«Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ (нарушение речи) в певческой деятельности».
статья по коррекционной педагогике

Иващенко Елена Николаевна

Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ  (нарушение речи) в певческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vokalno-horovyh_navykov.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ

 (нарушение речи) в певческой деятельности».

        Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар- особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент детский голосок? Как сделать так, чтобы встреча с песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. А это значит, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Однако пение это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний.

 

  • Сам по себе вокал — уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дошкольный возраст- самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса особенно у детей с ОВЗ. И цель, которую я ставлю перед собой это-РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО — ХОРОВЫХ НАВЫКОВ у детей с нарушением речи. И моя задача — ненавязчиво, игровыми методами научит детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. И пусть даже если в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, моя задача сейчас сделать так, чтобы песня помогла им раскрепостится и улучшить речь. Ведь в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Поэтому я решила, что важность вокально-хоровой работы, как никогда актуальна для нашего детского сада. Осуществляя свою музыкальную деятельность, я столкнулась с рядом проблем, одной из которых является то, что у детей наблюдаются отставания от возрастных норм в развитии певческих навыков.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА

  • РАЗЛИЧАЮТ ЗВУКИ ПО ВЫСОТЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ДИНАМИКУ, СМЕНУ ТЕМПОВ, УКРЕПЛЯЕТСЯ ВОКАЛЬНО- СЛУХОВАЯ КООРДИНАЦИЯ
  • ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ ХРУПКИЙ, НЕЖНЫЙ
  • ГОРТАНЬ В 2 — 2,5 РАЗА МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, ЗВУК ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ
  • ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ ТОНКИЕ, КОРОТКИЕ
  • ПРЕОБЛАДАЕТ ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР
  • ОТСУТСТВУЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖДУ РАБОТОЙ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

        Очень часто я сталкиваюсь с проблемой нарушения речи, в связи с этим ребенок не может в полной мере владеть голосовым аппаратом. Поэтому пришлось искать новые, более эффективные и интересные формы по развитию певческих навыков у детей с нарушением речи, такие как: методика Виктора Владимировича Емельянова и логоритмика. Ведь именно они, как я считаю, могут помочь ребенку укрепить и развить свою речь, и именно на эти методики я и опираюсь в своей работе.

Методика Виктора Владимировича Емельянова. Это- фонопедический метод развития голоса.

        Методика называется фонопедической благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Фонопедическим методом развития голоса обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребенку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. И вот одно из распеваний, которое я использую на музыкальных занятиях.

Распевание по системе Емельянова.

Жил был язычок, проснулся язычок
утром рано и пошел чистить зубки. (чистим по кругу в одну и другую сторону)
Почистил зубки и пошел завтракать.
А на завтрак у него была капуста. (шинкуем капусту, маленький, большой язычок)

Позавтракал посмотрел в окно,
в право, в лево, вниз, вверх. (протыкаем язычком, щеки и губы.)
Вышел язычок на улицу сел на машину
и поехал в детский сад. (брррр едем на машине).

        И, конечно же, после разогревания голосового аппарата мы поем песни и играем в логоритмические игры. И это второй метод, который позволяет эффективно преодолевать речевые нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

        Логоритмитмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Я считаю, что логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д

       Таким образом, с помощью логоритмики развивается речедвигательная функции дошкольников. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

        Конечно, работа с такими детьми должна проходить в тесной взаимосвязи и со специалистами, и с родителями -  и тогда результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции и...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья рекомендована музыкальным руководителям дошкольных учреждений, в которой даются методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений до...

Доклад из опыта работы "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Публичный доклад из опыта работы на тему "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста" транслируемый в рамках "Педагог года - 2011 года"....

Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большой процент детей, составляющий логопедические группы в ДОУ, имеет общее недоразвитие речи. Возможно, ли преодолеть нарушение речи с помощью музыки, пения и движения? На сколько актуальна работа н...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

«Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ(нарушение речи) в певческой деятельности».

Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар- особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент детский...