План самообразования
методическая разработка по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

Самообразование необходимо для осмысления педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также приобретения новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме: «Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ОВЗ»

Актуальность темы.  Процесс формирования сенсорных функций имеет важное значение для полноценного развития ребенка, поэтому в действующих федеральных государственных стандартах (ФГОС) сенсорное развитие выделено отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание». Перед каждым педагогом возникает необходимость разработки системы методов, приемов, направленных на развитие сенсорной сферы детей. Это приобретает особую значимость в связи с тем, что в Российской Федерации ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем. Эти дети имеют свои специфические особенности – слишком высокую или низкую чувствительность, слабость нервной системы, эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти, двигательные нарушения.  В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что большая роль в преодолении нарушений в развитии детей принадлежит сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств таким образом, чтобы человек мог реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века западный психолог, специалист по детскому развитию Э. Джин Айрес (1920-1988) (США).  Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что  впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг. В случае нарушений этого процесса человеческий мозг не может упорядочить получаемые сенсорные импульсы, и представления о себе и окружающем мире формируются расплывчатые, неопределенные. Это сказывается как на учебе, так и на поведении ребенка, и в целом негативно отражается на жизни ребенка. Чем раньше будут выявлены у ребенка нарушения сенсорной интеграции, тем успешнее будут формироваться незаменимые процессы, необходимые для развития, успешной учебы и социализации ребенка.

Цель: оказание квалифицированной помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции и повышение эффективности работы по коррекции психических познавательных процессов, двигательных нарушений,  поведения детей.

Задачи:

  1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
  2. Внедрение новых методик, здоровьесберегающих технологий, использование технологий проектной деятельности с целью повышения эффективности работы по преодолению нарушений сенсорной интеграции.
  3. Экспериментальное изучение сенсорного профиля детей, а именно: тактильной сенсорной системы, вестибулярной сенсорной системы,  проприоцептивной, слуховой и зрительной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем.  
  4. Создание комфортных условий предметно-развивающей среды по сенсорному развитию.
  5. Разработка рекомендаций по преодолению нарушений сенсорной интеграции педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.

Предполагаемый результат.

  1. Повышение качества коррекционно-развивающей работы.
  2. Проектирование коррекционно-развивающих программ по сенсорному развитию с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Подбор и адаптация игр и упражнений для коррекции нарушений сенсорных систем.
  4. Активизация познавательной деятельности, развитие творчества, инициативы воспитанников посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач.
  5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.
  6. Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

План работы по самообразованию.

Блок

Мероприятия

Сроки проведения

Изучение литературных источников по теме самообразования

- Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№1155

- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.  Н.Е. Вераксы Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой. 2014 г.

- Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. Михайлова-Свирская Л.В. 2015 г.

- Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Понимание скрытых проблем ребенка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. 2019 г.

- Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. 1988

- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. 2006 г.

- Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. 2011 г.

- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2009 г.

Сентябрь

Разработка программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса

1.Составление перспективно-тематического планирования по образовательной области «Познание. (Сенсорное развитие)» в соответствии с ФГОС.

2. Составление плана работы по самообразованию.

3. Изучение работы педагогов (через публикации в периодической печати, сайты).

4. Систематизировать накопленные и новые материалы по теме «Сенсорная интеграция».

5. Разработать игровые занятия с учетом ФГОС.

6. Обучение на курсах в системе повышения квалификации по теме самообразования.

Сентябрь-апрель

Практическая работа с детьми

Проведение диагностического обследования.

Осуществление коррекционно-развивающего процесса.

Коррекция тактильной дисфункции. Игры:

 «Поймай киску», «Мягкая и шершавая рукавичка», «Чудесный мешочек» (из чего сделан предмет, угадывание фигуры), игры с крупами, игры с песком, «Нежная вата», «Рисуем кистью», «Ватный шарик или перо?», игры с водой, игры с шариками в сухом бассейне,  хождение по разным поверхностям.

Коррекция вестибулярной дисфункции. Игры: «Качелька», «Аист»,  «Между двух берегов», «Мыльные пузыри», раскачивания на коленях и на большом мяче, «Змейка», «Перейди через пропасть».

Коррекция проприоцевтивной дисфункции.

Игры: «Ползание в тоннеле», «Перекладывание», Игра с шариками-мнушками: «Славные ножки», «Доброе лицо», игры с мячом, имитационные игры, игры с ритмами, игры для развития мелкой моторики: действия с предметами, пальчиковые игры.

Коррекция зрительной дисфункции. Игры: 

«Забавные картинки», игры с красками, рисование кремом или пеной, «Мыльные пузыри», игра с ширмой, игра с фонариком, «Волшебные коробочки», «Выкладывание пуговиц по линиям», «Солнечный зайчик», «Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», «Украсим салфетку», «Кто спрятался?», «Укрась елочку», «Украсим бабочку».

Коррекция слуховой дисфункции. Игры:

«Откуда звук?»,  «Найди меня», «Постучим, погремим», «Определи, что слышится», «На чем играет зайка?», «Мы шагаем, хлопаем, пляшем», «Кто в домике живет?», «Покажи, кто кричал?», «Забавные шарики», «Большой и маленький барабаны», «Идет медведь», «Прыгают зайки», «Найди такую же коробочку».

Коррекция вкусовой дисфункции. Игры:

«Съедобное-несъедобное», «Накорми бегемотика», «Какой предмет на вкус?», Угадай на вкус».

Коррекция обонятельной дисфункции. Игры: «Баночки с сюрпризом», «Аромабаночки», «Библиотека запахов», «Поможем Тузику». 

Сентябрь

Октябрь-апрель

Работа с родителями

Оформление стендовой информация, беседы, анкетирование. Проведение консультаций: «Развиваем сенсорные функции: тренируем внимание, память, мышление, речь», «Средства развития мелкой моторики рук», «Игры для сенсорного развития в домашних условиях». Выставка дидактических игр для родителей.

Октябрь-апрель

Работа с педагогами

Участие в семинарах-практикумах. Проведение консультаций, семинара-практикума «Использование сенсорных игр с детьми с нарушениями сенсорной интеграции».

Октябрь-апрель

Диагностический

блок

Выявление уровня освоения программного материала на начало и на конец учебного года

Октябрь-апрель

Аналитический блок

Анализ проделанной работы. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми. Подведение итогов. Перспективы продолжения работы.

Обобщение и распространение опыта: публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах, участие в семинарах, конкурсах

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...