«Технологии психолого-педагогического и социального сопровождения участников образовательного процесса»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Карачкова Татьяна Николаевна

Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них от 70 до 75% - инвалиды.

Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равные возможности в разных областях жизни, предложило концепцию инклюзивного образования. Которое предполагает целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития детей с различными физическими и интеллектуальными отклонениями совместно с нормативно развивающимися детьми в рамках единого образовательного пространства.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Как показал столетний опыт практики этот метод может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии.Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, которая исключает существующие в ней барьеры. Тем самым формируется толерантное отношение всех участников образовательного процесса.

 

Использование педагогического наследия М. Монтессори в инклюзивном образовании способствует развитию детей с ОВЗ во всех направлениях психофизической деятельности (двигательном, сенсорном, интеллектуальном, речевом); воспитывает ответственность и самостоятельность; развивает познавательную активность, формирует у детей положительную мотивацию к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_kaleydoskop.docx103.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии психолого-педагогического и социального сопровождения участников образовательного процесса»

«Общие наблюдения и индивидуальное обучение

 с точным объяснением материала – вот два способа,

 которые педагог использует помогая развитию ребенка»

(М.Монтессори).

Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них от 70 до 75% - инвалиды.

Общество и государство, признав свою обязанность обеспечить всем равные возможности в разных областях жизни, предложило концепцию инклюзивного образования. Которое предполагает целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития детей с различными физическими и интеллектуальными отклонениями совместно с нормативно развивающимися детьми в рамках единого образовательного пространства, где исключается любая дискриминация и создаются необходимые условия для всех детей.Причинами возникновения особых образовательных потребностей у ребёнка выступают разнообразные факторы: сенсорные, физические, интеллектуальные и эмоциональные. Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях — относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Как показал столетний опыт практики этот метод может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии.Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, которая исключает существующие в ней барьеры. Тем самым формируется толерантное отношение всех участников образовательного процесса. Поэтому с 2019 года в дошкольной образовательной организации «Радуга» открылась группа комбинированной направленности, некоторые дети которойс ограниченными возможностями здоровья. Одна из нозологий является детский церебральный  паралич. В рамках данного направления в ДОУ созданы условия для получения доступного образования для детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Главная цель педагога заключается — прежде всего помочь семье принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помочь родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации.

Для достижения цели необходимо реализовать ряд задач:

  • обучение ребенка самостоятельности, особенно в бытовой сфере;
  • упражнения для развития крупной и мелкой моторики;
  • упражнения на развитие восприятия и перцептивных достижений;
  • пробуждение положительного восприятия речи, расширение словарно-
    го запаса;
  • развитие концентрации внимания и выдержки;
  • обучение поведению в игре и в быту;
  • обучение общению;
  • помощь в налаживании отношений между ребенком и родителем;
  • воспитание самосознания и доверия к себе самому;
  • структурирование отдельных задач;
  • формирование умения самостоятельно преодолевать трудности.

Принципиально значимыми в данном направлении являются следующие приоритеты:  

  • формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков)  ребенком с ДЦП и раскрытие его потенциальных возможностей и способностей;  
  • учет  врожденных  закономерностей  психического  развития  ребенка,  

при формировании    ведущей   деятельности   и   психологических  

новообразований   в   каждом  возрастном периоде;  

  • деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического  воздействия;  
  • анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;  
  •  развивающий   характер   обучения,   основывающийся   на   положении   о   формировании зоны ближайшего развития;  
  • включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;  
  • расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием;  
  • коррекция    психологических  функций  в  процессе специальных  занятий с детьми;  
  • реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через  изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;  
  • расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации  форм партнерского сотрудничества;  
  • определение  базовых  достижений    ребенка с  ДЦП  в  каждом  возрастном  периоде    в   целях   планирования    и   осуществления     коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.  

Следовательно ведётся работа в психолого-педагогическом сопровождении детей c ОВЗ и направлена на создание таких условий, которые способствуют успешной социализации и адаптации обучающего, а также его личностному развитию и саморазвитию. Педагогическая  система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии,   выделяя основные сенситивные периоды его роста  и  создавая  максимально  комфортные  условия  для  их  протекания. Ребенок с ДЦП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение  социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который  он  должен  пройти  для  этого,  значительно  отличается  от  общепринятого:  физические  и  психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение  по-своему   изменяет   развитие   растущего   человека.  Важнейшими   задачами,   поэтому  являются    предупреждение    возникновения     вторичных    отклонений    в  развитии,   их  коррекция и компенсация средствами образования.

