Характеристика речи детей подготовительного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Балакирева Елена Владимировна

В статье описана характеристика речи детей подготовительного возраста (6-7 лет):  особенности грамматического строя речи, звукопроизношения, лексической и фонетической стороны речи, голоса, связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_rechi_detey_podgotovitelnogo_vozrasta.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речи детей подготовительного возраста (от 6 до 7 лет)

Грамматический строй речи

         Большое влияние на  формирование грамматически правильной речи ребёнка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.

          В процессе речевого общения ребёнок употребляет как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений он использует соединительные, противительные и разделительные союзы,

 иногда в сложные предложения включает причастные и деепричастные обороты.

   В этом возрасте ребёнок правильно согласовывает между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляет падежные окончания (трудности чаще возникают лишь при употреблении несклоняемых имён существительных).

       Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте.

   Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться   в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Звукопроизношение

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.    

      Задержки произносительной стороны речи выражаются в том, что ребёнок может ещё недостаточно чётко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как [с] и [ц], звонких и глухих, мягких и твёрдых звуков, а также [л] и [р], свистящих и шипящих: [с] - [ш], [сь] - [щ], [з] - [ж], [ц] - [ч].

          У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков:       чаще свистящих, шипящих, звуков [л] и [р], нечёткое или невнятное произнесение слов, особенно часто это наблюдается при ускоренной речи, неточное употребление в словах ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.

     К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает  правильным звуковым оформлением слов.

          Дети с дефектами речи (заикание, сложная  дислалия,   дизартрия,  ринолалия,  алалия, нарушения  голоса и др.)   направляются  к логопеду  в речевой детский сад,  где специалисты  окажут им соответствующую помощь.

       В   дальнейшем большинство  из  этих детей   поступают   в массовые   школы   и успешно   усваивают программный  материал.

Лексическая сторона речи

      На седьмом году жизни словарь ребёнка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается  со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую доступную тему. При рассказывании он стремится точно подбирать сова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая или грузовая,  обувь, одежда зимняя или летняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, указывая качество их работы. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинношеий жираф), эпитеты, понимать метафоры (море смеялось).

    У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух).

 Он понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, способен подбирать синонимы, может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в  них сходство и различие (белый как снег).

      Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточно большого словарного запаса ребёнка и умения пользоваться им.

    Однако и в этом возрасте дети ещё не всегда могут точно употреблять слова, нередко вместо названия предмета дают его описание, используют родовые понятия вместо видовых (дерево вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.

      Даже к моменту поступления ребёнка в школу его речь ещё не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении.

    Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребёнок ещё не в состоянии усвоить.

Связная речь

На седьмом году жизни речь ребёнка становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной.

   При пересказах, описаниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость высказываний. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм.

Он может сам придумать сказку, рассказ, рассказать

о своих переживаниях и чувствах.      

 Ребёнок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после изображённого.

     Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности тех или иных действий.

Фонетическая сторона речи. Голос.

Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно выговаривает все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может разговаривать тихо и даже шёпотом; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

  У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков:       чаще свистящих, шипящих, звуков [л] и [р], нечёткое или невнятное произнесение слов, особенно часто это наблюдается при ускоренной речи, неточное употребление в словах ударения, неправильное использование интонационных средств выразительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения

существует   тесная взаимосвязь, дошкольники с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

     Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети справляются с этими трудностями.

   Ребёнок, семи лет, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки  в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференциации (например, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д.

   Всё это будет необходимо для усвоения грамоты в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей пятого года жизни

Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни,  позволит выявит...

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Характеристика речи дошкольников старшего возраста

Характеристика речевого развития старших дошкольников...

Возрастные характеристики речи детей дошкольного возраста

В статье (см. файл "Возрастные харатеистики речи детей") отражены возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста пл разделам: лексика, грамматика, фонетика, связная речь. Информация по...

Консультация для родителей «Характеристика речи детей 6-7 лет. Подготовительная группа».

Консультация для родителей «Характеристика речи детей 6-7  лет. Подготовительная группа»....

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...