Дышим правильно - говорим легко
статья по коррекционной педагогике

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.  Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели  и условия общения. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи, является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи короткий, легкий; выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_spetsialistov_dyhatelnaya_gimnastika.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дышим правильно - говорим легко

Дыхание — это жизнь

Аристотель

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.  Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели  и условия общения. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи, является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи короткий, легкий; выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно: делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный  способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершеного отрезка высказывания. Неправильное  дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащенность дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
  • неправильная осанка. 

Дыхательная гимнастика

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Задачи гимнастики: освоить технику смешанно-диафрагмального-дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.

Peгулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
  • не заниматься после еды;
  • занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
  • не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

  • Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить .тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
  • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать —.через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас- в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

  • Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
  • На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого. -/ В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
  • Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
  • Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Статические упражнения

Общие сведения

Вначале проводятся дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Некоторое время они проводятся без речи. Постепенно ,в эти упражнения включается речевой материал.

Упражнения приводятся в порядке освоения.

В процессе систематических ежедневных тренировок следует добиваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.

Необходимо сочетать дыхательные упражнения с другими , видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, а также чередовать различные виды упражнений.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живо-, та между пупком и нижней границей грудной клетки. Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох -производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий. Hаучитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

Упражнение 2 «Полный вдох». Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а в последствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с со: крашением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо, постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3-6 раз.        ,

Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд.

Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум полтора-два килограмма и размером 50 х 20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом  и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций Правильный выдох должен происходить без толчков, ровной длительной струей;

производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;

сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т. д.) как во время вдоха, так к во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.

Упражнение 1 «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на 10-12-15 и более секунд.

Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

Упражнение 4 «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.

Повторить 7-10 раз.

Упражнение 5; Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок в процессе трои го выдоха. Повторить упражнение.

Упражнение 6 «Теплый выдох». Сделать вдох через нос,  поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открыт рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Продел: упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а таю прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.

После того как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания на тренировку дыхания  непосредственно в процессе фонации.        

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф- ги-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность, выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

Упражнение 2; Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая или уменьшая отверстие между губами), тем самым регулируя интенсивность выдоха. Постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранять плавность выдоха.

Упражнение 3. Проделать упражнение 1, мысленно (затем вслух) произнося основную табличку гласных: и, э, а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить произнесение этих шести гласных на всю длину выдоха- Упражнение 4. Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук м, негромко, на удобной для вас высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы, выдох был плавным, звук не «качался» (не изменялся ни по высоте, ни по силе). При этом  исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости,  свободы, приятности и «удобности» звучания — один из основных показателей правильности выполнения упражнения.

Проделать подобное упражнение со звуками и, л,~р з, ж, в. Необходимо «протянуть» произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания.

То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с-з, ш-ж, ф-в.

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

Упражнение 1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям — выдох.        

Упражнение 2. Широко открыть .рот и подышать носом,

Упражнение 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем -вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.        

Упражнение 4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем —вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать).

Упражнение 5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).        

Упражнение 6. Вдох широко открытым ртом, выдох — носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть, средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 12. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох ' и выдох ртом (как дышит собака).

Упражнение 13. Широко открыть рот и глубоко вдохнуть . (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком а-а-а-а.

Упражнение 14. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол рта, через левый:

а)        плавно;

б)        прерывисто.

Упражнение 15. Вдох через нос, выдох — высунуть шире- . кий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос («сдуть ватку с носа»):

а)        плавно;

б)        прерывисто.

Упражнение 16. Вдохнуть через нос и рот одновременно; постепенно, толчкообразно выдохнуть через рот.

Дыхательные упражнения с движениями

Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя несложные движения.

К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т. д.), полуприседания, полупоклоны в сочетании с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнение 1. Сделать вдох носом, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить  ф-ф-ф-у-у-у 

Упражнение 2. Вдохнуть через нос, наклонить туловищ вправо, правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонь левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной; впадины. На выдохе через рот медленно произносить w-w-wj

Принять исходное положение,  сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 3. Вдох носом, наклонить туловище вперед; правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении - на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

Упражнение 5. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую — на пояс, левую — над головой) и повторить движение в правую сторону. '

Упражнение 6. Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей в стороны и вверх — голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2-3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.

Упражнение 7. Поворачивать голову вправо-влево, и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными  порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося  пффф. Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед-назад.

Упражнение 8. Исходное положение — основная стойка.

Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9 «Насос». Упражнение выполнять стоя. Ноги к на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и,  резко наклоняясь, нажимать на нее; как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху с-с-с-с-с-с.

Упражнение 10 «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному  вдоху и выдоху: су-со-са-сэ-си-сы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Консультация "Дышим правильно - говорим легко".

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

презентация "Дышим правильно - говорим легко"

В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...

Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".

В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....

Дышим правильно - говорим легко и красиво!

Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко».

Дети, страдающие серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.   Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) соп...