В центре всей системы главным является ребенок. Вокруг него создана развивающая среда, в которой он живет, развивается и  учится самостоятельно.  В результате такого образовательного процесса  реализуются многочисленные  возможности для социализации и обучения, личностного и интеллектуального роста детей.

По требованию ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет право на  выбор места где он будет заниматься , а также каким материалом. Материал Монтессори  предполагает занятия либо на ковре либо за столом, тем самым ребёнок воспитывает бережное отношение к материалу,  осваивает  различные навыки и познаёт мир, развивает самоуважение и самоконтроль.

День ребёнка начинается в Монтессори-классе со свободной работы, во время которой он самостоятельно занимается с дидактическим материалом.  Вместо общих занятий, мальчик получает новые знания через презентацию нового материала в виде трёхступенчатого урока педагога. По собственному желанию имеет возможность закрепить самостоятельно знания при свободной деятельности под наблюдением воспитателя или тьютора.

Подготовленная  предметно-развивающая  среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная  и разбита   на   4       зоны,  в   каждой   из   которых   в доступности       находится     дидактический   сертифицированный     материал   определенного типа:

  • Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  • Зона сенсорного  развития, где  ребенок  может  получить  всеощущения  связанные   с   чувствами,   а  главное научится   различать   предметы   по  определенным признакам.
  • Математическая  зона, где  сосредоточен материал  для развития  математических представлений и операций.
  • Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению, расширение кругозора и словарного запаса.

В РППС все Монтессори-материалы адаптированы для работы с  детьми ОВЗ  и используются в определённой логической последовательности и способствуют   моторному,сенсорному и интеллектуальному развитию, повышают коммуникативные   возможности ребёнка, улучшают его эмоциональное  состояние. Средством  становления личности ребенка с ДЦП является его собственная активная деятельность поосвоению  окружающей  среды,  основанная  на  свободном  выборе  предмета  деятельности   и   места   своей   работы.

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

 Мальчик  развивается  в  своём   индивидуальном темпе, поэтому для  него на первом году обучения был разработан индивидуальный образовательный маршрут, направленный  на коррекцию сенсомоторных отклонений,в котором при работе с  материалом я делала акцент на зону практической жизни и сенсорную зону. (см.приложение 1) На втором году обучения, оценив его возможности разработала ИОМ на закрепление сенсорных эталонов ,также  формирование пассивного словаря ребёнка, расширения кругозора и формирование математических понятий. (см. приложение 2)

В течении всего времени пребывания в развивающем пространстве с материалами Монтессори воспитанник абсолютно свободен в своих движениях, действиях и желаниях. Во время свободной работы ребенок успевает сменить несколько видов деятельности, чего нет в других методах дошкольного образования.

В  основу  предметно-пространственной  среды  для  детей ОВЗ   входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Весь дидактический материал сделан из высококачественных гипоаллергенных материалов. Для работы с ребёнком ДЦП, имеющим функциональные нарушения, адаптированы некоторые группы Монтессори-материалов, а также изменены способы их предъявления. Меняется также и позиция педагога, способы его взаимодействия с ребёнком ОВЗ и детьми группы в целом. В связи с особенностями в развитии с функциональными нарушениями при работе с адаптированным Монтессори-материалом, у детей пробуждается активность, обнаруживаются возможности для познания окружающей среды, а значит, и познания мира. Как писала М. Монтессори «Путь укрепления слабого – это тот же путь, что ведет и сильного к совершенству».Следовательно, ребенок с ОВЗ получает возможность развивать собственный внутренний мир, строить отношения с другими детьми.

Таким образом, вся система сопровождения выстроена с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики психофизического нарушения, формируется коррекционно-образовательная среда, которая способствует успешной учебе, гармоничному развитию личности дошкольника.

Принимая во внимание вышеизложенное, определяется цельмоей деятельности - создание условий посредством технологии ММонтесори,  на предотвращение детской дезадаптации в группе.

Использование метода ММонтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!». В обществе должно формироваться понимание того, что детям, имеющим нарушения в развитии, нужно помогать не только из милосердия и сострадания, а потому, что их положение отражается на качестве жизни всего общества.

У  ребёнка  с  ДЦП  из-за двигательных  нарушения изменен  весь  ход  моторного  развития,  что  сказывается  на  освоении  предметно-практической деятельности.   Уровень  работоспособности значительно  низкий.  У  ребёнка выражена   медлительность,   истощаемость   психических   процессов;   низкая переключаемость на другие виды деятельности. Расстройства эмоционально-волевой  сферы проявляться в   виде    эмоциональной  возбудимости, капризности, реакции протеста.  Речь    отсутствует,   не   достаточная концентрация внимания, снижен объем механической памяти.

