Авторские методики
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

В материале представлены модифицированные методики:
1. Методика «Исследование общей моторики по мотометрической шкале Озерцкого-Гельнитца»
2.
Методика «Исследование мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой»
3. 
Методика «Исследование произвольной мимической моторики по Л.А.Квинт, Г.Гельнити»/
Методика «Исследование моторики артикуляционного аппарата по Г.В.Бабиной»
5. 
Методика «Исследование  ритмических  способностей ребенка Н.В.Микляевой»




 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_metodiki.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Исследование общей моторики по мотометрической шкале Озерцкого-Гельнитца»

Данное направление подразделяется на 8 основных заданий.

1 задание. Простоять 10 секунд в определённом положении с открытыми глазами (на носочках). И.п.: руки по швам, ноги сомкнуты, пятки и мыски плотно прижаты друг к другу.

Инструкция: встань ровно, ладошки прижми к ногам, спину выпрями, ноги прижми друг к другу.

Оценка результатов:

3 балла – задание ребенок выполнил с 1 раза, при этом ни разу не упав. Допускается небольшое балансирование телом в конце расчетного времени.

2 балла – задание ребенок выполнил со 2-3 раза, но не более. Балансирование телом началось с первых секунд расчетного времени.

1 балл – задание ребенок выполнил с 4-5 раза, при этом не уменьшает временные рамки задания.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

2 задание. Допрыгать до указанного расстояния (5м) на одной ноге (правой и левой попеременно с отдыхом между сменой ног в 30 секунд). И.п.: руки на поясе, одна нога согнута под углом 90 градусов, вторая принимает опору тела.

Инструкция: слушай внимательно звуковой сигнал (свисток). Как только ты его услышишь, тебе нужно допрыгать до веревочки на 1 ножке.

Оценка результатов.

3 балла – ребенок  с первого раза достиг веревочки, ни разу не опустив согнутую ногу и не меняя ее положения. Ребенок четко начал по звуковому сигналу.

2 балла -  ребенок со второго-третьего раза достиг финиша, но возвращался, потому что опускал согнутую ногу на пол. Звуковой сигнал ребенок воспринял сразу или по истечении 3-х секунд.

1 балл – ребенок не услышал звуковой сигнал, не понял смысла задания, несколько раз возвращался на старт (от 3-х раз).

0 баллов – задание не выполнено.

3 задание. Постоять на одной ноге 10 секунд (попеременно левой и правой ногой). И.п.: руки по швам. Одна нога согнута в коленном суставе на 90 градусов.

Инструкция: подними ногу вверх, руки остаются по швам.

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено с первого раза, время выдержано. Балансирование телом начинается на последних секундах задания.

2 балла – задание выполнено со 2-3 раза. Балансирование телом зафиксировано на последних секундах выполнения задания.

1 балл – задание выполнено на 4-5 раз. Ребенок начинает балансировать телом уже с первых секунд выполнения задания, однако выполняет его.

0 баллов – задание не выполнено.

4 задание. Бросить мяч в цель и попасть не менее 3-х раз правой рукой и 2-х раз левой рукой на расстоянии 1,5м от мишени. Всего дается 10 попыток, по 5 попыток каждой рукой. И.п. одна рука на поясе, другая отведена немного назад с мячом. Ноги на ширине плеч.

Инструкция: попади мячом в мишень.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок попал в мишень необходимое количество раз, или больше, не нарушив расстояния в 1,5м.

2 балла – ребенок попал в мишень на 1-2 раза меньше положенного правой или левой рукой. Расстояние не нарушалось.

1 балл – ребенок из 10 попыток попал только 3. Расстояние не нарушалось.

0 баллов – задание не выполнено, из 10 попыток было 1-2 попадания, нарушалось расстояние до мишени.

5 задание. Перепрыгнуть через веревку, протянутую между столами на высоте 20 см, одновременно двумя ногами. И.п.: руки на поясе, ноги вместе.

Инструкция: перепрыгни через веревку двумя ногами.

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено с первого раза, ноги через веревку перелетели вместе.

2 балла – задание выполнено с первого раза, ноги через веревку перелетели по очереди.

1 балл – задание выполнено с 2-3 раза, ноги через веревку перелетели вместе или по очереди.

0 баллов – задание не выполнено или выполнено с 4-5 раза.

6 задание. Простоять в определенном положении с закрытыми глазами 15 секунд (стопы расположены по прямой линии). И.п.: руки по швам, ноги расположены вдоль воображаемой прямой линии, глаза закрыты.

Инструкция: закрой глаза, пятка упирается в мысок, руки по швам. Стой, а я буду считать.

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено с первого раза, ребенок не сходил с места. Допускается небольшая балансировка, если и.п. не меняется.

