Комплексная программа «Обучайка-развивайка»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ольга Анатольевна Черкашина

Всестороннее развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2021-2022_kompleksnaya_programma_obuchayka-razvivayka.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

«Рассмотрено»                                          

на заседании педагогического

совета (объединения).

Протокол №______________

от «___»___________20____г.             

«Утверждаю»

Директор ГБУ СО МО

«Подольский городской центр        социальной помощи семье и детям»

__________________И.В. Анищенко

«____»___________________20___ г.

 

                                                                           

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»

Отделение реабилитации для детей-инвалидов и детей

с ограниченными возможностями здоровья

 Дополнительная общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая программа

«ОБУЧАЙКА-РАЗВИВАЙКА»

                                                     

    Составители: учитель-дефектолог Ю.С. Жембровская  _________________

    педагог дополнительного образования О.А. Черкашина  ________________

                             

                                                                      Дата «____» _____________ 20___ г.

2021/22 г.

             

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи

  1. Принцип построения программы

  1. Ожидаемые результаты освоения программы

  1. Формы подведения итогов

  1. Организационно-педагогические условия

         реализации программы

  1. Содержание программы

 

  1. Календарный учебный график

  1. Учебно-методическое, материально-техническое

         обеспечение программы

    10.Методические рекомендации по реализации программы

    11.Используемые источники

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Направленность программы.

Всестороннее развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Актуальность.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка,  одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.  Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети  начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Поэтому, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует обеспечения специальных условий.

Необходимо учитывать следующее:

  • практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
  • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
  • у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
  • из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.

Таким образом, необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:

  • привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками).
  • использование заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;
  • упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
  • включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
  • включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды.

Программа охватывает детей в возрасте до 8 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество.

Срок реализации программы – 1 год.

Программа реализуется в учреждении социального обслуживания, осуществляющего образовательную деятельность, дефектологом и педагогом дополнительного образования.

Занятия разработаны для работы с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями, с учетом личностных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся в оборудованном кабинете.

Формы и режим проведения занятий.

Для реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

- групповые, в том числе с родителями;

- в минигруппах;

- индивидуальные, в том числе в присутствии родителей.

         Программой предусмотрено проведение 2-х занятий в неделю продолжительностью 25-30 минут для детей 3-5 лет и 40 - 45 минут для детей 6-8 лет.

             Программа рассчитана на детей с ограниченными умственными и физическими возможностями до 8 лет.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: создание условий способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме, формированию умений и навыков необходимых в повседневной жизни.

Задачи:

обучающие:

  • закреплять знания об окружающем мире;
  • приобщать к лучшим образцам детской литературы через разучиваю стишков, чтение художественных произведений;
  • учить детей работать с бумагой, пластилином, клеем, красками, карандашами, осваивать различные способы работы.

развивающие:

  • развитию высших психических функций (мышления, внимания, памяти);
  • сенсорному развитию (зрительное восприятие, слуховые функции);
  • развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • развитие уверенности в своих силах и способностях;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • самореализация личности через всесторонне развитие ребенка.

воспитательные:

  • воспитание дружеских взаимоотношений, адаптация в детском коллективе;
  • воспитание самостоятельности.

  1. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на решение коррекционно-развивающих задач по развитию познавательной сферы детей, расширению кругозора, стимулирование речевой активности,  формированию знаний и умений доброжелательного общения, воспитание культуры общения, развитие графо-моторных навыков, развитию творческих способностей. Она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня ребенка. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они могут усвоить большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие познавательных процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность.

Занятия по программе проводятся в 2 этапа:

первый этап – игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, развитие когнитивных и коммуникативных функций;

второй этап – продуктивная деятельность.

Программой предусмотрено широкое использование разнообразных методов, приемов и средств работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье:

-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)

-наглядный (показ иллюстраций, просмотр видео роликов, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

-практический (практические работы).

На занятиях используются игровые приемы, чтение художественной литературы.        

         Программа предполагает простоту изложения и понимания материала, учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников и основана на принципах:

  • Развивающего обучения (ориентация на силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития);
  • Коррекционной направленности (индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей);
  • Комплексности использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
  • Ранней коррекции отклонений в развитии.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Целевые ориентиры освоения программы.

  • понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
  • понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
  • воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
  • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер -  участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
  • проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
  • ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
  • может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти - десяти минут;
  • составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
  • создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
  • показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
  • выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
  • выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
  • воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
  • усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
  • знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
  • обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности;  
  • эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
  • знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;
  • с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Младший возраст (3-4 года):

  • Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур;
  • Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме;
  • Различает людей по половому и возрастному признаку;
  • Знает части тела и их назначение;
  • В речи появляются предлоги;
  • Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре;
  • Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого;
  • Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре;
  • Может достаточно долго заниматься одним занятием.

Средний возраст (4-5 лет):

  • Знает, зачем нужны органы чувств и части тела;
  • Замечает ярко выраженное настроение взрослых и детей;
  • Называет свои имя, фамилию, возраст; имена родителей, педагогов;
  • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
  • Самостоятельно выполняет игровые действия, осуществляет перенос действий с объекта на объект;
  • Использует в игре замещение недостающего предмета;
  • Узнает предметы по форме, цвету, величине;
  • Группирует однородные предметы по одному из трех признаков;
  • Различает четыре цвета спектра;
  • Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу;
  • Раскладывает предметы по убывающей величине;
  • Понимает слова, обозначающие различные величины предметов, их цвет, форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;  
  • Различает основные формы деталей строительного материала;
  • Сооружает с помощью взрослого разнообразные постройки, используя большинство форм;
  • Узнает и называет некоторых домашних и диких животных , их детенышей;
  • Различает некоторые овощи, фрукты;
  • Различает некоторые деревья;
  • Имеет элементарные представления о природных  сезонных явлениях;
  • Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • Понимает смысл обозначений: вверху- внизу, слева- справа.
  • Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
  • Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

 

Старший возраст (5-6 лет):

  • Считает (отсчитывает) в пределах 10.
  • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
  • Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, высоты, ширины, толщины.
  • Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности геометрических фигур.
  • Называет утро, день, вечер. Ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
  • Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Знает название родного города, страны, ее столицу.
  • Называет времена года, отмечает их особенности.                                                                      

 

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет):  

  • Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии;
  • Знает столицу России, может назвать некоторые достопримечательности родного города;
  • Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека;
  • Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости);
  • Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса);
  • Правильно использует количественные числительные до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1);
  • Различает круг, квадрат, треугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры;
  • Выкладывает ряд предметов по ширине, длине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением;
  • Ориентируется во времени (вчера-сегодня-завтра; сначала-потом) Называет времена года, части суток, дни недели.
  • Старается соблюдать правила поведения  в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе;
  • Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;
  • Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;
  • Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается;
  • Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества; Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль.

  1. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

        Контроль освоения содержания программы детьми с нарушениями умственного и физического развития осуществляется в процессе специально организованных наблюдений за самостоятельной деятельностью детей и их деятельностью в коллективе.

По результатам итогового мониторинга заполняется

- диагностическая карта (Приложение 1, Приложение 2), 

- карта контроля за динамикой усвоения программы (Приложение 3).

5.1. Уровни освоения:

Высокий уровень:

Предполагается, что ребенок свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Средний уровень: 

          Предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

Низкий уровень: 

          Предполагает, что у ребенка есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        Основной целью коррекционных занятий является формирование социально-адаптированной личности.

        Для этого на занятиях создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка, развития наиболее слабо развитых качеств. Кроме того, в ходе деятельности создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительное отношение между взрослым и детьми.

        Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных методов и приемов в работе, дает положительные результаты и составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей, повышает социальную активность детей. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

       

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы включает два основных раздела:

1. «Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, когнитивных и коммуникативных функций»;

2.   «Продуктивная деятельность».

7.1. Рабочая программа раздела «Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ, когнитивных и коммуникативных функций».

Пояснительная записка.

Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы. Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития — все это принимается  во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы. Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-педагогической работы. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения. 

Задачи

  • Развитие всех психических процессов через игровую деятельность;
  • Формирование умения играть не только рядом, но и вместе;
  • Обогащение представлений детей о взаимоотношениях между людьми;
  • Формирование у детей потребностей, способов и умений участвовать в коллективной деятельности.

Содержание программы.

         Основой программы является формирование коммуникативных способностей ребенка, которые являются базовыми для развития интереса к окружающему миру, речи, слухового внимания и восприятия, стимулируется развитие всех познавательных процессов. Так как игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, то она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действия с предметами беден, не зафиксирован, не обобщен.

        Коррекционно-развивающие упражнения с использованием разных игр улучшают все виды деятельности ребенка, особенно учебную деятельность.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Вводное занятие.

Времена года. Осень.