Для качественной  реализации   ИОМ ведётся взаимодействие  с  тьютором.  Это  педагог,  который  сопровождает  ребёнка  с  ДЦП  во  время  его  нахождения  в  учреждении.  Терапевтическая  концепция  педагогики       Монтессори        построена       на    активной       целенаправленной   деятельности      для    «нормализации»        психики     и   преодоления       нарушений  развития  ребенка.  

При реализации  ИОМ   производиться оценка индивидуального  развития ребёнка с ДЦП, связанной с оценкой эффективности педагогических  действий  и  лежащей  в  основе  их  дальнейшего  планирования. Формы  иметоды педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов  детской  деятельности  и  заполнение   «Индивидуальной  карты  достижений  ребенка» (см.приложение 5), которая содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития:

           •    социально-коммуникативное развитие,

           •    познавательное развитие,

           •    речевое развитие,

           •    художественно-эстетическое развитие,

           •    двигательное развитие.

В «Индивидуальной карте достижений  ребенка»  применяется  трехуровневаяшкала  педагогической  оценки  развития, которая  имеет условные обозначения:

           0    — эта способность отсутствует у ребенка,

           1    — ребенок начал проявлять эту способность в последнее время,

           2    — ребенок проявляет эту способность уверенно.

Заполняя карту достижений и проанализировав достижения ребёнка можно отметить положительную динамику формирования интегративных качеств на рис. 1

Рис.1

Хотелось бы также отметить положительную динамику в социальных отношениях  микроклимате группы, в которой нормализованные  дети   воспринимают   ребёнка с  ОВЗ  совершенно  естественно, так как он включен во все события, которые происходят в группе  без  исключения:  вместе  дети  играют  и  занимаются,  посещают  проводимые  досуги  и  утренники,  помогают  друг  другу,  –  выстраивается  благоприятная атмосфера,  когда  все   приняты,  все  любимы,  каждый  выделен,  каждому  уделено  внимание  и  забота.  В  этой  атмосфере  происходит  естественное  формирование   взаимоуважения,       милосердия,   терпимости и толерантного отношения к ребёнку с ОВЗ, отношения к нему как к равному.

Уделяю особое внимание и помогаю семье принять ребенка с ограничениями   в развитии   и   признать   его   своим   полноценным   членом.  Помогаю родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело  создать  условия  для  их  реализации.  Прежде  всего  эта  работа  предполагает совместное с педагогами и родителями .

Активная работа идёт в психолого-педагогическом направлении привлечение родителей к учебно-образовательному процессу; формирование у них интереса к процессу развития ребенка, демонстрация им возможностей существования «маленьких», но очень важных для их ребенка достижении; развитие чувств успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрытие перед родителями возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка. Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы: 

-беседа;

-индивидуальное консультирование;

-групповое консультирование;

-родительские собрания;

-организация совместного досуга;

-круглый стол

-посещение учебных занятий родителями, мастер-классы. (см. приложение 3,4)

Для создания благоприятных условий  ребенка  в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих( накрыть на стол, выбросить мусор, убрать игрушку…)

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Таким образом, использование педагогического наследия М. Монтессори в инклюзивном образовании способствует развитию детей с ОВЗ во всех направлениях психофизической деятельности (двигательном, сенсорном, интеллектуальном, речевом); воспитывает ответственность и самостоятельность; развивает познавательную активность, формирует у детей положительную мотивацию к обучению.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и

 я запомню, вовлеки меня  и я научусь»

китайская мудрость

Библиографический список

  1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
  2. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
  4. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
  6. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
  7. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
  8. Примерная основная образовательная программа «Детский сад по системе Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен.

Приложение

Приложение 1

Индивидуальные презентации Монтессори- материала

на 2019-2020 учебный год

Презентации материала упражнений практической жизни, сенсорики, математики и русского языка

Месяц

Пространство

Презентация

Цели

Сентябрь

Практическая жизнь

Ходьба

Прямая  научить правильно ходить по группе

Ходьба по линии

Прямая: научить ходить по линии

Косвенные:

  • развитие движений и координации всего тела
  • воспитание красивой осанки

контроль над своим телом

Ношение стула

Прямая: научить носить стул

Косвенные:

  • контроль и координация движений,
  • развитие самостоятельности, независимости от других людей,
  • формирование навыков социального поведения.

