Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Рассказова Наталия Владимировна

В материале рассматривается формирование элементарных математических представлений как одно из направлений подготовки детей к учебной деятельности. Подготовку к учебной деятельности следует начинать с заданий на составление последовательных рядов. Представлена методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены этапы обучения формирования элементарных математических представлений. Разнообразные задания готовят ребенка к обучению чтению и работе с числовым рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_formirovaniya_matematicheskih_sposobnostey.docx844.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

(дошкольное подразделение)

Рекомендации для родителей

 

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ

http://amorez.com/uploads/posts/2013-04/thumbs/1366909751_shutterstock_49127890.jpg

Автор: учитель-дефектолог

                                                                                  Рассказова Н.В.

ТАМБОВ 2020

     Формирование элементарных математических представлений есть средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир есть в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Подготовку к учебной деятельности следует начинать с заданий на составление последовательных рядов. Разнообразные задания готовят ребенка к обучению чтению и работе с числовым рядом.http://www.medn.ru/userfiles/anechka2/image/foto/rebenok_cchitaet.JPG

 

Первый этап.

     Обучаем ребенка выкладывать на столе или специальных дощечках геометрические фигуры в определенной последовательности: круг, квадрат, круг и т.д. фигуры могут быть одного цвета, но разной формы. Или одинаковой формы, но различаться по цвету. Можно использовать палочки, мозаику, карточки с картинками.

     Задания должны быть простыми, часто повторяющимися, но при этом вызывать интерес у ребенка. По мере освоения ребенком задания можно увеличивать его сложность.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=7e0e1029eeddf905&mb=imgdb_preview_1068 http://juliasdesign.com/tutorials/shadow/img/shadow-01.pnghttp://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=7e0e1029eeddf905&mb=imgdb_preview_1068http://juliasdesign.com/tutorials/shadow/img/shadow-01.pnghttp://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=7e0e1029eeddf905&mb=imgdb_preview_1068

Второй этап.

     Продолжаем обучать ребенка работе с последовательным рядом, добавляя в чередование третий элемент. На этом этапе работа с предметами заменяется рисунками – ребенок выкладывает на столе карточки с изображением простых предметов (мячик, дерево, кукла, мячик, дерево, кукла и т.д.).

    Важно дозировать помощь, которую взрослый оказывает ребенку – подсказывайте или выполняйте за ребенка только то, что он не может сделать сам, максимально побуждая его к самостоятельности.

http://www.colady.ru/wp-content/uploads/2012/05/gerberi-150x150.jpghttp://zooclub.ru/attach/fotogal/clip/baboch/5.jpghttp://www.colady.ru/wp-content/uploads/2012/05/gerberi-150x150.jpghttp://zooclub.ru/attach/fotogal/clip/baboch/5.jpghttp://kluchkdushe.com/wp-content/uploads/2014/07/derev154.pnghttp://kluchkdushe.com/wp-content/uploads/2014/07/derev154.png

Третий этап. Счет.

     Обучение счету происходит в следующей последовательности:

  1.  Счет вслух («зарядка-лесенка»). С этого начинается каждое занятие: ребенок называет по порядку числа от 1до 3 и обратно. Постепенно числовой ряд увеличивается до 10 и обратно.http://detkam.su/_bl/0/99483981.jpg
  2. Пересчет предметов, пальцев на руке, шариков на счетах, игрушек, палочек.
  3. Порядковый счет сначала до трех, потом постепенно добавляется по одному числу.
  4. Обратный счет, начиная с трех. Игра по картинке «Ступеньки».
  5. Пересчет предметов. Например, на столе у ребенка мягкие игрушки и счетный материал. Взрослый предлагает поочередно каждой игрушке отнести определенное количество предметов (начинаем с трех).
  6. Поочередный счет. Игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Один», ребенок бросает мяч обратно и говорит: «Два» и т.д.
  7. Счет на слух. Взрослый ударяет в бубен, а ребенок должен посчитать количество ударов и назвать число (устно или поднимая карточку).
  8. Счет до определенного числа. На столе у ребенка по 3-4 игрушки и фасоль на блюдце. Взрослый предлагает дать каждой игрушке по 2, (3,4,5) «конфетки».

     Именно в такой последовательности предлагаются задания на занятиях. Закрепляя потом навыки счета в игре или творческой деятельности.

Четвертый этап. Цифры. https://pp.vk.me/c624717/v624717565/1cf0d/LQOVVhkE7_w.jpg

     Переходить к цифрам надо только тогда, когда ребенок научится называть числа и считать. Иначе многие дети не могут запомнить цифры, путают их написание. Знакомство с цифрой должно сопровождаться картинкой.

     Когда взрослый уверен. Что ребенок запомнил цифры, картинки убираются. Можно лепить цифры из пластилина, раскрашивать, вырезать из картона, находить среди других цифр.  

     Например: ребенку дается карточка, на которой нарисовано 10-15 цифр разной величины. Ребенок должен найти и зачеркнуть или обвести в кружок ту цифру, которую назовет взрослый.

     В работе можно использовать тетради, некоторые задания из прописей для массовых школ.

                                                     http://easysmart.ru/img/full/41-Math-kinder-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...