Знакомство.

Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме.

Времена года. Осень. Сбор урожая.

Игры и упражнения по теме.

Осень. Сбор урожая. Откуда пришел хлеб.

Игры и упражнения по теме.

Сбор урожая. Сказка «Колобок».

Игры и упражнения по теме.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении.

Бытовая техника.

Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Чудеса на кухне! Повар.

Игры и упражнения по теме.

Профессии. Сказка «Доктор Айболит».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах.

Птицы. Перелетные и зимующие птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных.

декабрь

Дикие животные.

Игры и упражнения по теме.

Животные Севера.

Игры и упражнения по теме.

Времена года. Зима.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года.

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Наши праздники. Новый год!

Игры и упражнения по теме.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года.

Зима. Сказка «Рукавичка».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

февраль

Предметы личной гигиены.

Сказка «Мойдодыр».

Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме.

Зима. Повторение.

Зимние забавы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях.

Наши праздники. Защитники Отечества.

Игры и упражнения по теме.  

«Папины помощники».

Инструменты.

Игры и упражнения по теме.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме.

март

Времена года. Весна.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях.

Весна. Животные весной.

Игры и упражнения по теме.

Весна. Птицы весной.

Игры и упражнения по теме.

Сказка «Как весна зиму поборола».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме.

Наши праздники. День космонавтики.

Игры и упражнения по теме.

Планета Земля. Динозавры.

Игры и упражнения по теме.

Наши праздники. Пасха.

Игры и упражнения по теме.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме.

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме.

Растения весной.

Игры и упражнения по теме. Посадка растений.

Растения. Цветы.

Игры и упражнения по теме.

Растения. Деревья, кустарники. Лес.

Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях.

июнь

Одежда. Обувь.

Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви.

Времена года. Лето.

Летние забавы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о летних развлечениях.

Лето. Ягоды, грибы.

Игры и упражнения по теме.

Лето. Ягоды, грибы.

Игры и упражнения по теме.

Овощи. Фрукты.

Игры и упражнения по теме.

июль

Правила дорожного движения.

Игры и упражнения по теме.

Вода и ее обитатели.

Игры и упражнения по теме.

Транспорт. Виды транспорта.

Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта.

Города. Дома. Здания.

Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование.

Наши игрушки.

Игры и упражнения по теме.

август

Явления природы летом.

Игры и упражнения по теме.

Продукты.

Игры и упражнения по теме.

Продукты. Правильное питание.

Игры и упражнения по теме.

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме.

7.2. Рабочая программа раздела «Продуктивная деятельность»

        Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению поделок из разнообразных материалов, с помощью нетрадиционных техник. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления разнообразных изделий.

Содержание программы включает 4  раздела:

1. Лепка.

2. Аппликация.

3. Рисование.

4. Конструирование.

7.2.1. Рабочая программа раздела «Лепка».

Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, в которых проявляется художественный вкус, смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Задачи:

- формировать у детей творческие умения и навыки;

- учить разнообразным приемам работы с пластичными материалами, обследовать объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фантазию и воображение детей;

- воспитывать умение работать в коллективе, навыки аккуратной работы.

Содержание программы.

  • Знакомство с пластичными материалами.
  • Лепка из пластилина.
  • Лепка из соленого теста.
  •  Пластилинография.

 Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Вводное занятие.

Времена года. Осень.

Знакомство.

Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме. Лепка.

Времена года. Осень. Сбор урожая.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Осень. Сбор урожая. Откуда пришел хлеб.

Игры и упражнения по теме.

Лепка из теста.

Сбор урожая. Сказка «Колобок».

Лепка и теста. Игры и упражнения по теме.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Лепка.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Лепка.

Бытовая техника.

Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Лепка.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Чудеса на кухне! Повар.

Игры и упражнения по теме.

Лепка из теста.

Профессии. Сказка «Доктор Айболит».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Птицы. Перелетные и зимующие птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Лепка.

декабрь

Дикие животные.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Животные Севера.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Времена года. Зима.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка.

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Наши праздники. Новый год!

Игры и упражнения по теме. Лепка.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка.

Зима. Сказка «Рукавичка».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

февраль

Предметы личной гигиены.

Сказка «Мойдодыр».

Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме.

Зима. Повторение.

Зимние забавы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка.

Наши праздники. Защитники Отечества.

Игры и упражнения по теме.  Лепка.

«Папины помощники».

Инструменты.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

март

Времена года. Весна.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка.