Уроки тишины

Прямая: научиться ощущать полную тишину

Косвенные:

  • ощутить полную тишину
  • тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой
  • восприятие слабого шума
  • контроль своих движений

Пересыпание

ложкой

Прямая: научиться пользоваться ложкой

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • изучение названий зерен
  • воспитание аккуратности

Пересыпание зерен из кувшина в кувшин

Прямая: научиться пересыпать зерна

Косвенные:

  • развитие глазомера
  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • координация, точность движений их контроль

Переливание

Прямая: научиться переливать воду

Косвенные:

  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • подготовка к математике
  • развитие глазомера, координация движений

Карточки «Фрукты»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики

воспитание самостоятельности

Октябрь

Ношение сворачивание и разворачивание ковра

Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик

Косвенные:

  • развитие координации движения
  • воспитание самостоятельности, независимости, свобода выбора места работы

Сенсорика

Розовая башня

Прямая: изучение величины

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • развитие мелкой моторики
  • развитие и утончение визуального чувства

Коричневая лестница

Прямая: различие величины-длины

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, координации движений
  • подготовка к письму
  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка к математике

Развитие речи

Карточки «Овощи»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Ноябрь

Практическая жизнь

Сворачивание салфеток

Прямая: научиться подметать

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде
  • воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Вытирание пыли

Прямая: научить вытирать пыль

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среда

Сенсорика

Блоки цилиндров

Прямая: Восприятие и различение   величины

Косвенные:

  • развитие глазомера, логики, памяти
  • подготовка руки к письму
  • развитие координации и контроля движений
  • подготовка к десятичной системе счисления

Развитие речи

Карточки «Домашние животные»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания о домашних животных

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Декабрь

Практическая жизнь

Мытьё рук

Прямая: научить ребёнка заботиться  о себе, научить мыть руки

Косвенные:

  • развитие координации
  • развитие  мелкой моторики
  • подготовка к письму
  • развитие памяти
  • развитие логического мышления
  • развитие  аккуратности, культурно-гигиенических навыков

Сенсорика

Цветные таблички

Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов

       - развитие мелкой моторики

       - концентрация внимания

       - подготовка к письму, рисованию

Конструктивные треугольники

Прямая:визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике.

Косвенные:

  • подготовка к изучению математики
  • развитие фантазии, воображения
  • развитие пространственной ориентации

Развитие речи

Карточки «Лесные звери»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания о лесных зверях

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Январь

Практическая жизнь

Сметание со стола

Прямая: научиться подметать

 Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде
  • воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Сенсорика

Весовые таблички

Прямая: воспитание барического чувства

 Косвенные:

  • концентрация внимания
  • координация движения
  • подготовка к работе с весами

Развитие речи

Карточки «Овощи»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Сенсорика

Ткани

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму, языку

Февраль

Практическая жизнь

Мытьё стола

Прямая: научиться мыть стол

Косвенные:

  • подготовка к работе с другими материалами(стирка)
  • забота об окружающей среде
  • воспитание независимости, самостоятельности, умения концентрироваться
  • подготовка руки к письму

Развитие речи

Металлические вкладыши

Прямая:  подготовка руки к письму,          рисованию

Косвенные:

  • восприятие формы
  • выражение своих мыслей
  • развитие творчества, воображения

Сенсорика

Красные штанги

Прямая: Различие величины (длины)

Косвенные:

  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка  к математике
  • развитие мелкой моторики, координации движений

Сенсорика

Доски для ощупывания

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие логики, мышления, алгоритма действия

Геометрический комод

Прямая: различение форм, систематизация их и классификация

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие абстрактного мышления
  • развитие зрительной памяти

Математика

Шершавые цифры

Прямая: Формирование и осознание понятия символ

Косвенные:

  • научить писать цифры
  • изучение названия цифр

Март

Развитие речи

Карточки «Еда»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об продуктах питания

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Апрель

Сенсорика

Тепловые таблички

Прямая: Изучение температуры предметов

Косвенные:

  • объяснение теплопроводности
  • изучение свойств предметов

Геометрические тела

Прямая: Утончение стереогностического чувства

Косвенные:

  • подготовка к геометрии
  • развитие мелкой моторики

Май

Практическая жизнь

Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания, аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание
  • перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Сенсорика

Биологический комод

Прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная:

  • подготовка к изучению биологии;
  • подготовка к письму.