2 балла – задание выполнено со 2-3 раза. Все инструкции выполнены верно.

1 балл – задание выполнено с 4-5 раза, балансировка тела начиналась с 5 секунды пробы.

0 баллов – задание не выполнено, ребенок при балансировке открывает глаза, при балансировке тела и.п. нарушается.

7 задание. Коснуться кончика носа поочередно левой и правой рукой с закрытыми глазами. И.п.: руки по швам, ноги вместе.

Инструкция: дотронься до кончика носа указательным пальцем.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок выполняет задание без ошибок, дотрагиваясь до кончика носа обеими руками.

2 балла – ребенок выполняет задание, коснувшись кончика носа одной (правой или левой) рукой.

1 балл – задание не выполнено, ребенок не попал по кончику носа.

8 задание. Нарисовать с закрытыми руками произвольные круги одинакового размера по звуковому сигналу. И.п.: руки по швам, ноги вместе, глаза закрыты.

Инструкция: по звуковому сигналу (свисток) одновременно нарисуй круги, как будто на доске рисуешь.

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено точно по звуковому сигналу, с 1 раза  выполнил пробу, круги приблизительно одинаковые, глаза не открывались.

2 балла – задание выполнено со 2-3 раза, круги негрубо отличаются размером, глаза не открывались.

1 балл – задание выполнено со 2-3 раза, круги отличаются друг от друга размером, глаза не открывались.

0 баллов – задание не выполнено, круги нарисовать не удалось, глаза открывались во время выполнения задания.

Общая оценка исследования общей моторики:

20-24 балла – высокий уровень;

12-19 баллов – средний уровень;

8-11 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 8 баллов – низкий уровень

Методика «Исследование мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой»

Исследование мелкой моторики нами было условно разделено на 3 блока:

- исследование произвольной моторики рук;

- исследование навыков владения карандашом;

- исследование навыка манипулирования с предметами.

Для каждого блока были подобраны задания в соответствии с возрастом, уровнем физического и психического развития детей. При выполнении каждого из занятий мы отмечаем плавность движений, их переключаемость, напряженность, скованность, темп выполнения задания, а также невыполнение, отказ от выполнения заданий.

1 блок. Исследование произвольной моторики рук.

1 задание. Сжать-разжать пальцы в кулак 5-6 раз.

Инструкция: сожми и разожми кулак под счет (метроном).

Оценка результатов:

2 балла – задание правильно выполнено, в заданном темпе, с хорошей переключаемостью, без скованности и напряжения.

1 балл – отмечается незначительное отклонение от заданного ритма, напряженность движений не отмечается, переключаемость движений сохраняется.

0 баллов – задание не выполнено, нарушена переключаемость и темп движений, может отмечаться скованность, напряженность движений.

2 задание. Соединить и разъединить пальцы рук под счет (метроном) 5-6 раз. Руки лежат на столе.

Инструкция: положи руки на стол, соедини и разъедини пальцы рук в стороны.

Оценка результатов:

2 балла – задание выполнено правильно, темп движений и переключаемость не нарушена.

1 балл – задание выполнено правильно, однако отмечается небольшая напряженность при выполнении, темп и переключаемость движений не изменяется.

0 баллов – задание не выполнено, отмечается нарушение темпа и переключаемости движений.

3 задание. Сложить пальцы в кольцо и выпрямить пальцы 5-6 раз (по подражанию).

Инструкция: посмотри, как делаю я и повтори.

Оценка результатов:

2 балла – задание выполнено правильно, напряжение не отмечается, темп движений и переключаемость не нарушена.

1 балл – задание выполнено с небольшим отклонением темпа выполнения движений, переключаемость сохранна, напряжение не наблюдается.

0 баллов – задание не выполнено, нарушена переключаемость и темп движений, наблюдается напряжение, скованность движений.

4 задание. Проба «кулак-ребро-ладонь».

Инструкция: посмотри, как делаю я и повтори.

Оценка результатов:

2 балла – проба выполняется с 1 раза в заданном темпе.

1 балл – проба выполняется со 2-3 раза в замедленном темпе.

0 баллов – проба не выполнена.

 Общая оценка результатов 1 блока:

7-8 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – средний уровень;

3-4 балла – ниже среднего уровень;

1-2 балла – низкий уровень.

2 блок. Исследование навыков владения карандашом.

1 задание. Нарисовать прямую, кривую и волнистую линию.

Инструкция: возьми карандаш и нарисуй прямую, кривую и волнистую линию.

Оценка результатов:

1 балл – правильное выполнение задания, при необходимости показ образа линий.

0 баллов – невыполнение задания.

2 задание. Обвести по трафарету фигуры и домашних животных (свинья, собака, кошка).

Инструкция: возьми трафарет и карандаш и обведи по трафарету фигуру\домашнее животное.

