- о приемах и методах обучения ребенка

- о развивающих играх

- о детской литературе для развития ребенка

- другое

12. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны

- переписка с дефектологом

- групповые собрания

- индивидуальные консультации, беседы с дефектологом

- информационные стенды

- другое

Спасибо за помощь!

Приложение №3

Анкета № 3 для родителей, имеющих детей с особыми образовательными возможностями (с ЗПР).  

Анкета № 3

Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к дефектологической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских проблем в развитии познавательных процессов.

1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие занятия любит посещать ребенок? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения дефектологической работы?_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в группе? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Если изменилось, то какую сторону и что способствовало этим изменениям? _______________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Каковы нарушения познавательных процессов были у ребенка в начале учебного года:

внимания__________________________________________________________

мышления_________________________________________________________

памяти____________________________________________________________

восприятия (цвет, форма, величина)____________________________________

__________________________________________________________________

пространственно-временные представления_____________________________

__________________________________________________________________

7. Каковы нарушения мелкой моторики были у ребенка в начале учебного года: _____________________________________________________________

8. Изменения в развитии ребенка в данное время: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В подготовке к обучению грамоте, ФЭМП __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Удовлетворены ли Вы работой учителя-дефектолога и воспитателя при проведении:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- групповой и индивидуальной образовательной деятельности __________________________________________________________________

- консультаций____________________________________________________

- открытых занятий (мероприятий), родительских собраний

_____________________________________________________________

11. Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в группе?

_________________________________________________________________

12. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимание, воображение, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее)? ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Ваши замечания, пожелания, предложения __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №4

Методические рекомендации учителя-дефектолога родителям, имеющих детей с особыми образовательными возможностями (с ЗПР).                                                  

                                     

1. Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК).

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

4. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

5. Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений.

6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

7. Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному.

8. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

12. Согласовывайте с учителем-дефектологом и воспитателями всю работу по воспитанию, развитию и обучению ребенка.

13. Помните, что сроки преодоления нарушений познавательного развития зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

14. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в себе.

Приложение №5

Список тем консультаций с родителями

1. Особенности развития познавательных процессов и деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Психологические особенности детей (пятилетние).

3. речевая готовность ребенка к школе.

4. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

5. Развитие внимания у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (с ЗПР).

6. Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста.

7. Психологическая готовность к школе.

8. Развитие логического мышления.

9. Как развить в ребенке чувство собственного достоинства и уверенность в себе.

10. Процесс овладения чтением в норме.

11. Как научить ребенка быть внимательным.

12. Родителям будущих первоклассников.

13. Развитие мышления и речи у детей с особыми образовательными потребностями (с ЗПР).

14. Предупреждение речевых нарушений.

15. Клинические проявления синдрома дефицита внимания.

16. Выявление типов темперамента у детей дошкольного возраста.

17. Игры для развития речи.

18. Развитие мелкой моторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду - М.: Линка-пресс, 2009г.- 224 с.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

3. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: Методическое пособие. – Екб., 2001. – 43 с.

4. Люблева Ю.В. Внутрисемейная ситуация развития - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

5. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под. Ред. Каралашвили – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

7. Парасоцкая О.В. Пред. школьная подготовка: Взаимодействие ДОУ и семьи. М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 210 с.

8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

9. Тараторкина Т. В. Школа для родителей «Малая академия здоровья» М.: ВЛАДОС, 2003. – 100 с.

10. Хусаинова Г. Х. Коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 130 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Консультация для музыкальных руководителей в работе с детьми с задержкой психического развития...

Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания

Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...

Программа по взаимодействию с семьями воспитанников (старшая группа).

Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: 1. Создать условия для благоприятного климата взаимод...