Приложение 2

Индивидуальные презентации Монтессори- материала

на 2020-2021 учебный год

Презентации материала упражнений практической жизни, сенсорики,

математики и русского языка

Месяц

Пространство

Презентация

Цели

Сентябрь

тябрь

Практическая жизнь

Ходьба

Прямая  научить правильно ходить по группе

Ходьба по линии

Прямая: научить ходить по линии

Косвенные:

  • развитие движений и координации всего тела
  • воспитание красивой осанки

контроль над своим телом

Ношение стула

Прямая: научить носить стул

Косвенные:

  • контроль и координация движений,
  • развитие самостоятельности, независимости от других людей,
  • формирование навыков социального поведения.

Уроки тишины

Прямая: научиться ощущать полную тишину

Косвенные:

  • ощутить полную тишину
  • тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой
  • восприятие слабого шума
  • контроль своих движений

Пересыпание

ложкой

Прямая: научиться пользоваться ложкой

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • изучение названий зерен
  • воспитание аккуратности

Пересыпание зерен  из кувшина в кувшин

Прямая: научиться пересыпать зерна

Косвенные:

  • развитие глазомера
  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • координация, точность движений их контроль

Переливание

Прямая: научиться переливать воду

Косвенные:

  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • подготовка к математике
  • развитие глазомера, координация движений

Ношение сворачивание и разворачивание ковра

Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик

Косвенные:

  • развитие координации движения
  • воспитание самостоятельности, независимости, свобода выбора места работы

Сенсорика

Розовая башня

Прямая: изучение величины

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • развитие мелкой моторики
  • развитие и утончение визуального чувства

Коричневая лестница

Прямая: различие величины-длины

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, координации движений
  • подготовка к письму
  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка к математике

Развитие речи

Карточки «Овощи»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Карточки «Фрукты»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об овощах

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики

воспитание самостоятельности

Октябрь

Практическая жизнь

Сворачива-

ние салфеток

Прямая: научиться подметать

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде
  • воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Вытирание пыли

Прямая: научить вытирать пыль

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среда

Сметание со стола

Прямая: научиться подметать

 Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде

воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Сенсорика

Блоки цилиндров

Прямая: Восприятие и различение   величины

Косвенные:

  • развитие глазомера, логики, памяти
  • подготовка руки к письму
  • развитие координации и контроля движений
  • подготовка к десятичной системе счисления

Цветные таблички

Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов

Косвенные:

  •  развитие мелкой моторики
  •  концентрация внимания
  •  подготовка к письму, рисованию

Развитие речи

Карточки «Домашние животные»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания о домашних животных

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики

воспитание самостоятельности

Карточки «Лесные звери»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания о лесных зверях

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики

воспитание самостоятельности

Ноябрь

Практическая жизнь

Мытьё рук

Прямая: научить ребёнка заботиться  о себе, научить мыть руки

Косвенные:

  • развитие координации
  • развитие  мелкой моторики
  • подготовка к письму
  • развитие памяти
  • развитие логического мышления
  • развитие  аккуратности, культурно-гигиенических навыков

Мытьё стола

Прямая: научиться мыть стол

Косвенные:

  • подготовка к работе с другими материалами(стирка)
  • забота об окружающей среде
  • воспитание независимости, самостоятельности, умения концентрироваться
  • подготовка руки к письму

Сенсорика

Весовые таблички

Прямая: воспитание барического чувства

 Косвенные:

  • концентрация внимания
  • координация движения
  • подготовка к работе с весами

Конструктивные треугольники

Прямая: визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике.

Косвенные:

  • подготовка к изучению математики
  • развитие фантазии, воображения
  • развитие пространственной ориентации

Математика

Шершавые цифры

Прямая: Формирование и осознание понятия символ

Косвенные:

  • научить писать цифры
  • изучение названия цифр

Развитие речи

Металлические вкладыши

Прямая:  подготовка руки к письму,          рисованию

Косвенные:

  • восприятие формы
  • выражение своих мыслей
  • развитие творчества, воображения

Декабрь

Практическая жизнь

Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания, аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание
  • перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Сенсорика

Ткани

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму, языку

Красные штанги

Прямая: Различие величины (длины)

Косвенные:

  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка  к математике
  • развитие мелкой моторики, координации движений

Развитие речи

Карточки «Еда»

Прямая: Познакомиться и закрепить знания об продуктах питания

Косвенные:

  • расширение кругозора
  • развитие мелкой моторики
  • воспитание самостоятельности

Математика

Веретёна

Прямая: Введение понятия 0 (ноль), связь разрозненного количества от 0 до 9, написание 0, усвоение количества 0

Косвенные:

  • развитие зрительной, тактильной, слуховой памяти
  • развитие мелкой моторики
  • подготовка к работе с 0

Январь

Практическая жизнь

Стирка салфеток и полотенец

Прямая: научить стирать

Косвенные:

  • развитие самостоятельности, независимости
  • воспитание трудолюбия

Сенсорика

Ботанические рамки-вкладыщи

Прямая: развитие речи, формирования целостного восприятия формы,  составление целого из частей, способствует увеличению словарного запаса.