Оценка результатов:

1 балл - правильно выполнено задание, по окончанию задания можно понять изображение на листке.

0 баллов – невыполнение задания, на листке не ясное изображение обведенного.

3 задание. Нарисовать человека.

Инструкция: нарисуй маму, папу или себя.

Оценка результатов:

1 балл – ребенок изобразил человека в соответствии с возрастными особенностями изобразительного искусства: четко прорисованы голова, шея, тело, руки, ноги, пальцы.

0 баллов – невыполнение задания. Нарисованный человек не соответствует возрасту.

Общая оценка результатов по 2 блоку:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего уровень;

0 баллов – низкий уровень.

 3 блок. Исследование навыка манипулирования с предметами.

1 задание. Застегнуть и расстегнуть пуговицы (собственное пособие «Цветочек»)

Инструкция: возьми цветочек и пристегни к нему лепесточки. Сними лепесточки с цветка.

Оценка результатов:

2 балл – задание выполнено правильно, допускается показ выполнения задания.

1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.

0 баллов – задание не выполнено.

 2 задание. Развязать, завязать шнурок (пособие «Ботинок»)

Инструкция: завяжи\развяжи шнурки на ботинке.

Оценка результатов:

2 балл – задание выполнено правильно, допускается показ выполнения задания.

1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.

0 баллов – задание не выполнено.

3 задание. Выложить мозаику по предоставленному примеру.

Инструкция: выложи узор, как у меня.

 Оценка результатов:

2 балл – задание выполнено правильно.

1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.

0 баллов – задание не выполнено.

4 задание. Нанизать бусы на веревку.

Инструкция: сделай бусы для куклы Даши.

Оценка результатов:

2 балл – задание выполнено правильно, с минимальной затратой времени.

1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью, замедленный темп выполнения задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Общая оценка результата 2 блока:

7-8 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – средний уровень;

3-4 балла – ниже среднего уровень;

1-2 балла – низкий уровень.

Общая оценка результатов исследования мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой [8]:

16-19 баллов – высокий уровень;

11-15 баллов – средний уровень;

6-10 баллов – ниже среднего уровень;

Ниже 6 баллов – низкий уровень.

Методика «Исследование произвольной мимической моторики по Л.А.Квинт, Г.Гельнити»

В методику входят 10 мимических упражнений, которые выполняются сопряженно с экспериментатором. Каждое упражнение оценивается 1 баллом. Невыполнение задания оценивается в 0 баллов, соответственно. В данном исследовании отмечается насколько ребенок хорошо владеет мышцами лица, может адекватно выполнять инструкции экспериментатора, легко повторять за ним упражнения. А также насколько напряжены или, наоборот, расслаблены мышцы мимической мускулатуры.

1 упражнение. Поднять брови. Эмоция «Удивление».

2 упражнение. Слегка сомкнуть веки.

3 упражнение. Прищурить глаза. Эмоция «Яркое солнце».

4 упражнение. Плотно сомкнуть веки. Эмоция «Стало темно».

5 упражнение. Сжать губы.

6 упражнение. Вытянуть губы вперед, будто играешь на трубе.

7 упражнение. Вытянуть губы, будто поем звук О. Утрированная эмоция «Удивление».

8 упражнение. Надуть щеки.

9 упражнение. Оскалить зубы. Эмоция «Злость».

10 упражнение. Вытянуть губы, как будто свистишь.

Общая оценка исследования произвольной мимической моторики:

9-10 баллов – высокий уровень;

7-8 баллов – средний уровень;

5-6 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 5 баллов – низкий уровень.

Методика «Исследование моторики артикуляционного аппарата по Г.В.Бабиной»

Исследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г.В.Бабиной и разделено нами была на 3 блока.

1 блок. Исследование двигательной функции губ.

Включает в себя 9 упражнений, которые оцениваются в:

2 балла – правильное выполнение задания;

1 балл – испытывает затруднения;

0 баллов – невыполнение задания.

1 упражнение. Сомкнуть губы.

2 упражнение. Округлить губы, как при произнесении звука О, удержать положение на протяжении 10 секунд.

3 упражнение. Вытянуть губы вперед, как при произнесении звука У, удерживать на протяжении10 секунд.

4 упражнение. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, удерживать в течении 10 секунд.

5 упражнение. «Улыбочка»: растянуть губы в улыбке. Удерживать 10 секунд.

6 упражнение. «Заборчик»: максимально растянуть губы в улыбке, зубы обнажены. Удерживать 10 секунд.

7 упражнение. Поднять верхнюю губу, верхние зубы обнажены.

8 упражнение. Опустить нижнюю губу, нижние зубы обнажены.

9 упражнение. Многократно произносить губные звуки: б-б-б, п-п-п.