Весна. Животные весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Весна. Птицы весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Сказка «Как весна зиму поборола».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Лепка.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники. День космонавтики.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Планета Земля. Динозавры.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники. Пасха.

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Лепка..

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Растения весной.

Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Лепка.

Растения. Цветы.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Растения. Деревья, кустарники. Лес.

Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Лепка.

июнь

Одежда. Обувь.

Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви. Аппликация.

Времена года. Лето.

Летние забавы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о летних развлечениях. Лепка.

Лето. Ягоды, грибы.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Лето. Ягоды, грибы.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Овощи. Фрукты.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

июль

Правила дорожного движения.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Вода и ее обитатели.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Транспорт. Виды транспорта.

Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта. Лепка.

Города. Дома. Здания.

Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование. Лепка.

Наши игрушки.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

август

Явления природы летом.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Продукты.

Игры и упражнения по теме.

Лепка из теста.

Продукты. Правильное питание.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

7.2.2.Рабочая программа раздела «Аппликация».

Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на формирование всесторонне развитой личности ребенка, формирование и развитие творческих способностей детей,  формирование тех качеств, которые необходимы для последующего обучения в школе. В процессе деятельности формируются и уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Большое значение имеет для умственного развития детей постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

 Задачи:

- учить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать познавательный интерес;

- развивать мелкую моторику.

Содержание программы.

  • Знакомство с аппликацией.
  • Аппликация из цветной бумаги.
  • Аппликация с использованием различных материалов.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о семье, семейных традициях. Аппликация.

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. Аппликация.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Аппликация.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Аппликация.

Мебель.

Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование. Аппликация.

Бытовая техника.

Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Аппликация.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Профессии. Цирк.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Птицы. Перелетные и зимующие птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Аппликация.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование, лепка.

декабрь

Дикие животные.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Животные Севера.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Времена года. Зима.

Закрепление.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Аппликация.

Сказка «Три медведя».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

февраль

Предметы личной гигиены.

Сказка «Мойдодыр».

Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Зима. Повторение.

«Зимний лес полон чудес».

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

март

Наши праздники.

 «Самая любимая».

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Сказка «Как весна зиму поборола».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Аппликация.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Планета Земля.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Растения. Деревья.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Растения.

Водный мир.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

июнь

Одежда. Обувь.

Игры и упражнения на закрепление об одежде, обуви. Аппликация.

Лето. Ягоды, грибы.

Игры и упражнения по теме.

 Аппликация.

Овощи. Фрукты.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

июль

Правила дорожного движения.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Вода и ее обитатели.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Транспорт. Виды транспорта.

Игры и упражнения на закрепление знаний о транспорте, Видах транспорта. Аппликация.

август

Продукты. Правильное питание.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Геометрические фигуры.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

7.2.3. Рабочая программа раздела «Рисование».

Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на воспитание нравственно-волевых качеств: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п., усвоение названий цветов и их оттенков, на формирование связной речи.

Задачи:

-  формировать умения пользоваться изобразительными материалами;

-  учить простым приёмам рисования (мазки, тычки, примакивание);

- учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами;  

- формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений;

- развивать наглядно-образное;

- воспитывать эстетический вкус при работе с цветом.

Содержание программы.

7.3.2.1. Рисование цветными карандашами.

7.3.2.2. Рисование красками.

7.3.2.3. Рисование гуашью.

7.3.2.4. Нетрадиционные техники рисования.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.  Рисование.

Сбор урожая. Сказка «Колобок».

 Игры и упражнения по теме. Рисование.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Рисование.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка. Рисование.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка. Рисование.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

Профессии. Сказка «Доктор Айболит».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Рисование.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование.

декабрь

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

Времена года. Зима.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.Рисование.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Рисование.

февраль

Животные разных стран.

Сказка «Телефон».

Закрепление знаний об экзотических животных. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Рисование.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Рисование.

март

Времена года. Весна.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях.  Рисование.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Рисование.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

Планета Земля.

Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Рисование.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

май

Растения. Деревья.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

Растения весной.

Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Рисование.

Растения.

Водный мир.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

июнь

Времена года. Лето.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях в природе. Рисование.

Овощи. Фрукты.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

июль

Юные художники. Рисуем лето!

Игры и упражнения по теме.

 Рисование.

Наши игрушки.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

август

Явления природы летом.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

       7.2.4. Рабочая программа раздела «Конструирование».

Пояснительная записка.