Геометрический комод

Прямая: различение форм, систематизация их и классификация

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие абстрактного мышления
  • развитие зрительной памяти

Февраль

Практическая жизнь

Плетение косы

Прямая: научить плести косы

Косвенные:

  • развитие моторно-зрительной координации
  • воспитание аккуратности
  • забота об окружающей среде

Мытьё посуды

Прямая: Научиться мыть посуду

Косвенные:

  • воспитание самостоятельности, независимости, трудолюбия

Март

Развитие речи

Подвижный алфавит (печатный)

Прямая: анализ и синтез звука, подготовка к письму

Косвенные:

  • звуковое письмо
  • повторение звуков
  • подготовка к фонетическому разбору
  • развитие музыкального слуха

письмо слева на право

Анатомические рамки-вкладыши

Прямая: развитие речи, формирования целостного восприятия формы,  составление целого из частей, способствует увеличению словарного запаса.

Апрель

Сенсорика

Тепловые таблички

Прямая: Изучение температуры предметов

Косвенные:

  • объяснение теплопроводности
  • изучение свойств предметов

Цветные цилиндры

Прямая цель: развитие творчества, сравнивание форм

Косвенные:

  • Развитие мелкой моторики и её совершенствование
  • Подготовка к математике (десятичная система счисления)

Геометрические тела

Прямая: Утончение стереогностического чувства

Косвенные:

  • подготовка к геометрии
  • развитие мелкой моторики

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы – строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,
  • зрительной и слуховой памяти

Май

Математика

Цифры и фишки

Прямая: построение числового ряда от 0 до 10

Косвенные:

  • усвоение связи количества с символом
  • подготовка к умножению и делению
  • осознание алгоритма образования чисел натурального ряда
  • знакомство с чётными и нечетными цифрами

Сенсорика

Биологический комод

Прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев.

Косвенная:

  • подготовка к изучению биологии;
  • подготовка к письму.

Биноминальный куб

Цели: Прямая:  развитие пространственной ориентации, построение биноминального куба на сенсорном уровне

  Косвенные:

  • подготовка к алгебре
  • развитие мышления, логики

Приложение 3

 План взаимодействия с родителями ребёнка

 с ДЦП на 2019-2020 учебный год

Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.

Задачи: - вовлекать родителей в образовательный процесс;

-формировать у родителей ответственность за здоровье своего ребёнка, мотивацию на здоровый образ жизни;

-напомнить родителям о факторах, способствующие укреплению и сохранению здоровья в домашних условиях;

-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

Период

Формы

взаимодействия

Содержание работы

Сентябрь

1.Консультация

«Адаптация  ребёнка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

2.Памятка

Возрастные и индивидуальные особенности детей с ДЦП

Октябрь

1.Круглый стол

« Монтессори-педагогика»

2.Памятка

«Режим дня в жизни ребёнка»

Ноябрь

1.Информация для родителей

«Формирование моторных навыков. Развитие крупной  и мелкой моторики»

2.Беседа

«Роль семьи в социализации ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста»

Декабрь

1.Практическое занятие, мастер-класс

«Как воспитать в ребёнке помощника.»

2.Мастер-класс

«Формирование игровой деятельности у детей»

Январь

1.Консультация

«Заповеди Марии Монтессори для родителей»

2. Беседа

«Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании»

Февраль

1.Мастер-класс

Знакомство с инновационной технологией развития дошкольников от 3 до 7(8) лет «Камнетерапия»

2.Практикум

Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Март

1.Консультация

Сенсорное воспитание как база дляизучения математики и овладение письмом

2.Памятка

«Формирование моторных навыков. Развитие крупной  и мелкой моторики» 

Апрель

1.Мастер – класс

« Артикуляционная гимнастика вместе с мамой»

2.Консультация – практикум

 «Развитие эмоций через творческую деятельность»

1.Памятка

«Чем занять ребёнка летом».