Все упражнения выполняются сопряженно с экспериментатором.

Общая оценка исследования двигательной функции губ:

15-18 баллов – высокий уровень;

11-14 баллов – средний уровень;

7-10 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 7 баллов – низкий уровень.

2 блок. Исследование двигательной функции челюсти.

Включает в себя 4 вида упражнений, которые оцениваются в:

2 балла – правильное выполнение задания;

1 балл – испытывает затруднения;

0 баллов – невыполнение задания.

1 упражнение. Широко раскрыть и закрыть рот.

2 упражнение. Сделать движение нижней челюстью вправо.

3 упражнение. Сделать движение нижней челюстью влево.

4 упражнение. Сделать движение нижней челюстью вперед.

Общая оценка результатов:

7-8 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – ниже среднего;

Менее 3 баллов – низкий уровень.

3 блок. Исследование двигательных функций языка.

Включает в себя 9 артикуляционных упражнений, которые оцениваются в:

2 балла – правильное выполнение задания;

1 балл – испытывает затруднения;

0 баллов – невыполнение задания.

1 упражнение. «Лопаточка»: положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать 5 секунд.

2 упражнение. «Варенье»: положить широкий язык на верхнюю губу, удерживать 5 секунд.

3 упражнение. «Часики»: переводить язычок из стороны в сторону, от одного уголка губ к другому.

4 упражнение. «Иголочка»: высунуть вперед острый язычок.

5 упражнение. «Качели»: открыть рот, кончик языка поочередно касается верхних и нижних зубов.

6 упражнение. «Парус»-«Горочка»: открыть рот, к верхним зубам поднять кончик языка и удержать 5 секунд. Повторить то же самое, только к нижним зубам.

7 упражнение. «Конфетка»: упереть язык сначала в правую щеку, затем в левую.

8 упражнение. Закрыть глаза, руки вытянуть вперед, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать 5 секунд.

9 упражнение. Выполнить движение языком вперед-назад.

Общая оценка исследования двигательной функции языка:

15-18 баллов – высокий уровень;

11-14 баллов – средний уровень;

7-10 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 7 баллов – низкий уровень.

Общий результат исследования моторики артикуляционного аппарата:

38-44 баллов – высокий уровень;

30-37 баллов – средний уровень;

21-29 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 21 балла – низкий уровень.

Методика «Исследование  ритмических  способностей ребенка Н.В.Микляевой»

     Исследование уровня развития ритмической способности включает в себя несколько компонентов.

     1. Оценка ритмов

Инструкция: исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:

     - одиночные «пачки» (// или ///);

     - серии «пачек» (// // // или /// /// ///).

     2  Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

     Инструкция: сначала дается оценка простым ритмам:

  • // // //;
  • /// /// ///;
  • // // //.

     Затем — акцентированным:

  • •  // /// // /// //;
  • •  /// // /// // ///

     3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции

     Инструкция:  ребенку предлагается выполнять  ритмы по  речевой

инструкции:

     - стучать «по 2 раза»;

     - стучать «по 3 раза»;

     - стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

     4. Воспроизведение ритмов по графической модели

     Инструкция: ребенку предлагается постучать так, как нарисовано:

      /  /  /

      // //  //;

     - ритм повтора (карточки одинаковые)

     - ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)

      / ////// / ///////

      / / / //

      // // // //;

     - ритм  противопоставления (чередуются  карточки  двух цветов  и

размеров).

      / // / //

      // / // /

      // /  // /.

      / //  / //.

     Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:

     1 балл ребенок получает, если выполнил правильно задание, четко простучал, быстро переключился с одного задания на другое.

     0  баллов  ребенок  получает,   если   он  не  может  справиться самостоятельно с заданием, допускает при выполнении задания ошибку.

Общий результат обследования ритмических способностей ребенка по методике Н. B. Микляевой.

18-20 баллов - высокий уровень;

14-17 баллов – средний уровень;

9-13 баллов – ниже среднего уровень;

Менее 9 баллов – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение постизометрической релаксации (ПИР) и артикуляционной гимнастики по авторской методике Микляевой Ю.В.Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука [Р] в открытых слогах.

Использование современных образовательных технологий. Задания по автоматизации звука [Р] направлены на развитие фонематического слуха, развитие звуко-слогового анализа....

Авторская методика "Слушание музыки в старшей группе с использованием мнемотехники"

Цель: способствовать лучшему запоминанию материала. Задачи: Помочь детям запомнить материал занятия (имя композитора, название произведения, жанр и лад музыки, характер, части, изобразительность ...

Роль игры в развитии математических представлений у дошкольников: использование авторских методик

Статья Васильевой В.В. о роли игры в развитии математических представлений у дошкольников....

Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...