Презентация "Сбор анамнестических данных в процессах диагностики, консультирования и коррекции речевых нарушений"
презентация по коррекционной педагогике

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

Анамнез — это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbor_anamneza.pptx85.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сбор анамнестических данных в процессах диагностики, консультирования и коррекции речевых нарушений Выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» Ананьева Е.В. Смоленск 2021

Слайд 2

Понятие «анамнеза» Анамнез — это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Психологический анамнез история индивидуального развития ребенка

Слайд 3

Принципы анамнестического исследования ребенка Структурность; комплексность — учет и анализ всех данных, полученных в ходе анамнестического исследования; детерминированность — причинная обусловленность про­явлений психики личности; ц еленаправленность.

Слайд 4

Формы сбора анамнестических данных 1) объективный анамнез осуществляется в форме беседы с родителями, другими родственниками, опекунами, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка; 2 ) субъек­тивный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком; 3 ) изучение до­полнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, сохранившихся продуктов деятельности ребенка.

Слайд 5

Основная задача установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Слайд 6

Беседа как средства сбора анамнестических данных Цель - сбор анамнестических данных об истории развития изучаемой личности. Беседа может строиться в свободной форме или в форме «вопрос—ответ». Условия: п одготовленность ; Непринужденность; б еседа должна строиться по плану (схеме). у чет индивидуально-психологический особенностей оп­рашиваемых ; ф иксирование ответов беседы может осуществляться путем ведения протокола или магнитофонной записи.

Слайд 7

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, обра­зования и характера работы всех членов семьи, а также род­ственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бы­товых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

Слайд 8

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинской части анам­неза собираются врачом).

Слайд 9

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 2. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хро­нических или частных заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других спе­циалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

Слайд 10

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 3. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни. Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок, частые или длительные разлуки с родителями. Реакция на них ребенка.

Слайд 11

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 5 . Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навы­ков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности. Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие труд­ности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

Слайд 12

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 6 . Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок. Любит ли рисовать, с какого возраста, что. Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи. Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился. Как развит физически. Какая рука является ведущей. Име­ются ли домашние обязанности. Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми. Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конф­ликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрос­лых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия. Как проводит досуг. Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Прояв­ляет ли ребенок инициативу, в чем. Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления.

Слайд 13

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей 7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу. Легко ли адаптировался к школьной жизни. Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня. Была ли смена школы, класса и по какой причине. Успе­ваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (друже­ские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты . 8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка .

Слайд 14

Спасибо за внимание

Слайд 15

Список источников Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. И.Ю.Левченко , С.Д.Забрамной – 4-е издание. –М.: Академия, 2007.- 320 с. http:// www.deus1.com/doc-24-01.html - Большой словарь медицинских терминов http://dereksiz.org/primenenie-psihologicheskogo-anamneza-v-processe-izucheniya-de.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.

Как необходимо осуществлять диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей....

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...