2.Практикум

«Чем заменить Монтессори материал в домашних условиях»

сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей

-способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Приложение 4

План взаимодействия с родителями ребёнка

 с ДЦП на 2020-2021 учебный год

Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.

Задачи: 

-формировать у родителей ответственность за здоровье своего ребёнка, мотивацию на здоровый образ жизни;

-напомнить родителям о факторах, способствующие укреплению и сохранению здоровья в домашних условиях;

-научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

-вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей

-способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Период

Формы

взаимодействия

Содержание работы

Сентябрь

1.Информация для родителей.

«Результаты индивидуального развития ребёнка, пути её совершенствования».

2. Памятка

«Поощрение в группе Монтессори»

Октябрь

1.Практическое занятие

 «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

2.Мастер-класс

«Материал по развитию речи

Расширение пассивного словаря»

Ноябрь

1.Консультация

«Давайте играть вместе – реализация потребности ребёнка в овладении языковыми средствами»

2. Практикум

«Пальцы помогают говорить».

Декабрь

1.Беседа

«Развитие коммуникации и общение у ребёнка с ДЦП

2.Консультация:

«Правильный дидактический материал»

Январь

1.Практическое занятие

 «Игры и упражнения для развития дыхания»

2.Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей»

Февраль

1. .Мастер-класс

«Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»

2. Беседа

«Детские капризы детей с ОВЗ, как их избежать»

Март

1.Консультация

«Игра -это серьёзно»

2. Практикум

«Песочная терапия для снятия психо-моторного напряжения детей с ОВЗ»

Апрель

1.Практическое занятие

«Игры и упражнения для развития правильного дыхания и воздушной струи»

2.Консультация

«Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

Май

1.Мастер-класс

«Использование арт-терапии для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей ОВЗ в домашних условиях»

2. Памятка

«Расширение кругозора и формирование пассивного словаря в летний оздоровительный период»

Приложение 5

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Радуга»

г.п.т. Приобье Октябрьский район

     2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво);

1 — иногда (умение или навык только формируется,      проявляется не регулярно);

    0 — никогда (умение или навык пока отсутствует).

        

Направление развития

Периоды пребывания ребенка в детском саду с 4 до 7(8)лет

4г.

-

4г.

6 мес.

4г.

6 мес.

-

5л.

5л.

-

5л.

6 мес.

5л.

6 мес.

-

6л.

6л.

-

6л.

6 мес.

6л.

6 мес.

-

7л.

7л.

6 мес.

-

8л.

     1. Социально-коммуникативное развитие

Социализация

1.

Отвечает на приветствие «Доброе утро!», «Как дела?», говорит и воспринимает слова «пожалуйста», «спасибо», «извините»

2.

Принимает помощь педагога и сверстников

3.

Просит о помощи, если она необходима (жесты)

4.

Старается тихо передвигать стул и закрывать дверь, не мешая другим

5.

Относится с уважением к работе других детей, не причиняя вреда

6.

Демонстрирует добрые чувства по отношению к другим детям

7.

Проявляет желание попробовать что-то новое (еда, вид работы, творчество)

8.

С радостью принимает участие в групповых занятиях по музыке, художественному творчеству, театрализации, физкультурных занятиях

9.

Принимает участие в дискуссиях, умеет слушать других

Самообслуживание и забота об окружающей обстановке

1.

Самостоятельно ориентируется в помещении детского сада

2.

Сам снимает расстегнутую кофту, куртку

3.

Сам пользуется туалетом и совершает гигиенические процедуры

4.

Сам стягивает носки

Сам надевает сапоги или сандалии

5.

Вытирает руки полотенцем после мытья

6.

Самостоятельно ест

7.

Сам убирает со стола, сворачивает рабочий коврик, вытирает за собой краску

8.

С удовольствием накрывает на стол, моет посуду, стирает

9.

Без напоминания задвигает стул к столу после того, как вышел из-за стола

10.

Самостоятельно засыпает в тихий час

11.

Ухаживает за цветами

Самодисциплина

1.

Способен сам выбрать себе работу

2.

Завершает начатое дело

3.

Концентрирует внимание на работе с материалом не менее 10 минут

4.

Работает самостоятельно, не мешая другим

5.

Без напоминания убирает материал после выполнения задачи

6.

Гибко реагирует на изменения в группе

7.

Выполняет простые поручения взрослого

               2.   Познавательное развитие

Познание с помощью органов чувств

1.

Может различать и подбирать одинаковые цвета, геометрические формы, цифры, буквы

2.