Содержание программы на формирование и развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Конструктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме, ориентировке в пространстве.  Такое сочетание способствует развитию речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

Задачи:

- формировать восприятие формы, величины, пространственных отношений между предметами;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь;

- воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

Содержание программы.

7.4.3.1. Конструирование из бумаги.

7.4.3.2. Конструирование из природных материалов.

7.4.3.3. Конструирование из игровых строительных материалов.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

1.

сентябрь

Осень. Времена года.

Упражнения на закрепление знаний о себе. Игры по теме. Конструирование.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Конструирование.

2.

октябрь

Мебель.

Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

3.

ноябрь

Профессии. Цирк.

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Конструирование.

4.

декабрь

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

Наши праздники. Новый год!

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

5.

январь

Сказка «Волк и семеро козлят».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

6.

февраль

Наши праздники. Защитники Отечества.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

«Папины помощники».

Инструменты.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

7.

март

Весна. Птицы весной.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

8.

апрель

Наши праздники. День космонавтики.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Планета Земля.

Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Конструирование.

9.

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Растения. Деревья, кустарники. Лес.

Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Конструирование.

10

июнь

Времена года. Лето.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях в природе. Конструирование.

Овощи. Фрукты.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

11.

июль

Правила дорожного движения.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Города. Дома. Здания.

Игры и упражнения на закрепление знаний населенных пунктах, строениях. Конструирование.

12.

август

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме. Аппликация. Конструирование.

Вежливый человек.

Этикет. Правила поведения.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

                    Сводные данные по учебному времени

Содержание

Сроки

1

Курс прохождения обучения

1 год

2

Количество учебных недель

48 недель

3

Сроки проведения мониторинга

Последняя неделя курса реабилитации

                    Сводные данные по распределению часов

Программа

Количество занятий в год

всего

теория

практика

Продуктивная деятельность

96

12

84

Итого

96

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

        Для успешного решения поставленных в программе задач созданы соответствующие материально-технические условия. Занятия проводятся в оборудованном кабинете. Разработан методический комплекс: информационно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия, дидактические и наглядно-иллюстративные материалы).

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

       Творческая деятельность является средством развития практических навыков ребенка, развития фантазии, воображения ребенка.        

      В процессе реализации программы ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, что и предусматривает данная программа. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка с ОВЗ, создание условий для самореализации творческого потенциала, для дальнейшей их социализации в современном обществе.

     В ходе деятельности необходимо создавать игровые ситуации для повышения эмоционального состояния детей и пробуждения детской фантазии. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.

      Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.

      Все методы и приемы необходимо использовать в комплексе, чередуя и дополняя, что позволит педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение.    

      В ходе реализации программы целесообразно использовать следующие формы проведения занятий:

- игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей;

- сюжетно-ролевые игры;

- беседы;

- творческая работа,

- выставочная деятельность.

  1.  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

  1. Как помочь особому ребенку Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
  2. Играть, удивляться, узнавать! Теория развития, воспитания и обучения детей. Э.Сингер Мозаика-Синтез, Москва 2019
  3. Помогите малышу заговорить. Е.Янушко Эксмодетство, Москва 2019
  4. Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина Мозаика-Синтез, Москва 2016
  5. Природа, искусство и изобразительная деятельность Т.Н. Доронова,М., Просвещение 2006
  6. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного       учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.).  М., Баласс, 2004.
  7. Художественный и ручной труд в детском саду В.В. Кошелев М., Просвещении 2001
  8. Оригами с детьми 3 – 7 лет  Дегтева В.Н. Методическое пособие
  9. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией  Т.Г. Казакова.  Москва: Просвещение, 1985
  10. Аппликация с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
  11. Лепка с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
  12. Детское художественное творчество Т.С. Комарова
  13. Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие М.: 2010 Издательство Сфера
  14. Лепка. Аппликация. Рисунок. М.Ю. Рау Альбом для организации творческой деятельности дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР.  Издательство Владос 2010 Коррекционная педагогика

                                                                                                         Приложение 1.