Может собирать по принципу уменьшения/увеличения

3.

Самостоятельно выстраивает сериационный ряд цветов от темного к светлому

4.

Может смешивать цвета, получая новые

5.

Определяет соответствия понятиям «больше — меньше», «длиннее — короче», «толще — тоньше», «шероховатый — гладкий»

6.

Знает и понимает «лево — право»

7.

Знает названия 12 цветов

8.

Знает названия геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, овал, многоугольники

9.

Знает названия геометрических тел: шар, куб, конус, призма, цилиндр, овоид, эллипсоид

Знания о себе и об окружающем мире

1.

Знает свои имя, фамилию и возраст

2.

Может назвать имена своих родителей, их профессию

3.

Может описать себя и нарисовать свой портрет

4.

Знает название родного города, страны, может раскрасить флаг России

5.

Называет свой домашний адрес

6.

Различает на картинке живое/неживое изображение

7.

Классифицирует мир животных, мир растений, мир человека

8.

Различает и называет части растения: корень, лист, стебель/ствол, цветок, плод

9.

Классифицирует растения по видам: деревья, кустарники, травы

10.

Может определить вид животных: рыба, птица, насекомое, рептилия, земноводное, млекопитающее

11.

Определяет части тела человека и животного и умеет их называть

12.

Дифференцирует предметы по их физическим свойствам: твердый — жидкий — газообразный; с магнитными свойствами и без; плавает — тонет; растворяется — не растворяется

13.

Различает понятия «вода — суша»

14.

Находит на географической карте Российскую Федерацию, ее столицу и свой родной город

15.

Знает и называет представителей животного и растительного мира родного края

Элементарные математические представления и навыки счета

1.

Считает устно от 1 до 10

2.

Знает цифры от 1 до 10

3.

Понимает значение чисел от 1 до 10

4.

Различает четные и нечетные числа от 1 до 10

5.

Считает десятками

6.

Определяет разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи

7.

Складывает с помощью счетного материала

8.

Вычитает с помощью счетного материала

9.

Умножает и делит с помощью счетного материала

10.

Выполняет некоторые арифметические действия без счетного материала

11.

Различает монеты и денежные знаки. Знает, как совершить размен и что такое

 сдача

12.

Знает дни недели, месяцы, времена года

13.

Определяет время: час, полчаса, 15 минут, 5 минут

                     3.Речевое развитие

Навыки письма

1.

Умеет обводить и штриховать с помощью рамок и вкладышей

2.

Знает отдельные буквы

3.

Пишет отдельные буквы

4.

Составляет слова из подвижного алфавита

5.

Пишет все буквы

6.

Переписывает слова с карточки

7.

Обводит короткий текст по образцу

Навыки чтения и восприятия прочитанного текста

1.

Складывает отдельные буквы в слоги и читает их

2.

Читает короткие слова

3.

Читает с пониманием короткий рассказ «про себя»

4.

Находит название рассказа по оглавлению в книге

5.

С удовольствием слушает сказки и истории, которые читают взрослые

4.Художественно-эстетическое развитие

Развитие художественного творчества

1.

С удовольствием рисует карандашами, фломастерами, красками, мелками

2.

Вырезает ножницами простые фигуры и делает аппликации

3.

Лепит из теста/пластилина/глины простые геометрические тела и фигуры

4.

Может придумать и выложить узор из природных и других материалов

5.

С удовольствием рассматривает репродукции картин. Различает жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт

Музыкальное развитие и опыт театрализации

1.

Наслаждается музыкой

2.

Ритмично двигается под музыку

3.

Чувствителен к тишине

4.

С удовольствием принимает участие в групповых музыкальных занятиях

5.

Ритмично играет на ударных и шумовых музыкальных инструментах

6.

Повторяет простые танцевальные движения и запоминает их

      5.  Физическое развитие

Развитие крупной моторики

1.

Демонстрирует соответствующую возрасту простую координацию движений: ходьбу, бег, прыжки

2.

Демонстрирует соответствующую возрасту сложную координацию движений: сохранение равновесия на одной ноге, баланс на бревне

3.

Сам раскачивается на качелях

4.

Выполняет упражнения по возрасту во время групповых физкультурных занятий

5.

Участвует в детских подвижных играх

 Развитие мелкой моторики

1.

Правильно держит ложку, вилку, нож и совершает соответствующие действия с ними

2.

Умеет резать ножницами, нанизывать бусы

3.

Правильно держит карандаш и кисть

Общее количество баллов

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».

Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...