Протокол дефектологического обследования

ФИО__________________________________________________________________________________

Дата рождения_________________Возраст_________________________________________________

Характер беременности_________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие__________________________________________________________

Собственная деятельность

Мотивация____________________________________________________________________________

Понимание инструкции__________________________________________________________________

Целенаправленность____________________________________________________________________

Использование помощи_________________________________________________________________

Ориентировка в здании (помещении)______________________________________________________

Самостоятельность при выполнении задания_______________________________________________

Способ выполнения задания_____________________________________________________________

Сенсорные функции

Ощущения: зрительные__________________________________________________________________

Слуховые:_____________________________________________________________________________

Тактильные:____________________________________________________________________________

Пространственные______________________________________________________________________

Психологические процессы

Восприятие____________________________________________________________________________

Мышление____________________________________________________________________________

Память________________________________________________________________________________

Внимание_____________________________________________________________________________

Моторика (общая)

Ходьба, бег, прыжки____________________________________________________________________

Моторика (мелкая)

Выполнение бытовых  действий__________________________________________________________

Зрительно-двигательная координация_____________________________________________________

Рисование прямых и волнистых линий_____________________________________________________

Штриховка_____________________________________________________________________________

Закрашивание__________________________________________________________________________

Речь

Понимание невербальных средств________________________________________________________

Понимание обращенной речи____________________________________________________________

Активный словарь______________________________________________________________________

Собственная речь_______________________________________________________________________

Коммуникативная функция_______________________________________________________________

Представление о себе и окружающем мире

Представление о себе (части тела)_________________________________________________________

Знание об окружающих людях____________________________________________________________

Знание предметов окр.мира______________________________________________________________

Элементарные математические представления

Объемные формы

Шар, куб, кирпич, конус, цилиндр_________________________________________________________

Геометрические фигуры_________________________________________________________________

Цвет__________________________________________________________________________________

Величина______________________________________________________________________________

Временные представления

Времена года__________________________________________________________________________

Части суток____________________________________________________________________________

Количество предметов___________________________________________________________________

Выделение предметов из множеств_______________________________________________________

Игровая деятельность

Деятельность с предметами______________________________________________________________

Конструирование_______________________________________________________________________

Сюжетно-ролевые игры__________________________________________________________________

Подвижные игры_______________________________________________________________________

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы_________________________________________________________________________________

Интеллектуальные особенности___________________________________________________________

Личностные особенности_________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произошедшие изменения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Без изменений_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завершить коррекционно-развивающую работу с _____________________________________________

Продлить курс реабилитации______________________________________________________________

Учитель-дефектолог_________________Жембровская Ю.С.

                                                                                                           Приложение 2.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (педагогического обследования).

ФИО ребенка, возраст _____________________________________________________________

ФИО родителя, телефон ___________________________________________________________

Диагноз (по мед.заключению) ______________________________________________________

Специалист ______________________________________________________________________

Договор ________________________________________________________________________________

Характеристика механизмов адаптации (адаптируется быстро, длительные период адаптации, адаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций) ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные особенности (агрессивность, тревожность, конфликтность, расторможенность, капризность, застенчивость, спокойствие, адекватность эмоциональных реакций, наличие/отсутствие инициативы) _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

Игровая деятельность (безразличие/интерес к игрушкам, понимает правила игры, простая манипулятивная игра, элементы сюжетно-ролевой игры) _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Конструктивная и графическая деятельность (собирает матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры из счетных палочек по образцу, строит из кубиков; изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, прерывистых линий, обводка контура, закрашивание внутренней части рисунка с соблюдением границ, ведущая рука) _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Отношение к занятиям (не способен контролировать свою деятельность, быстро истощается, работает медленно, темп деятельности быстрый, деятельность «хаотична и бестолкова», часто отвлекается, рассеян, заинтересованность во время занятий) _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Работоспособность ______________________________________________________________

Понимание инструкций и обращенной речи ___________________________________________

_______________________________________________________________________________

Речь (отсутствует, лепет, звукоподражание, слоги, отдельные слова, фразовая речь) _________

________________________________________________________________________________

Особенности двигательной сферы (крупная моторика, мелкая моторика, наличие навязчивых движений, состояний) ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Особенности внимания (концентрация, переключаемость, распределение) _______________

__________________________________________________________________________________

Вид мышления (ненаправленное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) ____________________________________________________________________

Навыки  коммуникативного общения (общительный, легко и быстро устанавливает контакт, общение ситуативное, в контакт вступает не сразу, контакт избирателен, малообщителен, инициативы в контакте не проявляет; сверстники, взсрослые) _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) ____________________________

__________________________________________________________________________________

Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________________________________________

Специалист  ____________________________________

                                                                                                     

                                                                                                           Приложение 3.

Карта контроля за динамикой усвоения программы.

ФИО

Освоение программного материала

Преобладающие способы деятельности (только с помощью, частичная помощь, самостоятельно)

Навыки коммуникативного общения в группе

Итоговый балл

                                                         

                                                 

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...